Единственный и неповторимый

Представьте себе пять обезьян в клетке. С потолка свисает гроздь бананов, а под ней стоит лестница. Одна из обезьян прыгает на лестницу и тянется к бананам. Тут же струя холодной воды окатывает остальных обезьян в клетке. Промокшие обезьяны нервничают, но через некоторое время успокаиваются.

Проходит несколько минут, и другая обезьяна забирается на лестницу, чтобы достать банан. Снова струя холодной воды обливает остальных обезьян; они волнуются и вскоре опять успокаиваются. И так, раз за разом, одна из обезьян забирается на лестницу, холодный душ ошеломляет остальных обезьян, - и все повторяется. Через некоторое время обезьяны научились останавливать всякую обезьяну, которая хочет подняться по лестнице. Они не готовы получать сомнительное удовольствие от холодного душа.

Когда все обезьяны «обучились» не подниматься на лестницу, одну из них заменили новой обезьяной, которая до этого в клетке не была. Новая обезьяна пытается подняться по лестнице за бананами, но, к ее удивлению, остальные обезьяны препятствуют ей. После нескольких попыток и новичок усваивает, что в этой клетке на лестницу не забираются. Меняют еще одну обезьяну. Эта новая обезьяна пытается прыгнуть на лестницу, и ее так же останавливают другие обитатели клетки. Обезьяна, помещенная в клетку перед ней, радостно присоединяется ко всем. Но, в отличие от других, она делает так по примеру остальных, не зная причины: ведь ее не обливали холодной водой.

Так одну за другой заменяют всех обезьян в клетке. Теперь в клетке находятся пять обезьян, которые никогда не пытались взобраться по лестнице и не предпринимают никаких попыток сделать это. Почему? Потому что они знают: так ведут себя в этой клетке.

Этот опыт (частично, кстати, основанный на научном исследовании), которым мы начали последнюю часть урока, наглядно демонстрирует психологическое явление, называемое стадным чувством. Однако ни один из нас не желает быть частью стада, потерять свою индивидуальность, действовать неосознанно только потому, что окружение ведет себя таким образом. Каждый из нас желает быть особым, и нам очень важно сохранить свою уникальность.

Потребность сохранить свою индивидуальность получает подтверждение, когда мы встречаемся с наукой каббала. Мы приходим учиться с сильно развитым желанием получать наслаждение, соответственно высока и наша потребность сохранить индивидуальность. Человек обращается к науке каббала с вопросом: «Кто я?». Об этом мы поговорим в последней части урока.

На протяжении всего курса мы учили, что мы постигаем Творца, поднявшись над желанием получать и соединившись с желаниями ближнего так, как будто на самом деле они являются нашими. Творец – это свойство отдачи. Он раскрывается нам через подобие свойств, когда мы связаны любовью и отдачей и отдаем другим частям души Адам Ришон.

Однако связь с другими, как условие духовного постижения, ставит перед человеком непростую задачу. С одной стороны, соединение является необходимым условием, но, с другой стороны, в нем пробуждается опасение, что связь с другими нивелирует его индивидуальность и его незначительная доля отменится множеством частей, составляющих общий духовный сосуд. Его сильное желание сохранить свою индивидуальность усугубляется непреодолимым конфликтом между необходимостью раствориться во всех и потребностью оставаться независимым.

Но нет причины бояться. На самом деле, все наоборот. Как мы уже говорили, в науке каббала содержится ответ на вопрос:«Кто я?». Именно в соединении с другими человек обретает себя и выражает свою индивидуальность.

Чтобы понять, о чем идет речь, мы обратимся к материалам урока о свободе выбора. В нашем мире у человека нет свободы выбора. Уже на атомно-молекулярном уровне он управляется желанием получать наслаждение по формуле «максимум удовольствия при минимуме усилий», что совершенно естественно и называется словом «эффекивность». Его развитие происходит в соответствии с генетическими данными, полученными от родителей, и вследствие влияния окружающей среды, которую он также не выбирал. Выходит, что в нашем мире нет ни одного действия, которое мы могли бы отнести к своим заслугам. Нет ни одного действия, в котором мы могли бы выразить свою индивидуальность.

Где же тогда свобода выбора человека? В подъеме над узким расчетом желания получать и в присоединении к душе Адам Ришон. Именно соединение с другими, сама точка соединения и есть место, где каждый может выразить свою индивидуальность. Каждый из нас представляет собой особую часть души Адам Ришон. Нет такого второго во всем мироздании. Нет и не будет никогда. Воссоединившись с душой Адам Ришон, человек вносит в совершенную общую картину особый оттенок, присущий только ему, и который только он может добавить. Точка его соединения с остальными частями души Адам Ришон - это точка свободы его выбора. Она определяет его отличие от остальных и указывает на его дополнение среди остальных и для всех.

Рав Кук писал в своем дневнике об ощущении истинной жизни, которая раскрывается через связь с остальными частями души Адам Ришон: «Слушайте меня, сыновья народа моего. Ощущая всем сердцем, из глубины души я говорю вам: в вас вся моя жизнь... Только вы, все вы, все ваши души, все поколения составляете смысл моей жизни. Вами я живу, только в вашем обществе мое существование наполнено смыслом, и называется жизнь. Без вас у меня нет ничего. Все надежды, все стремления, вся ценность жизни, всё это я нахожу только в сближении с вами, я нуждаюсь в связи со всеми вашими душами, я обязан любить вас бесконечной любовью».

В объединении всех составных частей в единой любви, вечной и независимой, когда каждый добавляет свой особенный оттенок в общее единое желание к духовности, раскрывается нам Творец во всем Его величии и во всей Его глубине. Нет никого, кроме Него.

Проверь себя:

· В какой точке находится связь между индивидуальностью человека и объединением разбитых частей души Адам Ришон?




double arrow
Сейчас читают про: