Направления в психотерапии

Итак, при всем уважении к другим направлениям классической психотерапии и при всех недостатках (справедливо и несправедли­во), отмеченных в психоанализе, можно уверенно сказать, что психотерапия в ее современном научном понимании началась именно с психоанализа. Автор этой концепции венский врач-клиницист Зигмунд Фрейд, который после наблюдения больных истерией в неврологической клинике Жана Мартина Шарко выступил со своей теорией психология, которая со временем приобрела всеобъемлющий характер системы философских взглядов. Фрейд изучал динамику истерии, после чего резюмировал следующий вывод: «Симптомы истерических пациентов зависят от потрясших их, но забытых моментов, психологических травм в жизни». Терапия основывалась на том, чтобы заставить пациентов вспомнить и воспроизвести эти переживания под гипнозом (катарсис). Фрейд убедился, что гипноз был, не на столько эффективным как он надеялся. Гипноз не позволял работать над противодействием пациента восстановлению в памяти травматических воспоминаний. В конце концов Фрейд отказался от гипноза совершенно. Вместо этого он поощрял своих пациентов к тому, чтобы свободно высказывать, сообщая любые мысли, пришедшие на ум, невзирая на то, каким образом эти мысли связаны с болезненными симптомами пациента

Влияние этого направления и личности его автора оказались настолько мощными, что коснулись практически всех культурных сфер жизни современ­ного общества: политики, религии, литературы и искусства.

Зигмунд Фрейд родился в семье Якоба Фрейда и Амалии Натансон. Якоб Фрейд родился в 1815 году в городе Тисмениця Ивано-Франковской области, в Галиции, и провел там первые 25 лет своей жизни. Там же он впервые женился и дал жизнь двум старшим братьям Зигмунда Фрейда - Эммануэлю и Филиппу. Кроме того, выяснилось, что мать Фрейда - Амалия Натансон - также родилась в Украине, в городе Броды, на Львовщине. Украинские историки допускают, что во Львовской области доныне могут проживать родственники Амалии. Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в городке Фрейберге, находящемся недалеко от границы Пруссии и Польши

Клинические наблюдения стимулировали Фрейда к постановке ряда оригинальных и важных вопросов. В этом несомненная его заслуга. Однако трактовка обсуждаемых фактов уже на ранних этапах развития фрейдизма вызвала протест даже у ближайших учеников Фрейда. Правильно поставив вопрос о важности инстинктивных форм деятельности, Фрейд гипертрофировал значение их до предела. Ведущая позиция его учения сводится к тому, что в основе жизни и всех тончайших ее проявлений лежит энергия либидо (энергия сексуального влечения), которая собственно и организует всю деятельность человека. Это основополагающее положение фрейдизма сразу делает акцент на биологических механизмах высших форм деятельности человека, а не на обстоятельствах его жизни. Жизнь, согласно взглядам Фрейда, направляется влечением к жизни и влечением к смерти, к разрушению. Все внешние факторы окружающей среды – всего лишь преходящие, несущественные обстоятельства.

Не менее важной, главной заслугой Фрейда считается то, что он ввел в науку по­нятие бессознательного, причем не как мистическую и не под­дающуюся изучению и контролю категорию, а как сферу, изучае­мую и управляемую не прямыми, а косвенными методами, целую систему которых он разработал и уточнял в течение успешной многолетней практической деятельности. Бессознательные психические процессы, которые рассматриваются как основные детерминанты личностного развития, как основные факторы, движущие силы, определяющие и регулирующие поведение и функционирование человеческой личности. В целом, психическая жизнь человека рассматривается как выражение бессознательных психических процессов. Содержание бессознательного составляют инстинктивные побуждения, первичные, врожденные, биологические влечения и потребности, которые угрожают сознанию и вытесняются в область бессознательного.

Концепция личности. Рассматривая проблему организации психики, проблему личности, Фрейд создал две модели: топографическую (уровни сознания) и структурную (личностные структуры). Согласно топографической (более ранней) модели, в психической жизни человека можно выделить три уровня:

· сознание (Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний которые вы осознаете в данный момент). Например сейчас Ваше сознание вмещает в себя мысли Фрейда по поводу концепции организации личности, а также смутное ощущение надвигающегося голода. Чтобы в данный момент ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержание осознается лишь в течении короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или безссознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

· предсознательное (то, что не осознается в данный момент, но достаточно легко может быть осознано) – например, вы можете вспомнить все, что вы делали в прошлую субботу вечером; все города в которых вам довелось быть; свои любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера своему другу. Предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

· и бессознательное (то, что не осознается в данный момент, и практически не может быть осознано человеком самостоятельно). Безссознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область безссознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые не осознаются. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Фрейд не первым обратил внимание на значение бессознательных процессов в поведении человека. Некоторые философы XVIII и XIX веков предполагали, что основное содержание внутреннего мира не доступно для осознания (Хеленберг, Ницше). Однако в отличии от своих идейных предшественников, Фрейд придал концепции безсознательной жизни эмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимся вне сферы сознания.

Более поздняя модель личностной организации — структурная. Согласно этой модели личность включает три структуры, три инстанции: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

Ид – происходит от латинского «оно», и означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция) которые наполняют наше поведение энергией. Ид это нечто темное, биологическое, хаотическое, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Ид действует согласно принципу удовольствия, стремится к немедленной разрядке напряжения, которое вызывается первичными (биологическими, (особенно сексуальными и агрессивными)) побуждениями, не учитывая никаких социальных норм, правил, требований, запретов, не ведая ни страха, ни тревоги.

Эго (разум, или от лат. «я») направляет и контролирует инстинкты, а также является компонентом психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром, чтобы отвечать и соответствовать требованиям социальной реальности. Эго действует согласно принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Например, выражение сексуальной потребности откладывается до тех пор, пока не появится подходящий объект и обстоятельства. Итак, когда объект и условия идеальны, поведением управляет принцип удовольствия. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности, направляя поведение в нужное русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным для самого человека и других людей образом.

Супер-Эго (от лат. «сверх-я») — это моральный аспект личности, совесть и идеальное Я, внутренний цензор, система ценностей. Оно формируется в процессе воспитания и социализации индивида за счет усвоения социальных норм, ценностей, стереотипов поведения. Супер-Эго действует согласно морально-этическому принципу, осуществляя контроль над поведением человека (самоконтроль) и препятствует проявлению внутренних импульсов, которые не соответствуют социальным нормам и стандартам. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать правильно-неправильно, хорошо-плохо, нравственно-безнравственно (3-5 лет). Совесть приобретается посредством родительских наказаний (чувство вины когда родители наказывают за непослушное поведение, поощрительный аспект супер-эго - это эго-идеал, формируется когда родители высоко ценят и одобряют поведение ребенка, что вызывает чувство самоуважения и гордости. Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, будет всегда гордиться своими академическими достижениями).

Таким образом, Ид стремится к немедленной разрядке напряжения и не соотносится с реальностью. Супер-Эго препятствует реализации этих желаний и стремится подавить их. Эго, напротив, способствует осуществлению желаний Ид, но стремится соотнести их с реальностью, с требованиями и ограничениями социальной среды, становясь, тем самым, ареной борьбы между Ид и Супер-Эго, между первичными потребностями и моральными нормами, правилами, требованиями, запретами. Если давление на Эго является чрезвычайно сильным, то возникает тревога.

Тревога. Тревога, с точки зрения Фрейда, является функцией Эго и предупреждает Эго о надвигающейся опасности, угрозе, помогая личности реагировать в подобных ситуациях (ситуациях опасности, угрозы) безопасным, адаптивным способом. Фрейд выделял три типа тревоги: объективную, или реалистическую (связанную с воздействиями внешнего мира - возникает в ответ на реальные опасности окружающего реального мира), невротическую (связанную с воздействиями Ид - Невротическая тревога по сути является страхом перед наказанием за неконтролируемое проявление потребностей Ид, она возникает в результате воздействия импульсов Ид и опасности, что они будут осознаны, но не могут контролироваться) и моральную (связанную с воздействиями Супер-Эго -Моральная тревога основана на опасениях перед наказанием со стороны Супер-Эго, которое предписывает поведение, соответствующее социальным стандартам. Моральная тревога — это страх перед наказанием за следование инстинктивным побуждениям, чувство вины или стыда, возникающие у человека, когда он совершает или хотел бы совершить поступки, противоречащие моральным нормам и правилам (требованиям Супер-Эго).

Защитные механизмы. Тревога вызывает и активизирует защитные механизмы (механизмы защиты). Защитные механизмы — это определенные приемы, используемые Эго и направленные на снижение напряжения и тревоги. Функция защитных механизмов заключается в том, чтобы предохранить Эго от тревоги. В литературе выделяют различные виды защитных механизмов. Рассмотрим некоторые из них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: