Учебно-методическое пособие по изучению и выполнению контрольных заданий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов заочной формы обучения технологических специальностей
Краснодар
2009г.
Составители: проф. Ксандопуло С.Ю., доц. Ригер Т.В., доц. Бажина Т.П., доц. Соловьева Ж.П., доц. Мелехина О.В., доц. Шурай С.П.
УДК
Безопасность жизнедеятельности. Методические указания по изучению и выполнению контрольных заданий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для студентов заочной формы обучения технологических специальностей /Сост.: проф. Ксандопуло С.Ю., доц. Ригер Т.В., доц. Бажина Т.П., доц. Соловьева Ж.П., доц. Мелехина О.В., доц. Шурай С.П. Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. безопасности жизнедеятельности. - Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2009.- с.
Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета
Библиогр.: 23 назв.
Рецензенты: проф. Соболев Э. М.
доц. Сапрыкина Н. В.
Содержание
Введение…………………………………………………………….. | ||
Программа и методические указания по темам курса | ||
Раздел I. Общетеоретические основы безопасности жизнедеятельности | ||
Раздел 2. Безопасность жизнедеятельности в производственной среде | ||
Раздел 4. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях | ||
Контрольная работа. Вопросы для контрольной работы Задачи для контрольной работы. | ||
Список рекомендуемой литературы |
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
|
|
Введение
Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" входит в учебные планы всех инженерных специальностей. Предлагаемые методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения технологических специальностей Кубанского государственного технологического университета.
Создание здоровых и безопасных условий труда имеет свою специфику в каждой отрасли народного хозяйства.
Учебный план дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" включает в себя следующие виды учебных занятий: лекции, лабораторный практикум, самостоятельную работу с литературой, выполнение контрольной работы, сдачу экзамена по теоретическому курсу, разработку раздела "Безопасность жизнедеятельности" в дипломном проекте (дипломной работе).
Установочные лекции, лабораторные и практические занятия по названной дисциплине читаются по составленному учебной частью расписанию в начале семестра, в котором эта дисциплина изучается. Ввиду ограниченного объема часов в лекционном курсе рассматриваются только узловые вопросы дисциплины, изменения в нормативно-технической документации, даются рекомендации по использованию учебной и справочной литературы.
|
|
Лабораторный практикум посвящен получению навыков практического измерения различных параметров условий труда. Количество выполняемых лабораторных работ определяется исходя из того, что выполнение каждой работы рассчитано на два академических часа. Тематика лабораторных работ определяется ведущим преподавателем. Отработка лабораторного практикума производится согласно расписанию в период экзаменационной сессии.
В процессе работы с литературой следует иметь в виду, что в предлагаемой методике перечислены только основные виды учебной и справочной литературы.
Существенную помощь в изучении дисциплины может оказать посещение выставок по охране труда и противопожарной технике, организованных во многих городах страны. В городе Краснодаре постоянная пожарно-техническая выставка функционирует по адресу: ул. Мира, 56, тел. 59-2I-II.
Контрольную работу студент выполняет в стандартной ученической тетради, затем высылает или представляет лично на кафедру безопасности жизнедеятельности для проверки и рецензирования. В рецензии преподаватель указывает допущенные студентом ошибки, рекомендует дополнительные источники для проработки. После исправления всех замечаний студент защищает контрольную работу во время устного собеседования с преподавателем.
К экзамену по курсу студент допускается при наличии положительной рецензии на контрольную работу и отработки лабораторного практикума. На экзамене к студенту предъявляются требования в объеме программы, приведенной в настоящих методических указаниях. С контрольными вопросами, из которых компонуются экзаменационные билеты, студенты могут быть ознакомлены ведущим преподавателем. Выполнение раздела "Безопасность жизнедеятельности" в дипломном проекте регламентируется отдельными методическими указаниями.
В течение учебного семестра для студентов заочной формы обучения организуются индивидуальные, а перед экзаменом групповые консультации.
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ КУРСА
Раздел 1. Общетеоретические основы безопасности жизнедеятельности
Тема 1.1 Объективные предпосылки возникновения и эволюции системы научных знаний о безопасности жизнедеятельности (БЖД)
Понятие о среде обитания человека. Окружающая, производственная, бытовая среда. Взаимодействие человека со средой обитания, аксиома о потенциальной опасности процесса взаимодействия. Понятие о риске и принципах его оценки. Допустимый и остаточный риск.
Содержание курса "Безопасность жизнедеятельности", история его возникновения и развития. Объект и предмет (БЖД). Основные задачи БЖД и методы их решения. Комплексный характер курса, его место в системе общенаучных, социальных и инженерных дисциплин. Роль знаний по БЖД вподготовке руководителей производства и специалистов. Достижения отечественной науки и международное сотрудничество в области БЖД. Основная терминология в области БЖД.
Проблемы БЖД в современных условиях коренных преобразований в политической, экономической и культурной жизни общества.
Методические указания по теме 1.1
В результате изучения этой темы необходимо уяснить, что БЖД - это система научных знаний о сохранении жизни, здоровья и обеспечения безопасности человека при любых видах его деятельности в любой среде обитания (окружающей, производственной, бытовой). Задачами БЖД являются идентификация опасных и вредных факторов среды обитания, регламентация их уровней в допустимых пределах, разработка комплекса мероприятий по их устранению или защите человеческого организма от их негативного воздействия.
|
|
Обеспечение БЖД является сложной проблемой, присущей всем общественным формациям, и без международного сотрудничества в этой области в современных условиях ее не разрешить.
Цель изучения курса БЖД - вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания безопасных условий жизнедеятельности человека в любой среде обитания, прежде всего в производственной; проектирования новой техники и технологий с учётом устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем; прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, производственных аварий, применения оружия массового поражения и т.п.).
Курс БЖД носит комплексный характер, и при его изучении приходится привлекать сведения из правоведения, социологии, биологии, медицины и целого ряда других общенаучных, социальных и инженерных дисциплин. В силу комплексности содержания методология БЖД также носит комплексный характер (натурные наблюдения, инструментальные замеры, расчеты, планирование и обработка результатов эксперимента и т.п.). В целом методологию БЖД можно охарактеризовать как системный анализ процесса взаимодействия человека со средой обитания, орудиями и предметами деятельности с точки зрения обеспечения его безопасности.
Особенно важно понять те проблемы, которые ожидают БЖД в современных условиях (деидеологизация общественной жизни, появление разнообразных форм собственности, рыночные отношения в экономике и т.д.).
Литература [6,7].
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение БЖД как системы научных знаний
2. Какую цель преследует изучение БЖД будущими специалистами?
3. Роль БЖД в современных экономических условиях.
Тема 1.2 Методы, принципы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности
Феномен «опасности». Априорные признаки (предвестники) опасности. Апостериорные признаки (последствия) опасности. Номенклатура опасностей. Опасности естественно-природного характера. Опасности антропогенного характера: некомпетентность, ошибочные действия, физические перегрузки, эмоциональные стрессы и т.п. Материальные носители опасностей: флора, фауна, природно- климатические явления, средства труда, энергия, опасные продукты жизнедеятельности и т.д.
|
|
Понятие о методах обеспечения безопасности. Активные и пассивные методы обеспечения БЖД. Основные принципы обеспечения безопасности: воздействие на среду обитания с целью приведения ее параметров в соответствие с возможностями человеческого организма; воздействие на человека с целью его адаптации к условиям окружающей среды; защита временем; защита расстоянием; возможные комбинации указанных принципов. Примеры практической реализации основных принципов обеспечения БЖД: нормализация атмосферы, шумовибрационной ситуации, запас прочности, слабое звено, дистанционное управление, защитное отключение, дублирование, блокировка и т.п. Средства обеспечения безопасности: общая характеристика и классификация. Средства коллективной и индивидуальной защиты.
Методические указания по теме 1.2
Прежде всего, необходимо уяснить само смысловое содержание терминов: "опасность" и "безопасность". Опасность - это такое состояние системы "человек - средства и предметы деятельности - окружающая среда", при котором с той или иной степенью вероятности возможен отказ в её нормальном функционировании с негативными последствиями для жизни и здоровья человека.
Безопасность - это такое состояние системы, при котором из неё исключены вредные иопасные факторы илиневозможно (ограничено) их негативное воздействие на человеческий организм.
Опасность может исходить от любого из элементов рассматриваемой системы. Зачастую бытует мнение, что опасность возникает неожиданно и не всегда реализуется. Однако у любой опасности есть свои предвестники и свои последствия. Научиться прогнозировать возникновение опасностей и предупреждать их негативные последствия - основная цель изучения этой темы.
Необходимо также понять, что наиболее перспективными и эффективными являются активные методы обеспечения БЖД: исключение опасных и вредных факторов изокружающей среды, повышение надежности средств и предметов деятельности, повышение вероятности выживания человека.
Литература [6,7,10].
Вопросы для самоконтроля
1. Объясните смысл терминов «опасность» и «безопасность»
2. Приведите примеры активных и пассивных методов обеспечения безопасности.
3. Какие средства индивидуальной и коллективной защиты вы знаете?
Тема 1.3 Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Отражение вопросов БЖД в важнейших государственных документах - Конституции РФ, Трудовом, Гражданском и уголовном кодексах РФ, ФЗ №125. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний», Указах Президента и Постановлениях правительства РФ. Роль общественных организаций и органов регионального и местного управления в обеспечении БЖД. Надзор за соблюдением требований нормативных актов по БЖД. Ответственность должностных лиц за нарушение норм БЖД.
Методические указания по теме 1.3
В связи с проведением в нашей стране политическихи экономических реформ правовая база всех аспектов общественной жизни в последнее время быстро и коренным образом меняется. Не составляют исключения и правовые основы обеспечения БЖ. Поэтому при изучении темы следует пользоваться первоисточниками упомянутых Законов и подзаконных актов, которые были опубликованы в специальной литературе и нашли широкое отражение на страницах периодической печати.
Литература [1,3,7,11,12,13.16].
Вопросы для самоконтроля
1. Какие федеральные законы составляют правовую основу БЖД?
2. Перечислите органы государственного надзора за соблюдением требований безопасности.
3. Какие виды ответственности за соблюдением норм БЖД предусмотрены нашим законодательством?
Раздел 2. Безопасность жизнедеятельности в производственной среде
Тема 2.1 Основы физиологии и психологии труда
Труд как высшая форма человеческой деятельности. Виды труда. Физический и умственный труд. Энергетические затраты организма при различных видах деятельности. Понятия о тяжести, напряженности труда, методы их оценки.
Человек как субъект трудовой деятельности. Естественная система защиты от опасностей. Рефлексы – условные и безусловные, органы чувств - зрение, слух,обоняние, осязание, вкусовые ощущения, их роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности. Функциональное состояние человека и безопасность труда.
Понятие об эргономике, инженерной психологии, технической эстетике и их роль в обеспечении БЖ.
Методические указания по теме 2.1
Труд - объективная необходимость, потребность человека, так как его результатом является производство материальных благ, служащих для нормального функционирования и воспроизводства рабочей силы. В процессе труда человек затрачивает физическую и нервную энергию. Одной из задач БЖ является сохранение энергетического баланса - равновесия между производством энергии в человеческом организме и её затратами на производимую работу. В противном случае развивается быстрое утомление со всеми его негативным последствиями.
В общем случае система "человек - средства и предметы деятельности - окружающая среда" представляет собой замкнутую цепь с прямой и обратной связью между всеми тремя элементами. Но если второй и третий элементы могут только выдавать информацию о своем состоянии, то человек может осуществлять прием, хранение, переработку информации и принятие решений, направленных на устойчивое функционирование всей системы. При изучении темы необходимо уяснить, как влияют антропометрические и психофизиологические характеристики человека на эффективность этой деятельности.
Ознакомьтесь также, какие задачи обеспечения БЖ решаются в рамках эргономики, инженерной психологии и технической эстетики.
Литература [6,7,30,31].
Вопросы для самоконтроля
1. Роль трудовой деятельности в развитии человеческого общества.
2. Охарактеризуйте действие естественной системы защиты от опасностей человека.
3. Какие режимы адаптации человеческого организма к условиям труда вы знаете?
Тема 2.2 Условия труда как социально-экономическая категория
Понятия: производственная среда, условия труда. Факторы, воздействующие на формирование условий труда. Источники и виды опасных и вредных производственных факторов, причины их возникновения. Классификация условий труда по степени вредности и опасности. Аттестация рабочих мест по условиям труда.
Социальный и экономический эффект от улучшения условий труда. Влияние условий труда на уровни травматизма, заболеваемости, работоспособности, текучести рабочих кадров.
Методические указания по теме 2.2
Приступая к изучению этой темы, необходимо обратить особое внимание на толкование основных терминов.
Под производственной средой следует понимать не простую сумму материальных и санитарно-гигиенических условий, в которых протекает труд человека, но значительно более сложное социальное явление, включающее в себя не только вещественные элементы технического и естественно-природного характера, а прежде всего социальные элементы, формирующиеся под совместным влиянием производительных сил и производственных отношений.
Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды, не только оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека, но и определяющих его отношение к своему труду, в более широком смысле - возможность наиболее рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Условия труда определяют как меру труда (продолжительность рабочего дня, перерывов, отпуска, стажа до выхода на пенсию), так и меру потребления (размеры доплат к окладам и тарифным ставкам, пенсии, другие льготы и компенсации). При неблагоприятных условиях труда предприятие терпит ущерб, а при их улучшении получает существенный социальный и экономический эффект. Таким образом, условия труда являются одной из важнейших социально-экономических категорий.
В процессе работы над темой студенты должны научиться давать характеристику и оценку условий труда в производственных подразделениях, ознакомиться с порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,
Литература [1,2,7,16,17,].
Вопросы для самоконтроля
1. Какие факторы характеризуют условия труда?
2. Дайте классификацию опасных и вредных факторов.
3. Цели и задачи аттестации рабочих мест по условиям труда.
4. Дайте классификацию условий труда по вредности и опасности.
Тема 2.3 Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности на производстве
Отражение вопросов БЖД в законодательстве о труде. Регламентация труда особых групп трудящихся - женщин, подростков, инвалидов. Порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью трудящихся при выполнении ими их обязанностей на производстве. Компенсации за работу во вредных условиях труда. Права и обязанности работодателя и работников в области обеспечения БЖД.
Государственный и ведомственный надзор, общественный контроль за соблюдением норм на производстве. Структура органов надзора, их права и обязанности, методы работы.
Стандартизация в области БЖД. Система стандартов безопасности труда - структура, назначение. Нормативно-техническая документация по БЖД - общегосударственная, региональная, отраслевая и организаций.
Система управления безопасностью труда на предприятии. Структура и организация работы служб охраны труда. Сущность трёхступенчатого контроля за безопасностью труда. Смотры-конкурсы по безопасности труда и культуре производства. Планирование, финансирование и стимулирование работы по улучшению условий труда. Метрологическое обеспечение БЖД на производстве.
Профессиональный отбор и медицинское освидетельствование трудящихся. Обучение трудящихся безопасным методам труда. Содержание и организация инструктажей по безопасности труда. Подготовка, повышение квалификации и аттестация руководителей и специалистов по вопросам БЖД. Пропаганда знаний по БЖД.
Сертификация работы по охране труда в организации.
Методические указания по теме 2.3
Поскольку правовая база Российской Федерации претерпевает в настоящее время радикальные изменения, при изучении этой темы, кроме рекомендованной ниже литературы, необходимо привлечение первоисточников. Изучение Трудового Кодекса Российской Федераций ФЗ №128 следует провести по подлинному тексту документов. Обязательной является также проработка содержания ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения", введенного в действие с 01.07.91г.
В результате изучения этой темы будущий специалист должен получить практические навыки по составлению перспективных, текущих и оперативных планов работы по улучшению условий труда, инструкций по безопасным методам труда и проведению всехвидов инструктажей - вводного, первичного и повторного на рабочем месте, внепланового, целевого,
Литература [1,3,11,16].
Вопросы для самоконтроля
1. Какие основные вопросы охраны труда отражены в ТКРФ?
2. Опишите порядок и виды возмещения ущерба, причиненного работнику при выполнении им трудовых обязанностей.
3. Опишите структуру и назначение системы стандартов безопасности.
4. Какие основные функции выполняет служба охраны труда в организации?
5. Перечислите виды обучения безопасным методам труда.
Тема 2.4 Производственный травматизм и профессиональные заболевания
Понятие "производственная травма", классификация случаев травматизма: по обстоятельствам происшествия, тяжести, массовости и т.д. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Особенности расследования групповых и смертельных несчастных случаев. Отчетность предприятия о травматизме. Методы анализа травматизма, их достоинства и недостатки, порядок применения.
Понятие "профессиональное заболевание". Список профессиональных заболеваний, их группировка. Острые и хронические профзаболевания. Профзаболевания, характерные для различных отраслей пищевой промышленности. Регистрация, учет, статистика профессиональной заболеваемости трудящихся.
Ущерб от производственного травматизма и профессиональной заболеваемости трудящихся.
Методические указания по теме 2.4
При изучении этой темы необходимо, прежде всего, четко уяснить себе признаки производственной травмы, профессионального заболевания, причины их появления в производственной среде. Необходимо понять, что на основании классификации несчастных случаев решается целый ряд практических вопросов - состав комиссии для расследования, время её работы, мера наказания виновника происшествия и т.п.
В результате изучения этой темы студент должен быть готов к практическому участию в работе комиссии по расследованию обстоятельств несчастного случая, составлению необходимой отчётной документации, проведению статистического, технического, монографического методов анализа травматизма и заболеваемости.
Необходимо представить себе, что ущерб от производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на производстве по своим масштабам сопоставим с получаемым в результате войн и самых разрушительных стихийных бедствий. Необходимо понять, в чём конкретно выражается этот ущерб для самого пострадавшего, для предприятия, общества в целом.
Литература [1,2,11].
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте понятие и классификацию производственных травм.
2. Какие обязанности возлагаются на работодателя?
3. Какой существует порядок расследования несчастных случаев на производстве?
4. Понятие и виды профзаболеваний.
5. Какой существует порядок расследования острых и хронических заболеваний?
Тема 2.5 Оздоровление воздушной среды в производственных помещениях
Земная атмосфера и её параметры. Воздействие основных составных частей атмосферы на человеческий организм.
Изменения, происходящие с воздухом в производственных помещениях. Понятие - промышленная атмосфера. Вредные примеси в проматмосфере - газы, пары, аэрозоли. Классификация вредных примесей по характеру воздействия на организм, степени токсичности и т.п. Нормирование состава проматмосферы.
Производственный микроклимат и его параметры. Воздействие параметров микроклимата на человеческий организм. Понятие о механизме терморегуляции - источники образования тепла в организме и пути его выделения во внешнюю среду. Тепловой баланс организма и его влияние на самочувствие и работоспособность человека. Нормирование параметров микроклимата. Управление производственным микроклиматом - проектные и эксплуатационные решения.
Промышленная вентиляция и её задачи. Классификация схем и способов промышленной вентиляции. Кондиционирование воздуха. Газопылеочистное оборудование. Проектирование промвентиляции - выбор схемы, расчет необходимого количества воздуха для проветривания помещений.
Приборы и методы контроля состава и физических параметров проматмосферы. Средства индивидуальной защиты от неблагоприятного воздействия проматмосферы. Оказание первой помощи при отравлениях, ожогах, тепловых ударах, обморожениях.
Методические указания по теме 2.5
Легочные профзаболевания по распространенности стоят на одном из первых мест. Не последнее место занимают и профзаболевания, вызываемые неблагоприятными параметрами микроклимата. В пищевой промышленности эксплуатируется оборудование, работа которого связана с выделением тепла и вредных веществ. Поэтому знание путей и методов оздоровления воздушной среды в производственных помещениях представляет для инженеров- технологов особый интерес.
Обратите внимание на понятие: предельно-допустимая концентрация вредного вещества в проматмосфере - как она устанавливается, от чего зависит. Не забудьте, что состояние микроклимата характеризуется не только температурой, влажностью и скоростью движения воздуха, но и интенсивностью теплоизлучения окружающих нагретых поверхностей. При изучении принципов нормирования состава и физических параметров промышленной атмосферы обязательна проработка ГОСТ 12.1.005-88 "ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны".
Крайне важно уметь практически измерять фактическое значение любого параметра проматмосферы, рассчитать количество воздуха для проветривания, выбрать вентиляционное оборудование, оказать первую помощь пострадавшему от неблагоприятного воздействия воздушной среды.
Литература [2,3,19,24].
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте понятие производственной атмосферы, рабочей зоны, рабочего места.
2. Как классифицируются вредные вещества по степени опасности?
3. Дайте определение ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
4. Параметры производственного микроклимата и принципы их нормирования.
5. Какие приборы используются для контроля параметров микроклимата?
Тема 2.6 Производственное освещение
Роль правильно организованного освещения для жизнедеятельности человека вообще и для производственной деятельности, в частности. Воздействие освещения на здоровье и работоспособность трудящихся. Основные светотехнические единицы для оценки качества освещения. Условия, наиболее благоприятные для зрительной работы.
Естественное освещение производственных помещений - конструктивное выполнение, нормирование, расчёт, эксплуатация.
Источники света, типы светильников и схемы их расположения при искусственном освещении производственных помещений. Нормирование искусственного освещения. Методы расчета искусственного освещения и область их применения. Эксплуатация осветительных систем.
Совмещенное освещение и нормирование и возможность его применения в производственных помещениях. Требования к аварийному освещению производственных помещений, эвакуационных выходов и открытых площадок.
Методические указания по теме 2.6
Роль освещения в жизнедеятельности человека определяется тем, что до 90 % информации из внешнего мира он получает через органы зрения.
В пищевой промышленности предъявляются особые требования к чистоте помещений и качеству продукции. Неправильно организованное освещение может не только снизить качество продукции, но и привести к ухудшению зрения и даже общему заболеванию человеческого организма.
Прежде чем приступить к изучению нормирования и организации производственного освещения, усвойте основные светотехнические единицы для оценки качества освещения. Запомните, какое их сочетание создает условия, наиболее благоприятные для выполнения зрительной работы. Необходимо помнить, что выбор типов ламп, светильников и схем освещения должен производиться с учетом их достоинств и недостатков применительно к условиям данного конкретного помещения. Бездумная замена ламп накаливания люминесцентными не всегда приводит к желаемым результатам.
Уясните разницу в нормировании естественного и искусственного освещения. При изучении этого раздела обязательна проработка СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение».
В результате изучения темы студент должен научиться проектировать новую систему освещения, проверять соответствие существующей системы нормативным требованиям, знать мероприятия, повышающие надежность эксплуатации осветительных систем.
Литература [7,18,25]
Вопросы для самоконтроля
1. Какие светотехнические понятия используются для оценки производственного освещения?
2. Опишите конструктивное исполнение и нормирование естественного освещения.
3. Как осуществляется нормирование искусственного освещения?
4. Как осуществляется контроль производственного освещения?
5. Какие методы расчета искусственного освещения вы знаете?
Тема 2.7 Механические и акустические колебания
Вибрация как физическое явление и ее параметры. Измерение параметров вибрации. Воздействие вибрации на человеческий организм. Нормирование вибраций.
Шум как физическое явление и вредный производственный фактор - параметры, их измерение, воздействие на организм, нормирование. Ультра- и инфразвуки.
Нормализация шумовибрационной ситуации в производственных помещениях. Средства коллективной и индивидуальной защиты.
Методические указания по теме 2.7
Работа механического оборудования обычно связана с генерированием вибраций и шума. Профзаболевания, вызываемые этими вредными факторами, по распространенности выходят на одно из первых мест.
Обратите внимание на то, что в физической природе вибрации и шума имеется много общего. Поэтому в методы измерений, защиты от вредного воздействия вибрации и шума заложены практически одни и те же принципы. Вибрацию можно считать первичным, шум - сопутствующим проявлением колебательного движения. Следовательно, ограничивая возможность возникновения и распространения вибрации, мы одновременно улучшаем и шумовую обстановку в производственной среде.
Вероятность возникновения и величина параметров вибрации зависят от правильности принятых конструктивных решений, тщательности монтажа, регулярности планово-предупредительных ремонтов и смазки оборудования. При изучении принципов нормирования вибраций и шума обязательна проработка нормативных документов.
В результате изучения темы студент должен уметь измерить параметры шума и вибрации, сравнить их с нормативными требованиями, сделать вывод о необходимости виброшумозащиты, наметить конкретные средства обеспечения безопасности.
Литература [5,6,17,19,22].
Вопросы для самоконтроля
1. Перечислите параметры, которые характеризуют вибрацию.
2. К каким последствиям может привести воздействие вибрации на человеческий организм?
3. Как осуществляется нормирование и контроль параметров вибрации?
4. Какими параметрами характеризуются акустические колебания?
5. Как осуществляется нормирование и контроль шумовой обстановки?
6. Перечислите средства коллективной и индивидуальной защиты от шума.