Учение И. Г. Фихте о созерцании. Соотношение духа и тела

Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814 гг.) — немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. Основные сочинения: «Основы общего наукоучения», «Факты сознания», «Назначение человека». С Фихте начинается послекантовская философия, которая продолжала трансцендентальную философию Канта и преодолевала ее противоречия. В философии Канта содержались противоречия в понятии о «вещи в себе». Существовала противоположность между априорным и эмпирическим познанием. В работах Канта между теоретическим и практическим разумом проходит резкая граница: познание и воля ставятся в полную противоположность друг к другу. Познание у него ограничено миром явлений. Кант не выводит формы созерцания и категории из единого принципа. Фихте начинает с постулата, согласно которому содержание теоретического и практического разума не выводится из единого, непрерывного ряда законченных действий разума. Кант только описал формы созерцания, категории и. законы мысли, но не доказал их внутреннюю логическую связь и логическое единство. Поэтому Фихте дедуцирует законы познания из единого основного принципа — из нашего «я». Что же служит для Фихте началом философии? «Я» понимается им как непрестанная духовная деятельность, одновре-менно логическая и моральная. Мышление для Фихте — деятельность. Активность нашего «я» обусловливается содержанием познания. Познание рассматривается динамически, оно есть живой процесс. «Вещь в себе» Кант признает источником познания, материалом ощущений. Кант помещает ее за пределами сознания субъекта. Фихте отбрасывает кантовскую «вещь в себе» и выводит законы и содержание познания из собственной сущности духа, т.е. из активности «я». «Я есть я» /Я=Я/ — первоосновной факт сознания и в то же время основной закон мышления — закон тождества. Тождественность «я» не зависит от эмпирического содержания сознания. «Я есть я» заключает в себе категорию реальности. В реальности «я» нельзя сомневаться, она есть основа реальности. В тождественности «я» мы видим изначальную активность абсолютного «я». За признание «я» основной реальностью философию Фихте назвали субъективным идеально-реалистическим учением. Фихте устанавливает тот факт, что «полагание я», как основы реальности, возможно лишь тогда, когда этому «я» как им представляемому и сознаваемому, как «не-я» противостоит это «не-я» в качестве объекта, т.е. «я» предполагает «не-я». Между «я» и «не-я» существует отношение, выражаемое законом противоречия. «Я» и «не-я» противостоят друг другу и ограничивают друг друга, т.е. субъект и объект познания взаимно ограничивают свою деятельность. Так Фихте устанавливает третье основное положение своей теоретической философии: «я» противополагает в «я» делимому (т.е. ограниченному) «я» делимое «не-я». В третьем положении проявляется закон основания, согласно которому видовые понятия подводятся под родовые, частное, различное объединяется в общее. В трех основных положениях мы видим, как Фихте преодолевает кантовские различия между ощущением, созерцанием и понятием, между явлением и «вещью в себе». Явление в философии Фихте есть взаимодействие и взаимоограничение «я» и «не-я»; явление не выходит из сферы сознания и самосознания. Нет никакого самостоятельного бытия помимо сознания. Чем природа является для Фихте? Природа — чистый продукт «я», ограничивающий созерцание. Чувственный мир — форма созерцания сверхчувственного, он не входит как нечто чуждое в созерцание и мышление, но имеет основание в этом последнем. Фихте утверждает: в объективных представлениях мира, в которых мыслится чувственный мир, изображает себя жизнь самого сознания. В работе «Факты сознания» он пишет о том, что путь материалиста идет снаружи вовнутрь, его же собственный путь идет изнутри и остается все время в сфере созерцания и сознания. Согласно Фихте, единственной научной формой анализа сознания является подход к сознанию как особому, самостоятельному феномену, который не нуждается более в чем-либо, чуждом ему.

Почему мы рассматриваем «не-я» как объект, как нечто внешнее по отношению к сознанию? Фихте признает принудительный характер наших восприятий. Нашему сознанию навязывается нечто внешнее в качестве независимого от нас существования. Фихте объясняет независимое от сознания существование непрестанной, беспредельной деятельностью духа. «Не-я», внешний мир есть бессознательный процесс объективации творческого «я». Творческое воображение, не выходя из «я», бессознательно проецирует мир вовне. Иначе говоря, создает то, что мы осознаем вне нас существующим. Пространство и время являются продуктами внепространственной и вне-временной деятельности творческого воображения. Кант идеальность объектов обосновал идеальностью пространства и времени. Фихте, наоборот, идеальностью объектов обосновывал идеальность пространства и времени.

В «я» Фихте выделял две стороны: эмпирическое «я» и абсолютное «я». Эмпирическое «я» — сознание индивида, совокупность чувств, представлений и восприятий личности и ее внешнего мира. Абсолютное «я» является опорой нашего «я» и природы. Абсолютное «я», будучи связано с эмпирическим «я», является в то же время бессознательной основой мирового бытия; оно надындивидуально. Теснейшая связь абсолютного «я» и эмпирического «я» проявляется, например, в следующем высказывании Фихте: объекты материального мира созерцает не индивид как таковой, а «единая жизнь созерцает их».

В высшем пункте субъективный идеал-реализм Фихте затрагивает проблемы философии религии. Для Фихте знание, есть знание о Едином бытии, истинно существующем, «О Боге, но никак не о бытии вне Бога». Вне Бога существует только знание. Вначале Фихте отождествлял Бога с абсолютным «я» и представлял его в виде нравственного мирового порядка, но не как бытие, а как вечное становление. В дальнейшем Бог рассматривался как идеал, воплощающийся в эмпирических «я». Абсолютное «я» — откровение Бога. Фихте отождествлял созерцание Бога с принципом нравственного закона и с созерцанием конечной цели жизни.

«Мир прекрасного духа»

Оказывается, что вся философия стоит на трансцендентальной точке зрения, с которой она взирает на точкузрения обычную, или обыденную. Эти две точке зрения полностью противоположны друг другу: «на трансцендентальной точке зрения мир делается

, на общей он дан»

[6

, С. 336]. С трансцендентальной точки зрения исследующее Я наблюдает Я, занимающее обыденную точку зрения, и оно не желает становиться воплощением жизни (реальной), хотя и описывает ее. Но ведь философ также есть человек (Я, занимающее обыденную точку зрения), как тогда он может возвести себя на точку зрения трансцендентальную? Как человек может возвести себя на нечеловеческую точку зрения трансцендентализма? Очевидно, он делает это не как человек, а как спекулятивный философ. Это вызывает вопрос о возможности философии вообще: каким образом происходит переход к трансцендентальной философии? В соответствии с общими принципами наукоучения для перехода от одно к другому должен быть «средний термин», что по

-

английски хорошо передается как «

midpoint

». И если уже доказано, что трансцендентальная философиясуществует, то значит, должен существовать и искомый средний термин. «Эта средняя точка –

эстетика. <…>С эстетической точки зрения мир оказывается данным так, как если бы мы произвели его и производим» [

7].

Однако Фихте здесь отличает «эстетическое чувство» и «эстетическую точку зрения» от самой эстетики.Эстетика –

именно часть (особая часть) трансцендентальной философии, расположенная между теоретическими практическим наукоучением в виду особенностей своей предметности (материальной составляющей):понятие мира есть теоретическое понятие, однако тот способ, каким мир должен быть сделан, лежит в нассамих и носит практический характер. Эстетика –

теоретико

-

практическая дисциплина, при том, что она несовпадает ни с теорией, ни с практикой. Как сказано, это обусловлено ее предметом –

«эстетическимчувством», или «эстетической точкой зрения», описание которой дает эстетика. Что же есть мир с эстетическойточки зрения, на которой неосознанно стоит «прекрасный дух»? Отчасти в вышеприведенной формуле «натрансцендентальной точке зрения мир делается (

wird gemacht

), на общей он дан» ответ на этот вопрос уже есть,однако тут требуется еще небольшое дополнение.

Для обыденной точки зрения (обычного человека) мир есть результат насилия, или принуждения. Это сплошная необходимость. «Например, каждую фигуру впространстве следует рассматривать как ограничение соседними телами…» [

6, C

. 337]. Кто видит мир такимобразом, «тот видит лишь искривленные, сплющенные, ужасные формы, он видит безобразность» [Там же]. Этоже распространяется и на сферу

mundus intelligibilis

: человек, понимающий нравственный закон ка нечточуждое для себя, как нечто подавляющее его волю –

относится к нему рабски. В противовес этому эстетическоеотношение к миру состоит в том, что «Прекрасный дух видит все с прекрасной стороны; он видит всесвободным и живым» [Там же]. Для эстетика мир свободен. Прекрасный дух –

это именно человек искусства,поэтому эстетическое созерцание художника, поэта, музыканта есть некое неосознаваемое состояние свободы,особый

modus vivendi

сознания. Но мир прекрасного духа –

это, поясняет Фихте, мир, расположенный в

человечности

. Поэтому искусство вводит человека внутрь самого себя и готовит

его к осуществлению своейавтономности как конечной цели разума. Таким образом, эстетическое чувство, не будучи добродетелью, т.е. несливаясь с этикой и так сохраняя свою автономию, есть «подготовка к добродетели, оно готовит ему почву, иесли вступает моральность, то она видит половину работы, освобождение от пут чувственности, ужезаконченной» [Там же]. Вот почему эстетическое образование, связанное с образованием

целостного человека

в объединении всех его способностей оказывается необходимой ступенью на пути осуществления цели разума –

свободно установить все жизненные отношения в соответствии с самим собой. И видимо, поэтому в «Речах кнемецкой нации» Фихте писал, в частности, следующее: «Самым предпочтительным средством ввестимышление, начавшееся в индивидуальной жизни, в общую жизнь является поэзия; она, таким образом, втораяосновная ветвь духовного образования народа. Уже мыслитель непосредственно есть поэт, когда он обозначаетсвою мысль в языке…» [

, С. 135

]

. При этом Фихте подчеркивает, что эстетическое чувство, позволяющеесозерцать мир человечности и свободы

,

само не есть результат свободы: «Эстетический способ видения мир –

естественный и инстинктивный, он не зависит от свободы» [

7]

ведь оно (эстетическое) не основано напонятиях. Поэтому никому невозможно поручить заботу об эстетическом образовании, а возможно тольколишь выставить негативную максиму не распространять безвкусицу и не пытаться сделать против природысебя художником, поскольку истинно только то, что поэтом родятся. А для истинных художников допустимолишь, чтобы они служили не людям, а самом догу, чтобы забыв все, они стремились осуществить идеал. Как втаком случае все

-

таки актуально возможно эстетическое образование –

это, конечно, здесь проблема. Ведьгения воспитать

невозможно. И истинное искусство есть только искусство гения. Эстетическое образованиедолжно носить всеобщий характер при том, что гении не все, но как

-

то для осуществления цели разума имистать должны. Тут кроется трудность и основной парадокс педагогической концепции Фихте в целом: егофилософия –

это философия исключительных людей, гениев. Все по определению не могут быть таковыми

.

Однако его педагогика, тесно завязанная на философии истории, диктует необходимость воспитания всех вкачестве гениев. Как

же это возможно и возможно ли вообще? Это вопрос, кстати, поставленный И.Г.Гербартом, указавшим на совершенную неприменимость фихтевской философии в сфере народноговоспитания.

Ars philosophandi sive vitae rationalis.

Однако требованием гениальности проникнута не только эстетико

-

педагогическая концепция Фихте, но и вцелом вся его философия. Фихте, по сути, еще до Шеллинга установил самые тесные отношения междуфилософией искусством, выставив тот императив, что философ,

даже если он и не поэт, необходимо долженобладать эстетическом чувством, т.е.

духом

. Путь в трансцендентальную философию, как и путь к блаженнойжизни человечества, лежит, таким образом, через искусство. И это то, что непосредственно вытекает из тезиса,что эстетическое чувство это среднее между обычной и трансцендентальной точкой зрения. В лекциях «О различии духа и буквы философии» Фихте дает интереснейшее определение слову «дух». Это «способностьподнимать до сознания идеи, представлять идеалы» [

, С.

317].

Указывается также иерархия идей –

высшейоказывается идея нравственного совершенства. Именно эти идеи и поднимает до сознания

художник, а затем вцелях сообщения изображает. Поэтому человек, не созерцающий высшие нравственные идеи

(в себе самом),

не

может их изображать и быть художником. И воспринять это представление духа может также только дух. Длябездуховного существа все лишь мертвое тело. Этот дух от взаимодействия с другим духом побуждается каналогичной творческой деятельности. Это почти то же, что писал Кант: «Идеи художника вызывают

сходныеидеи у его ученика, если природа снабдила последнего тем же соотношением способностей души. Образцыизящного искусства служат поэтому единственными средствами передачи этих идей потомству» [3, С. 240].

Тоесть гения понимает только гений. Все остальные лишь бездуховные подражатели. И «Посредством этойборьбы духовных существ с духовными существами все больше развивается дух в человеческом роде, и весь

род становится духовнее» [4, С. 320]. По сути, духовное существо Фихте наделяется кантовскимихарактеристиками гениальности. Принципиально, что предметом лекций о духе и букве в философии являетсядоказательство того, что дух, который Фихте в работе «О понятии наукоучения» прямо называетгениальностью, есть необходимое условие философствования. Философия сосредоточена на созерцанииглубины человеческого духа, поэтому тот, кто, философствуя, такового созерцания не имеет, философствует оничто, т.е. оказывается лишь жалким подражателем буквы философии. Фихте также дает демонстрацию то, чтов деле философского познания философа направляет особая способность –

его гений, или

чувство истины

, илиособый настрой философствующей способности суждения. Поэтому даже ели философ и не поэт, но он долженбыть оживлен духом поэзии. Философия как дело исключительно гениальности, как

prima scientia

, оказываетсяв теснейшей связи с искусством. Представляется, что таковой подход стал возможен для Фихте путемпереосмысления кантовской эстетики. Думается, что именно Фихте впервые увидел все кантовскуюфилософию как бы «из третьей критики». Поэтому обстоятельное исследование на тему понятия гениальностив философии Канта и Фихте настойчиво требует своего появления.Таким образом, философия Фихте может быть прочитана как эстетическая не столько по степенипредставленности в ней эстетической проблематики как таковой, сколько по общему своему настрою какискусство философствования. Фихте не дал развернутой эстетической теории, но он открыл возможный способфилософствования в смысле особого искусства. Именно он «отдал» искусство эстетике и превратил ее внеобходимую составляющую философского дискурса, сделал эстетическое неотъемлемым качествомчеловечности. Ведь только посредством искусства мир становится прекрасен, а человек совершенен. И поэтомуискусство –

это путь к спасению и к жизни в Боге («Основные черты современной эпохи»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: