Являясь подсистемой единой системы исполнительной власти, таможенные органы занимают в системе органов исполнительной власти специфическое место. Эта специфика определяется выполняемыми таможенными органами задачами и функциями, возлагаемыми на них государством.
В соответствии с положениями ст. 313 ТК РБ таможенные органы выполняют следующие функции:
- осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
- взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей;
- обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров через таможенную границу;
- осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в РБ и их вывоз из РБ, установленных законодательством и (или) международными договорами РБ по основаниям экономического и неэкономического характера;
- обеспечивают в пределах свой компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
- ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечения незаконного вмешательства в аэропортах РБ в деятельность международной гражданской авиации;
- осуществляют в пределах своей компетенции налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право на осуществление которых или на участие в осуществлении которых предоставлено таможенным органам в соответствии с законодательством;
- ведут таможенную статистику внешней торговли РБ и специальную таможенную статистику;
- обеспечивают выполнение международных обязательств РБ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
- осуществляют информирование и консультирование по вопросам таможенного регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
- осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов;
- проводят научно-исследовательскую работу в области таможенного дела.
Возложенные на них функции таможенные органы выполняют как самостоятельно, так и с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами.
В ст. 318 ТК законодатель указал конкретно, что «Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами в порядке, определяемом нормативными правовыми актами, носящими межведомственный характер, или соглашениями между таможенными органами и иными государственными органами РБ».
В этой же норме закреплены взаимные обязательства таможенных органов и иных органов государственного управления о порядке действий в случае обнаружения в процессе своей функциональной деятельности признаков административного правонарушения. Иные государственные органы обязаны передать информацию по выявленным правонарушениям в сфере таможенных правоотношений таможенным органам, а последние передают выявленную информацию о правонарушениях не в сфере таможенного дела соответствующим компетентным органам.
ГТК РБ является государственным органом, ответственным за организацию борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями. Иные государственные органы в пределах своей компетенции должны оказывать содействие ГТК РБ в выполнении указанной функции.
Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в различных формах –административно-правовой, уголовно-правовой, оперативно-розыскной, которые взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и являются средствами достижения целей и решения задач, стоящих перед таможенными органами (ч.2 ст. 1 ТК).
Административно-правовая форма правоохранительной деятельности таможенных органов проявляется в ходе выявления и пресечения административных правонарушений в сфере таможенного дела путем осуществления операций таможенного и валютного контроля, таможенного оформления товаров. Эти действия осуществляются в форме проведения административного разбирательства, составления протоколов в соответствии с Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях, рассмотрения дел об АТП в пределах предоставленной таможенных органам компетенции, наложения взысканий и обеспечения их исполнений.
Уголовно-правовая форма правоохранительной деятельности таможенных органов как органов дознания проявляется в возбуждении уголовных дел, отнесенных УПК РБ к их компетенции (ст.ст. 228-231 УК РБ), проведении дознания или выполнении неотложных следственных действий.
Важной формой правоохранительной деятельности таможенных органов является обеспечение собственной безопасности, сочетающей в себе меры внутреннего административного контроля, оперативно-розыскные меры и меры физической и технической охраны таможенных объектов, сотрудников таможенных органов и членов их семей.
Одной из форм деятельности таможенных органов, сочетающей в себе элементы правоохранительной и специальной (розыскной) деятельности, является оперативно-розыскная деятельность. Назначение этой формы деятельности заключается в применении специальных методов, в том числе конспиративных, для повышения эффективности таможенного контроля, в выявлении признаков и фактов подготовки и совершения таможенных преступлений, причастных к ним лиц, причин и условий, способствующих их совершению, предотвращению вреда интересам государства.