Сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятия. В дошкольном возрасте активно развиваются основные виды чувствительности (слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная и др.). Формируется в этот период и восприятие ребёнком пространства, времени, движения.
Внимание. Успехи ребёнка в овладении деятельностью в значительной степени зависят от сосредоточенности и направленности психики, от внимания. На самом раннем этапе внимание выступает в связи с ориентировочным рефлексом, который И. П. Павлов метко назвал «Что такое?». Первые ориентировочные реакции у ребёнка вызывают раздражители, связанные с питанием. Проявление зрительного сосредоточения родители могут зафиксировать уже на 10—12-й день жизни ребёнка. В конце 3-й недели внимание ребёнка привлекают громкие звуки, яркие предметы. В младенческом и раннем возрасте внимание ребёнка носит непроизвольный характер, возникает без заранее поставленной цели, без волевого усилия и обусловливается яркими, сильнодействующими раздражителями. На протяжении всего 1-го года жизни (и позднее) наиболее сильнодействующим для ребёнка раздражителем, способным вызвать и поддержать его внимание, является взрослый.Овладение ребёнком-дошкольником новыми видами деятельности (игровая, художественная, трудовая, учебная) неуклонно повышает требование к его вниманию. В деятельности возникает новый вид внимания — произвольное, сугубо человеческое. Формирование произвольного внимания начинается с того, что взрослый с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание ребёнка к определённым сторонам деятельности. Произвольное внимание дошкольника может перерасти в послепроизвольное, которое носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий. Главной побудительной силой послепроизвольного внимания является устойчивый интерес ребёнка не только к результату деятельности, но и к самому процессу её выполнения. На протяжении дошкольного периода увеличивается продолжительность сосредоточения внимания, его объём, способность к распределению, переключению.
|
|
Память ребёнка (запоминание, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение того, что было) в раннем возрасте носит преимущественно непроизвольный, непреднамеренный характер и на начальном этапе включена в процессы ощущения и восприятия (или тесно связана с ними). Память ребёнка избирательна. Ребёнок быстро и надолго запоминает то, что ему интересно, что связано с его эмоциональными переживаниями. У дошкольников можно заметить проявление разных видов памяти. Однако наиболее развита в этом возрасте двигательная, образная, эмоциональная память, слабее — словесная. Уже в дошкольные годы совершается переход от непроизвольного запоминания и припоминания к преднамеренному. Дети гораздо лучше запоминают то, что необходимо им в трудовом процессе, игре; значительно труднее для них произвольное запоминание, не связанное с важным для них мотивом.Для запоминания материала ребёнок использует различные способы. Механическое запоминание основано на многократном повторении.
|
|
Воображение ребёнка имеет ряд особенностей. Особая яркость, наглядность, подвижность, изменчивость, эмоциональность отличают образы его воображения. Дети стремятся к эмоционально насыщенным ролям.
Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение действительности, высшая ступень человеческого познания. В дошкольные годы значительно расширяется кругозор ребёнка, увеличивается объём усваиваемой им информации.В раннем и младшем дошкольном возрасте мышление вплетено в практическую, игровую деятельность ребёнка. С её помощью он познаёт окружающую действительность, образует простейшие обобщения. Генетически самой ранней формой мышления является наглядно-действенное мышление. Большое значение в развитии мышления в раннем возрасте имеет формирование у ребёнка первичных представлений о причинных связях. Постепенно под влиянием усложнения практической деятельности и развития речи у ребёнка возникает образное и словесно-логическое мышление.В дошкольном возрасте ребёнок овладевает такими формами мышления, как понятие, суждение, умозаключение. С возрастом понятие о предметах и явлениях действительности у ребёнка становится глубже, обобщённее, в них включаются всё более существенные качества. Понятия дошкольников складываются на основе чувственного опыта, представлений. Поэтому так велика в их формировании роль правильно организованного родителями опыта ребёнка, их умения руководить наблюдениями малыша.Мышление ребёнка проявляется и в его суждениях и в умозаключениях.
10.Развитие личности в первые 7 лет. "Кризис трехлеток": причины и симптоматика.
Общими особенностями возрастных кризисов детства являются изменение системы связей ребенка с окружающим миром. Во всех случаях кризисы возникают во время кардинальных психологических изменений и смены ВВД. Кризис новорожденности. – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Взрослый обеспечивает ребенка питанием, защищает его от холода и т.п. у новорожденного нет ни одной сложившейся формы поведения, ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Но у новорожденного есть врожденные рефлексы, однако они не служат основой для формирования человеческих форм поведения.Первый объект который выделяет новорожденный – это человеческое лицо, условный раздражитель.Комплекс оживления возникает из положительной эмоциональной реакции на лицо матери. В комплексе оживления зарождается координация движений. Комплекс оживления – это попытка воздействовать на взрослого. Появление его представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.
Кризис 1 года. Этому возрасту предшествует стадия зависимости. Представления о характере его окружения складываются у него под влияние процесса кормления. Всасывание еды, ассоциируется с ощущением безопасности. В этот период у ребенка развиваются представления о том, как живется зависимому человеку. Нормальное протекание периода зависимости является основой для естественного перехода к следующей стадии развития. Кризис 1 года, объясняется появление автономной (латентой) детской речи, и отчасти самостоятельной ходьбы. Они приводят к изменению отношения ребенка к среде. Ребенок, требуя желаемого, громко кричит, бросается на пол, плачет и т.д.
|
|
Кризис 3 лет. К 3 годам у ребенка складывается представление о себе. Ведущей является пространственная зрительная память. Появляется произвольная форма запоминания слов. Способность осуществлять классификацию объектов по форме и цвету проявляется у большинства детей во 2-м полугодии 2-го года жизни. В раннем детстве быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания
Дошкольный возраст (3-7). Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление. формирование словесно-логического мышления. Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью. В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. Словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память. Для 3-5-летних характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.
|
|