Причины, влияющие на продуктивность навыка

Объективные ⇓ Субъективные
Физиологические ⇓ Психические
· конструкция оборудования; · ухудшение качества и состояния оборудования; · ухудшение условий, в которых выполняются действия; · ошибки педагога, допущенные в процессе обучения · утомление; · состояние здоровья · отношение к деятельности; · степень уверенности в своих силах; · настроение; · динамика навыка

Утомление и усталость. Известно, что всякая деятельность приводит к утомлению.

Утомление – физиологическое явление, естественное истощение сил работающего органа или всего организма в процессе деятельности, вызванное затратой энергии и необходимостью ее восстановления.

Усталость – переживание человеком утомления. Само переживание не является прямым отражением утомления. В чувство усталости включается отношение человека к работе, привычка к физическому и умственному напряжению. Поэтому усталость может возникнуть до наступления физиологического утомления, даже в самом начале работы. Однообразная, неинтересная, безразличная для человека работа приводит к тому, что утомление наступает раньше нормального времени, необходимого для того, чтобы возникла усталость, имеющая физиологические причины. И наоборот, утомление, может быть приятным при интересной работе, и усталый человек будет чувствовать себя бодрым.

Утомление выражается не только в субъективном переживании чувства усталости. Объективными показателями утомления является замедление темпа работы и снижения ее качества. Исследования работоспособности показывают, что в первые 2 часа работы работоспособность повышается, достигает максимального уровня, а затем наступает ее снижение. Поэтому педагог должен правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в работе с детьми: в первую очередь чередование занятий: а) разнообразных по содержанию материала; б) по степени сложности; в) правильно организовывать отдых между ними.

Преодолению усталости способствует и осознание мотивов и целей деятельности, творчество, отношение к деятельности.

В течение жизни у человека формируется большое количество разнообразных навыков, которые по-разному влияют друг на друга.

Положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новым называют переносом. (Например, навык шофёра облегчает формирование навыка тракториста и т.п.). перенос навыков возможен, если имеется нечто общее в старой и новой деятельности. Если же старый и новый навыки не имеют ничего общего, а способы их выполнения резко отличаются, то старый навык тормозит образование нового.

Отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых называется интерференцией навыков.

Новый навык выработать легче, чем перестраивать старый (учить легче, чем переучивать).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: