Раскройте стороны конструктивной деятельности дошкольника и виды конструирования. Определите условия, необходимые для развития конструктивной деятельности

Предпосылки конструктивной деятельности закладываются уже в раннем возрасте. Ребенок овладевает предметными действиями, у него развивается зрительно-двигательная координация, происходит отделение действия от предмета и себя от своих действий.

Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать машина. Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения.

В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием. Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, взрослый тут же отмечает: «Какой красивый, высокий мост. По нему поедет машина (или пойдет кукла)», - и побуждает ребенка совершать соответствующие игровые действия.

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры. Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при ее создании необходимо учитывать ряд важных условий. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов.

В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет строго фиксированную функцию и тесно связан с другими в единое целое, а детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к определенному сооружению. Не включая всех элементов, постройка напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета.

Выделяют такие виды конструирования:

1) конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертеж, план, рисунок);

2) конструирование по условиям – требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, надо построить домик для матрешки, а матрешка имеет определенный размер);

3) конструирование по замыслу.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, значение которой состоит в следующем:

1) Дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

2) Позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.), но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяженность и др.).

3) На ее основе ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого.

В 3-4 года - ребенок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали.

В 4-5 лет - достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга.

В 5-6 лет - может провести самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа.

В 6-7 лет ребенок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника.

Место и влияние конструирования на психическое развитие. Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и воли. Успешность зависит от умения удержать цель деятельностиисамостоятельно ее ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета для придания устойчивости сооружаемой постройки.

Охарактеризуйте структурные компоненты педагогической деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования. Сформулируйте пути и средства профессионального самосовершенствования.

Педагогическая деятельность воспитателя имеет много общего с деятельностью учителя, но существует и ряд специфических особенностей, которые отличают эти виды пед. деятельности. Деятельность воспитателя состоит из ряда умений и навыков, которые обеспечивают эффективность его работы:

- гностический компонент – познание детей, их особенностей, знакомство с родителями, семейной микросредой ребенка, анализ собственной деятельности и опыта коллег. Методы познания разнообразны: беседа, эксперименты, социометрия, анализ детских рисунков, наблюдение и т.д. Воспитателю важно иметь объективный образ реьенка, поскольку только в этом случае он будет его понимать и иметь возможность содействовать его личностному развитию.

Показателями педагогического мастерства гностического плана являются:

· способность верно охарактеризовать группу в целом, определить ее структуру;

· способность к адекватной оценке развития детей по существенным для данного возраста параметрам;

· способность предвидеть особенности дальнейшего становления ребенка;

· способность объяснить причины поведения ребенка, выявить его мотивы.

- к конструктивному компоненту педагогической деятельности относится планирование работы с детьми. Воспитателю необходимо учитывать, что в данном возрастном периоде ведущая деятельность – игра, поэтому необходимо ей уделять пристальное внимание. Конструктивные способности обнаруживаются в умении планировать деятельность ребенка как на короткий, так и на более длительный период, а также в способности предвидеть затруднения в работе и в создании условий для их предотвращения.

- организаторский компонент – уметь организовать коллективную, индивидуальную и групповую деятельность детей, организация и руководство игрой детей, организация совместной деятельности с родителями, умение организовать собственную деятельность.

- коммуникативный компонент – умение эффективно организовывать коммуникативную деятельность в процессе общения. Воспитатель должен учитывать изменяющуюся в процессе дошкольного периода потребность ребенка в общении со взрослыми, развивать ее. Общение в «зоне ближайшего развития» способствует развитию ребенка, возникновению новообразований, реализацию его возможностей. Умение и желание найти индивидуальный подход к родителям ведет к успешности работы с семьей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow