Безопасность жизнедеятельности

Учебно-методическое пособие по изучению и выполнению контрольных заданий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов заочной формы обучения технологических специальностей

Краснодар

2009г.

Составители: проф. Ксандопуло С.Ю., доц. Ригер Т.В., доц. Бажина Т.П., доц. Соловьева Ж.П., доц. Мелехина О.В., доц. Шурай С.П.

УДК

Безопасность жизнедеятельности. Методические указания по изучению и выполнению контрольных заданий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов заочной формы обучения технологических специальностей /Сост.: проф. Ксандопуло С.Ю., доц. Ригер Т.В., доц. Бажина Т.П., доц. Соловьева Ж.П., доц. Мелехина О.В., доц. Шурай С.П. Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. безопасности жизнедеятельности. - Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2009.- с.

Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета

Библиогр.: 23 назв.

Рецензенты: проф. Соболев Э. М.

доц. Сапрыкина Н. В.

Содержание

  Введение……………………………………………………………..  
  Программа и методические указания по темам курса  
  Раздел I. Общетеоретические основы безопасности жизнедеятель­ности  
  Раздел 2. Безопасность жизнедеятель­ности в производственной среде  
  Раздел 4. Безопасность жизнедеятель­ности в чрезвычайных ситуациях  
  Контрольная работа. Вопросы для контрольной работы Задачи для контрольной работы.  
  Список рекомендуемой литературы  

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Введение

Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" входит в учебные планы всех инженерных специальностей. Предлагаемые методические указания предназначены для студентов заочной фор­мы обучения технологических специальностей Кубанско­го государственного технологического университета.

Создание здоровых и безопасных условий труда имеет свою специфику в каждой отрасли народного хозяйства.

Учебный план дисциплины "Безопасность жизнедеятельнос­ти" включает в себя следующие виды учебных занятий: лекции, лабораторный практикум, самостоятельную работу с литературой, выполнение контрольной работы, сдачу экзамена по теоретическому курсу, разработку раздела "Безопасность жизне­деятельности" в дипломном проекте (дипломной работе).

Установочные лекции, лабораторные и практические занятия по названной дисциплине читаются по составленному учебной частью расписанию в начале семестра, в котором эта дисциплина изучается. Ввиду ограниченного объема часов в лекционном курсе рассматриваются только узловые воп­росы дисциплины, изменения в нормативно-технической докумен­тации, даются рекомендации по использованию учебной и спра­вочной литературы.

Лабораторный практикум посвящен получению навыков прак­тического измерения различных параметров условий труда. Коли­чество выполняемых лабораторных работ определяется исходя из того, что выполнение каждой работы рассчитано на два академи­ческих часа. Тематика лабораторных работ определяется ведущим преподавателем. Отработка лабораторного практикума произво­дится согласно расписанию в период экзаменационной сессии.

В процессе работы с литературой следует иметь в виду, что в предлагаемой методике перечислены только основные виды учебной и справочной литературы.

Существенную помощь в изучении дисциплины может ока­зать посещение выставок по охране труда и противопожарной технике, организованных во многих городах страны. В городе Краснодаре постоянная пожарно-техническая выставка функциони­рует по адресу: ул. Мира, 56, тел. 59-2I-II.

Контрольную работу студент выполняет в стандартной ученической тетради, затем высылает или представляет лично на кафедру безопасности жизнедеятельности для проверки и рецен­зирования. В рецензии преподаватель указывает допущен­ные студентом ошибки, рекомендует дополнительные источники для проработки. После исправления всех замечаний студент за­щищает контрольную работу во время устного собеседования с преподавателем.

К экзамену по курсу студент допускается при наличии положительной рецензии на контрольную работу и отработки лабораторного практикума. На экзаме­не к студенту предъявляются требования в объеме прог­раммы, приведенной в настоящих методических указаниях. С конт­рольными вопросами, из которых компонуются экзаменационные билеты, студенты могут быть ознакомлены ведущим преподавателем. Выполнение раздела "Безопасность жизнедеятельности" в диплом­ном проекте регламентируется отдельными методическими указа­ниями.

В течение учебного семестра для студентов заочной фор­мы обучения организуются индивидуальные, а перед экзаменом групповые консультации.


ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ КУРСА

Раздел 1. Общетеоретические основы безопасности жизнедеятельности

Тема 1.1 Объективные предпосылки возникновения и эволюции системы научных знаний о безопасности жизнедеятельности (БЖД)

Понятие о среде обитания человека. Окружающая, произ­водственная, бытовая среда. Взаимодействие человека со средой обитания, аксиома о потенциальной опасности процесса взаимодействия. Понятие о риске и принципах его оценки. Допустимый и остаточный риск.

Содержание курса "Безопасность жизнедеятельности", ис­тория его возникновения и развития. Объект и предмет (БЖД). Ос­новные задачи БЖД и методы их решения. Комплексный характер курса, его место в системе общенаучных, социальных и инженер­ных дисциплин. Роль знаний по БЖД вподготовке руководителей производства и специалистов. Достижения отечественной науки и междуна­родное сотрудничество в области БЖД. Основная терминология в области БЖД.

Проблемы БЖД в современных условиях коренных преобра­зований в политической, экономической и культурной жизни об­щества.

Методические указания по теме 1.1

В результате изучения этой темы необходимо уяснить, что БЖД - это система научных знаний о сохранении жизни, здоровья и обеспечения безопасности человека при любых видах его дея­тельности в любой сре­де обитания (окружающей, производственной, бытовой). Задачами БЖД являются идентификация опасных и вредных факторов среды обитания, регламентация их уровней в допустимых пределах, раз­работка комплекса мероприятий по их устранению или защите че­ловеческого организма от их негативного воздействия.

Обеспечение БЖД является сложной проблемой, присущей всем общественным формациям, и без международного сотрудни­чества в этой области в современных условиях ее не разрешить.

Цель изучения курса БЖД - вооружить будущих спе­циалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания безопасных условий жизнедеятельнос­ти человека в любой среде обитания, прежде всего в производст­венной; проектирования новой техники и технологий с учётом ус­тойчивости функционирования производственных объектов и техни­ческих систем; прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, производ­ственных аварий, применения оружия массового поражения и т.п.).

Курс БЖД носит комплексный характер, и при его изуче­нии приходится привлекать сведения из правоведения, социологии, биологии, медицины и целого ряда других общенаучных, социальных и инженерных дисциплин. В силу комплексности содержания методология БЖД также носит комплексный характер (натурные наблюдения, инструментальные замеры, расчеты, планирование и обработка результатов эксперимента и т.п.). В целом методологию БЖД можно охарактеризовать как системный анализ процесса взаимодействия человека со средой обитания, орудиями и предметами деятельности с точки зрения обеспечения его безопасности.

Особенно важно понять те проблемы, которые ожидают БЖД в современных условиях (деидеологизация общественной жизни, появление разнообразных форм собственности, рыночные отноше­ния в экономике и т.д.).

Литература [6,7].

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение БЖД как системы научных знаний

2. Какую цель преследует изучение БЖД будущими специалистами?

3. Роль БЖД в современных экономических условиях.

Тема 1.2 Методы, принципы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности

Феномен «опасности». Априорные признаки (предвестники) опасности. Апостериорные признаки (последствия) опасности. Номенклатура опасностей. Опасности естественно-природного ха­рактера. Опасности антропогенного характера: некомпетентность, ошибочные действия, физические перегрузки, эмоциональные стрессы и т.п. Материальные носители опасностей: флора, фауна, природно- климатические явления, средства труда, энергия, опасные продукты жизнедеятельности и т.д.

Понятие о методах обеспечения безопасности. Активные и пассивные методы обеспечения БЖД. Основные принципы обес­печения безопасности: воздействие на среду обитания с целью приведения ее параметров в соответствие с возможностями чело­веческого организма; воздействие на человека с целью его адап­тации к условиям окружающей среды; защита временем; защита расстоянием; возможные комбинации указанных принципов. Примеры практической реализации основных принципов обеспечения БЖД: нормализация атмосферы, шумовибрационной ситуации, запас проч­ности, слабое звено, дистанционное управление, защитное отклю­чение, дублирование, блокировка и т.п. Средства обеспечения безопасности: общая характеристика и классификация. Средства коллективной и индивидуальной защиты.

Методические указания по теме 1.2

Прежде всего, необходимо уяснить само смысловое содержа­ние терминов: "опасность" и "безопасность". Опасность - это такое состояние системы "человек - средства и предметы дея­тельности - окружающая среда", при котором с той или иной сте­пенью вероятности возможен отказ в её нормальном функциониро­вании с негативными последствиями для жизни и здоровья челове­ка.

Безопасность - это такое состояние системы, при котором из неё исключены вредные иопасные факторы илиневозможно (ограничено) их негативное воздействие на челове­ческий организм.

Опасность может исходить от любого из элементов рассмат­риваемой системы. Зачастую бытует мнение, что опасность возни­кает неожиданно и не всегда реализуется. Однако у любой опас­ности есть свои предвестники и свои последствия. Научиться прогнозировать возникновение опасностей и предупреждать их негативные последствия - основная цель изучения этой темы.

Необходимо также понять, что наиболее перспективными и эффективными являются активные методы обеспечения БЖД: исклю­чение опасных и вредных факторов изокружающей среды, повыше­ние надежности средств и предметов деятельности, повышение вероятности выживания человека.

Литература [6,7,10].

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните смысл терминов «опасность» и «безопасность»

2. Приведите примеры активных и пассивных методов обеспечения безопасности.

3. Какие средства индивидуальной и коллективной защиты вы знаете?

Тема 1.3 Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизне­деятельности

Отражение вопросов БЖД в важнейших государственных доку­ментах - Конституции РФ, Трудовом, Гражданском и уголовном кодексах РФ, ФЗ №125. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний», Указах Прези­дента и Постановлениях правительства РФ. Роль общественных организаций и органов регионального и местного управления в обеспечении БЖД. Надзор за соблюдением требований нормативных актов по БЖД. Ответственность должностных лиц за нарушение норм БЖД.

Методические указания по теме 1.3

В связи с проведением в нашей стране политическихи эко­номических реформ правовая база всех аспектов общественной жизни в последнее время быстро и коренным образом меняется. Не составляют исключения и правовые основы обеспечения БЖ. Поэтому при изучении темы следует пользоваться первоисточниками упомянутых Законов и подзаконных актов, которые были опубликованы в спе­циальной литературе и нашли широкое отражение на страницах периодической печати.

Литература [1,3,7,11,12,13.16].

Вопросы для самоконтроля

1. Какие федеральные законы составляют правовую основу БЖД?

2. Перечислите органы государственного надзора за соблюдением требований безопасности.

3. Какие виды ответственности за соблюдением норм БЖД предусмотрены нашим законодательством?

Раздел 2. Безопасность жизнедеятельности в производственной среде

Тема 2.1 Основы физиологии и психологии труда

Труд как высшая форма человеческой деятельности. Виды труда. Физический и умственный труд. Энергетические затраты организма при различных видах деятельности. Понятия о тяжести, напряженности труда, методы их оценки.

Человек как субъект трудовой деятельности. Естественная система защиты от опаснос­тей. Рефлексы – условные и безусловные, органы чувств - зре­ние, слух,обоняние, осязание, вкусовые ощущения, их роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Функциональное состояние человека и безопасность тру­да.

Понятие об эргономике, инженерной психологии, техничес­кой эстетике и их роль в обеспечении БЖ.

Методические указания по теме 2.1

Труд - объективная необходимость, потребность человека, так как его результатом является производство материальных благ, служащих для нормального функционирования и воспроиз­водства рабочей силы. В процессе труда человек затрачивает физическую и нервную энергию. Одной из задач БЖ является сох­ранение энергетического баланса - равновесия между производст­вом энергии в человеческом организме и её затратами на произ­водимую работу. В противном случае развивается быстрое утом­ление со всеми его негативным последствиями.

В общем случае система "человек - средства и предметы деятельности - окружающая среда" представляет собой замкнутую цепь с прямой и обратной связью между всеми тремя элементами. Но если второй и третий элементы могут только выдавать инфор­мацию о своем состоянии, то человек может осуществлять прием, хранение, переработку информации и принятие решений, направ­ленных на устойчивое функционирование всей системы. При изу­чении темы необходимо уяснить, как влияют антропометрические и психофизиологические характеристики человека на эффектив­ность этой деятельности.

Ознакомьтесь также, какие задачи обеспечения БЖ решаются в рамках эргономики, инженерной психологии и техни­ческой эстетики.

Литература [6,7,30,31].

Вопросы для самоконтроля

1. Роль трудовой деятельности в развитии человеческого общества.

2. Охарактеризуйте действие естественной системы защиты от опасностей человека.

3. Какие режимы адаптации человеческого организма к условиям труда вы знаете?

Тема 2.2 Условия труда как социально-экономическая категория

Понятия: производственная среда, условия труда. Факторы, воздействующие на формирование условий труда. Источ­ники и виды опасных и вредных производственных факторов, при­чины их возникновения. Классификация условий труда по степени вредности и опасности. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

Социальный и экономический эффект от улучшения условий труда. Влияние условий труда на уровни травматизма, заболе­ваемости, работоспособности, текучести рабочих кадров.

Методические указания по теме 2.2

Приступая к изучению этой темы, необходимо обратить особое внимание на толкование основных терминов.

Под производственной средой следует понимать не простую сумму материальных и санитарно-гигиенических условий, в кото­рых протекает труд человека, но значительно более сложное со­циальное явление, включающее в себя не только вещественные эле­менты технического и естественно-природного характера, а преж­де всего социальные элементы, формирующиеся под совместным влиянием производительных сил и производственных отношений.

Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды, не только оказывающих влияние на здо­ровье и работоспособность человека, но и определяющих его от­ношение к своему труду, в более широком смысле - возможность наиболее рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Условия труда определяют как меру труда (продолжитель­ность рабочего дня, перерывов, отпуска, стажа до выхода на пенсию), так и меру потребления (размеры доплат к окладам и тарифным ставкам, пенсии, другие льготы и компенсации). При неблагоприятных условиях труда предприятие терпит ущерб, а при их улучшении получает существенный социальный и экономи­ческий эффект. Таким образом, условия труда являются одной из важнейших социально-экономических категорий.

В процессе работы над темой студенты должны научиться давать характеристику и оценку условий труда в производствен­ных подразделениях, ознакомиться с порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,

Литература [1,2,7,16,17,].

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы характеризуют условия труда?

2. Дайте классификацию опасных и вредных факторов.

3. Цели и задачи аттестации рабочих мест по условиям труда.

4. Дайте классификацию условий труда по вредности и опасности.

Тема 2.3 Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности на производстве

Отражение вопросов БЖД в законодательстве о труде. Регламентация труда особых групп трудящихся - женщин, подростков, инвалидов. Порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью трудящихся при выполнении ими их обязанностей на производстве. Компен­сации за работу во вредных условиях труда. Права и обязаннос­ти работодателя и работников в области обеспече­ния БЖД.

Государственный и ведомственный надзор, общественный контроль за соблюдением норм на производстве. Структура органов надзора, их права и обязанности, методы работы.

Стандартизация в области БЖД. Система стандартов безо­пасности труда - структура, назначение. Нормативно-техническая документация по БЖД - обще­государственная, региональная, отраслевая и ор­ганизаций.

Система управления безопасностью труда на предприятии. Структура и организация работы служб охраны труда. Сущность трёхступенчатого контроля за безопасностью труда. Смотры-кон­курсы по безопасности труда и культуре производства. Планирование, финансирование и стимулирование работы по улучшению условий труда. Метрологическое обеспечение БЖД на производстве.

Профессиональ­ный отбор и медицинское освидетельствование трудящихся. Обуче­ние трудящихся безопасным методам труда. Содержание и органи­зация инструктажей по безопасности труда. Подготовка, повыше­ние квалификации и аттестация руководителей и специалистов по вопросам БЖД. Пропаганда знаний по БЖД.

Сертификация работы по охране труда в организации.

Методические указания по теме 2.3

Поскольку правовая база Российской Федерации претерпе­вает в настоящее время радикальные изменения, при изучении этой темы, кроме рекомендованной ниже литературы, необходимо привлечение первоисточников. Изучение Трудового Кодекса Российской Федераций ФЗ №128 следует провести по подлинному тексту документов. Обязательной является также проработка содержания ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения безо­пасности труда. Общие положения", введенного в действие с 01.07.91г.

В результате изучения этой темы будущий специалист дол­жен получить практические навыки по составлению перспективных, текущих и оперативных планов работы по улучшению условий тру­да, инструкций по безопасным методам труда и проведению всехвидов инструктажей - вводного, первичного и повторного на ра­бочем месте, внепланового, целевого,

Литература [1,3,11,16].

Вопросы для самоконтроля

1. Какие основные вопросы охраны труда отражены в ТКРФ?

2. Опишите порядок и виды возмещения ущерба, причиненного работнику при выполнении им трудовых обязанностей.

3. Опишите структуру и назначение системы стандартов безопасности.

4. Какие основные функции выполняет служба охраны труда в организации?

5. Перечислите виды обучения безопасным методам труда.

Тема 2.4 Производственный травматизм и профессиональные заболевания

Понятие "производственная травма", классификация слу­чаев травматизма: по обстоятельствам происшествия, тяжести, массовости и т.д. Расследование и учет несчаст­ных случаев на производстве. Особенности рассле­дования групповых и смертельных несчастных случаев. Отчетность предприятия о травматизме. Методы анализа травматизма, их достоинства и недостатки, порядок применения.

Понятие "профессиональное заболевание". Список профес­сиональных заболеваний, их группировка. Острые и хронические профзаболевания. Профзаболевания, характерные для различных отраслей пищевой промышленности. Регистрация, учет, статистика профессиональной заболеваемости трудящихся.

Ущерб от производственного травматизма и профессиональ­ной заболеваемости трудящихся.

Методические указания по теме 2.4

При изучении этой темы необходимо, прежде всего, четко уяснить себе признаки производственной травмы, профессиональ­ного заболевания, причины их появления в производственной сре­де. Необходимо понять, что на основании классификации несчаст­ных случаев решается целый ряд практических вопросов - состав комиссии для расследования, время её работы, мера наказания виновника происшествия и т.п.

В результате изучения этой темы студент должен быть го­тов к практическому участию в работе комиссии по расследованию обстоятельств несчастного случая, составлению необходимой от­чётной документации, проведению статистического, технического, монографического методов анализа травматизма и заболеваемости.

Необходимо представить себе, что ущерб от производствен­ного травматизма и профессиональной заболеваемости на произ­водстве по своим масштабам сопоставим с получаемым в резуль­тате войн и самых разрушительных стихийных бедствий. Необхо­димо понять, в чём конкретно выражается этот ущерб для само­го пострадавшего, для предприятия, общества в целом.

Литература [1,2,11].

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие и классификацию производственных травм.

2. Какие обязанности возлагаются на работодателя?

3. Какой существует порядок расследования несчастных случаев на производстве?

4. Понятие и виды профзаболеваний.

5. Какой существует порядок расследования острых и хронических заболеваний?

Тема 2.5 Оздоровление воздушной среды в производственных помещениях

Земная атмосфера и её параметры. Воздействие основных составных частей атмосферы на человеческий организм.

Изменения, происходящие с воздухом в производственных помещениях. Понятие - промышленная атмосфера. Вредные примеси в проматмосфере - газы, пары, аэрозоли. Классификация вред­ных примесей по характеру воздействия на организм, степени токсичности и т.п. Норми­рование состава проматмосферы.

Производственный микроклимат и его параметры. Воздейст­вие параметров микроклимата на человеческий организм. Понятие о механизме терморегуляции - источники образования тепла в организме и пути его выделения во внешнюю среду. Тепловой ба­ланс организма и его влияние на самочувствие и работоспособ­ность человека. Нормирование параметров микроклимата. Управ­ление производственным микроклиматом - проектные и эксплуата­ционные решения.

Промышленная вентиляция и её задачи. Классификация схем и способов промышленной вентиляции. Кондиционирование воздуха. Газопылеочистное оборудование. Проектирование промвентиляции - выбор схемы, расчет необходимого количества воздуха для про­ветривания помещений.

Приборы и методы контроля состава и физических парамет­ров проматмосферы. Средства индивидуальной защиты от неблагоприятного воздействия проматмосферы. Оказание первой помощи при отравлениях, ожогах, тепло­вых ударах, обморожениях.

Методические указания по теме 2.5

Легочные профзаболевания по распространенности стоят на одном из первых мест. Не последнее место занимают и профзаболевания, вызываемые неблагоприятными параметрами микроклимата. В пищевой про­мышленности эксплуатируется оборудование, работа которого связана с выделением тепла и вредных веществ. Поэтому знание путей и методов оздоровления воздушной среды в производственных помещениях представляет для инженеров- технологов особый интерес.

Обратите внимание на понятие: предельно-допустимая кон­центрация вредного вещества в проматмосфере - как она устанавливается, от чего зависит. Не забудьте, что состояние мик­роклимата характеризуется не только температурой, влажностью и скоростью движения воздуха, но и интенсивностью теплоизлу­чения окружающих нагретых поверхностей. При изучении принципов норми­рования состава и физических параметров промышленной атмосфе­ры обязательна проработка ГОСТ 12.1.005-88 "ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны".

Крайне важно уметь практически измерять фактическое значение любого параметра проматмосферы, рассчитать количество воздуха для проветривания, выбрать вентиляционное оборудование, оказать первую помощь пострадавшему от неблагоприятного воз­действия воздушной среды.

Литература [2,3,19,24].

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте понятие производственной атмосферы, рабочей зоны, рабочего места.

2. Как классифицируются вредные вещества по степени опасности?

3. Дайте определение ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

4. Параметры производственного микроклимата и принципы их нормирования.

5. Какие приборы используются для контроля параметров микроклимата?

Тема 2.6 Производственное освещение

Роль правильно организованного освещения для жизнедея­тельности человека вообще и для производственной деятельности, в частности. Воздействие освещения на здоровье и работоспособность трудящихся. Основные светотехнические единицы для оценки качества освещения. Условия, наиболее благоприятные для зри­тельной работы.

Естественное освещение производственных помещений - конструктивное выполнение, нормирование, расчёт, эксплуатация.

Источники света, типы светильников и схемы их расположения при искусственном освещении производственных помещений. Нормирование искусственного освещения. Методы расчета искусст­венного освещения и область их применения. Эксплуатация осве­тительных систем.

Совмещенное освещение и нормирование и возможность его применения в производственных по­мещениях. Требования к аварийному освещению производственных поме­щений, эвакуационных выходов и открытых площадок.

Методические указания по теме 2.6

Роль освещения в жизнедеятельности человека определяет­ся тем, что до 90 % информации из внешнего мира он получает через органы зрения.

В пищевой промышленности предъявляются осо­бые требования к чистоте помещений и качеству продукции. Неправиль­но организованное освещение может не только снизить качество продукции, но и привести к ухудшению зрения и даже общему заболеванию человеческого ор­ганизма.

Прежде чем приступить к изучению нормирования и органи­зации производственного освещения, усвойте основные светотех­нические единицы для оценки качества освещения. Запомните, ка­кое их сочетание создает условия, наиболее благоприятные для выполнения зрительной работы. Необходимо помнить, что выбор типов ламп, светильников и схем освещения должен производить­ся с учетом их достоинств и недостатков применительно к усло­виям данного конкретного помещения. Бездумная замена ламп на­каливания люминесцентными не всегда приводит к желаемым резуль­татам.

Уясните разницу в нормировании естественного и искусственного освещения. При изучении этого раздела обязательна про­работка СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение».

В результате изучения темы студент должен научиться проек­тировать новую систему освещения, проверять соответствие су­ществующей системы нормативным требованиям, знать мероприятия, повышающие надежность эксплуатации осветительных систем.

Литература [7,18,25]

Вопросы для самоконтроля

1. Какие светотехнические понятия используются для оценки производственного освещения?

2. Опишите конструктивное исполнение и нормирование естественного освещения.

3. Как осуществляется нормирование искусственного освещения?

4. Как осуществляется контроль производственного освещения?

5. Какие методы расчета искусственного освещения вы знаете?

Тема 2.7 Механические и акустические колебания

Вибрация как физическое явление и ее параметры. Измере­ние параметров вибрации. Воздействие вибрации на человеческий организм. Нормирование вибраций.

Шум как физическое явление и вредный производственный фактор - параметры, их измерение, воздействие на организм, нор­мирование. Ультра- и инфразвуки.

Нормализация шумовибрационной ситуации в производствен­ных помещениях. Средства коллективной и индивидуальной защиты.

Методические указания по теме 2.7

Работа механического оборудования обычно связана с ге­нерированием вибраций и шума. Профзаболевания, вызываемые эти­ми вредными факторами, по распространенности выходят на одно из первых мест.

Обратите внимание на то, что в физической природе виб­рации и шума имеется много общего. Поэтому в методы измерений, защиты от вредного воздействия вибрации и шума заложены практи­чески одни и те же принципы. Вибрацию можно считать первичным, шум - сопутствующим проявлением колебательного движения. Сле­довательно, ограничивая возможность возникновения и распрост­ранения вибрации, мы одновременно улучшаем и шумовую обстановку в производственной среде.

Вероятность возникновения и величина параметров вибрации зависят от правильности принятых конструктивных решений, тщательности монтажа, регулярности планово-предупредительных ремонтов и смазки оборудования. При изучении принципов нормирования вибраций и шума обя­зательна проработка нормативных документов.

В результате изучения темы студент должен уметь изме­рить параметры шума и вибрации, сравнить их с нормативными требованиями, сделать вывод о необходимости виброшумозащиты, наметить конкретные сред­ства обеспечения безопасности.

Литература [5,6,17,19,22].

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите параметры, которые характеризуют вибрацию.

2. К каким последствиям может привести воздействие вибрации на человеческий организм?

3. Как осуществляется нормирование и контроль параметров вибрации?

4. Какими параметрами характеризуются акустические колебания?

5. Как осуществляется нормирование и контроль шумовой обстановки?

6. Перечислите средства коллективной и индивидуальной защиты от шума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: