Вопрос развитие познавательных процессов в первые 7 лет

Сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятия. В дошкольном возрасте активно развиваются основные виды чувствительности (слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная и др.). Формируется в этот период и восприятие ребёнком пространства, времени, движения.

Внимание. Успехи ребёнка в овладении деятельностью в значительной степени зависят от сосредоточенности и направленности психики, от внимания. На самом раннем этапе внимание выступает в связи с ориентировочным рефлексом, который И. П. Павлов метко назвал «Что такое?». Первые ориентировочные реакции у ребёнка вызывают раздражители, связанные с питанием. Проявление зрительного сосредоточения родители могут зафиксировать уже на 10—12-й день жизни ребёнка. В конце 3-й недели внимание ребёнка привлекают громкие звуки, яркие предметы. В младенческом и раннем возрасте внимание ребёнка носит непроизвольный характер, возникает без заранее поставленной цели, без волевого усилия и обусловливается яркими, сильнодействующими раздражителями. На протяжении всего 1-го года жизни (и позднее) наиболее сильнодействующим для ребёнка раздражителем, способным вызвать и поддержать его внимание, является взрослый.Овладение ребёнком-дошкольником новыми видами деятельности (игровая, художественная, трудовая, учебная) неуклонно повышает требование к его вниманию. В деятельности возникает новый вид внимания — произвольное, сугубо человеческое. Формирование произвольного внимания начинается с того, что взрослый с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание ребёнка к определённым сторонам деятельности. Произвольное внимание дошкольника может перерасти в послепроизвольное, которое носит целенаправленный характер, но не требует постоянных волевых усилий. Главной побудительной силой послепроизвольного внимания является устойчивый интерес ребёнка не только к результату деятельности, но и к самому процессу её выполнения. На протяжении дошкольного периода увеличивается продолжительность сосредоточения внимания, его объём, способность к распределению, переключению.

Память ребёнка (запоминание, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение того, что было) в раннем возрасте носит преимущественно непроизвольный, непреднамеренный характер и на начальном этапе включена в процессы ощущения и восприятия (или тесно связана с ними). Память ребёнка избирательна. Ребёнок быстро и надолго запоминает то, что ему интересно, что связано с его эмоциональными переживаниями. У дошкольников можно заметить проявление разных видов памяти. Однако наиболее развита в этом возрасте двигательная, образная, эмоциональная память, слабее — словесная. Уже в дошкольные годы совершается переход от непроизвольного запоминания и припоминания к преднамеренному. Дети гораздо лучше запоминают то, что необходимо им в трудовом процессе, игре; значительно труднее для них произвольное запоминание, не связанное с важным для них мотивом.Для запоминания материала ребёнок использует различные способы. Механическое запоминание основано на многократном повторении.

Воображение ребёнка имеет ряд особенностей. Особая яркость, наглядность, подвижность, изменчивость, эмоциональность отличают образы его воображения. Дети стремятся к эмоционально насыщенным ролям.

Мышление — это опосредованное и обобщённое отражение действительности, высшая ступень человеческого познания. В дошкольные годы значительно расширяется кругозор ребёнка, увеличивается объём усваиваемой им информации.В раннем и младшем дошкольном возрасте мышление вплетено в практическую, игровую деятельность ребёнка. С её помощью он познаёт окружающую действительность, образует простейшие обобщения. Генетически самой ранней формой мышления является наглядно-действенное мышление. Большое значение в развитии мышления в раннем возрасте имеет формирование у ребёнка первичных представлений о причинных связях. Постепенно под влиянием усложнения практической деятельности и развития речи у ребёнка возникает образное и словесно-логическое мышление.В дошкольном возрасте ребёнок овладевает такими формами мышления, как понятие, суждение, умозаключение. С возрастом понятие о предметах и явлениях действительности у ребёнка становится глубже, обобщённее, в них включаются всё более существенные качества. Понятия дошкольников складываются на основе чувственного опыта, представлений. Поэтому так велика в их формировании роль правильно организованного родителями опыта ребёнка, их умения руководить наблюдениями малыша.Мышление ребёнка проявляется и в его суждениях и в умозаключениях.

10.Развитие личности в первые 7 лет. "Кризис трехлеток": причины и симптоматика.

Общими особенностями возрастных кризисов детства являются изменение системы связей ребенка с окружающим миром. Во всех случаях кризисы возникают во время кардинальных психологических изменений и смены ВВД. Кризис новорожденности. – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Взрослый обеспечивает ребенка питанием, защищает его от холода и т.п. у новорожденного нет ни одной сложившейся формы поведения, ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Но у новорожденного есть врожденные рефлексы, однако они не служат основой для формирования человеческих форм поведения.Первый объект который выделяет новорожденный – это человеческое лицо, условный раздражитель.Комплекс оживления возникает из положительной эмоциональной реакции на лицо матери. В комплексе оживления зарождается координация движений. Комплекс оживления – это попытка воздействовать на взрослого. Появление его представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Кризис 1 года. Этому возрасту предшествует стадия зависимости. Представления о характере его окружения складываются у него под влияние процесса кормления. Всасывание еды, ассоциируется с ощущением безопасности. В этот период у ребенка развиваются представления о том, как живется зависимому человеку. Нормальное протекание периода зависимости является основой для естественного перехода к следующей стадии развития. Кризис 1 года, объясняется появление автономной (латентой) детской речи, и отчасти самостоятельной ходьбы. Они приводят к изменению отношения ребенка к среде. Ребенок, требуя желаемого, громко кричит, бросается на пол, плачет и т.д.

Кризис 3 лет. К 3 годам у ребенка складывается представление о себе. Ведущей является пространственная зрительная память. Появляется произвольная форма запоминания слов. Способность осуществлять классификацию объектов по форме и цвету проявляется у большинства детей во 2-м полугодии 2-го года жизни. В раннем детстве быстро развиваются разнообразные познавательные функции в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). В это же время у ребенка начинают проявляться коммуникативные свойства, интерес к людям, общительность, подражание, формируются первичные формы самосознания

Дошкольный возраст (3-7). Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление. формирование словесно-логического мышления. Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на 3 году жизни ребенка, а к 7 годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью. В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. Словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память. Для 3-5-летних характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: