Государственный таможенный комитет

Как ранее отмечалось, общее руководство таможенным делом осуществляет Президент РБ (ч.3 ст. 2 ТК). ГТК является республиканским органом государственного управления (органом исполнительной власти), осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом на всей территории РБ (ч. 3 ст. 2 ТК). ГТК обеспечивает реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории РБ. Правовое положение ГТК РБ, его задачи и функции, права и обязанности, организационная структура определяются ТК РБ, «Положением о ГТК РБ», утвержденном Указом Президента РБ от 21.04. 2008 г., а также в другими нормативными актами. Выделим его наиболее значимые направления функциональной деятельности. ГТК:

- принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в сфере таможенного дела;

- по согласованию с Президентом Республики Беларусь создает, ликвидирует и реорганизует таможни, а также организации, подчиненные ГТК;

- осуществляет руководство таможнями и организациями, подчиненными ГТК;

- организует работу по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, совершаемых должностными лицами таможенных органов, работниками организаций, подчиненных ГТК, обеспечивает решение этих задач во взаимодействии с иными правоохранительными органами;

- осуществляет в пределах своей компетенции оперативно-розыскную деятельность, дознание, производство по делам об административных правонарушениях и в установленном порядке привлекает лиц к ответственности за совершение административных правонарушений;

- организует в пределах своей компетенции проведение таможенными органами таможенных проверок, утверждает методику проведения таможенных проверок и форму акта таможенной проверки;

- в пределах своей компетенции в установленном порядке заключает международные договоры межведомственного характера с соответствующими государственными органами иностранных государств и (или) международными организациями, участвует в заключении иных международных договоров и осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями по вопросам таможенного дела, а также обеспечивает выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела;

- обеспечивает единообразное применение таможенными органами и организациями, подчиненными ГТК, таможенного и иного законодательства;

- организует в пределах своей компетенции валютный контроль, контролирует работу таможен при осуществлении ими валютного контроля и др.

ГТК РБ непосредственно подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы.

Таможни являются государственными органами, действуют на основании положений, утверждаемых ГТК РБ (ч.4 ст. 312 ТК), в которых закреплена их структура, определены цели и задачи функциональной деятельности, обладают правами юридического лица, имеют самостоятельный баланс, свой расчетный счет, печать с изображением Государственного герба РБ и со своим наименованием, финансируются за счет средств республиканского бюджета и иных, предусмотренных законодательством источников.

Структура таможен зависит от характера возложенных на них задач. Но, в целом в организационном отношении они построены на основании «Типового положения о таможне», утвержденном Приказом ГТК от 25. 08. 1999 г. № 378-од по типовой схеме, которые состоят из отделов: оперативные, кадров, технических средств таможенного контроля, связи и информационных технологий, бухгалтерского учета и контроля, контроля за доставкой товаров, обеспечения таможенных операций, по борьбе с контрабандой и АТП, таможенных расследований, организации таможенного контроля, таможенных платежей и др. ТК не выделяет в качестве самостоятельного системного звена таможенных органов таможенные посты, находящиеся в оперативном подчинении территориальной таможни и расположенные в регионе ее действия.

Таможня относится к правоохранительным органам РБ, является органом дознания по уголовным делам, отнесенным УПК РБ к их компетенции, осуществляет оперативно-розыскную деятельность, а также производство по делам об административных таможенных правонарушениях.

Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчинённости и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим. Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определённой компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.

Таможенные органы осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с таможенными лабораториями, научно-исследовательскими учреждениями, учебными заведениями, вычислительными центрами и другими предприятиями, учреждениями, организациями, подведомственными ГТК. Основное назначение этих предприятий, учреждений и организаций, именуемых в общем виде организациями таможенной службы,  создавать условия для выполнения таможенными органами возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: