Контроль и надзор за деятельностью таможенных органов

Соблюдение требований таможенного законодательства ТС и законодательства РФ при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, осуществлении ими действий (бездействии) обеспечивается

правом обжалования,

прокурорским надзором,

ведомственным контролем деятельности таможенных органов, в т.ч. контролем со стороны вышестоящих таможенных органов и вышестоящих должностных лиц таможенных органов.

Осуществление общего надзора за деятельностью тамож. органов и их должностных лиц входит в компетенцию прокуратуры.

Законом предусмотрено три формы реагирования прокурора на нарушения законности:

♦ принесение протеста,

♦ внесение представления и

♦ вынесение соответствующего постановлени я (о возбуждении уголовного дела из производства об административном правонарушении).


Ведомственный контроль за деятельностью таможенных органов осуществляется по трем направлениям:

♦ инспекционный контроль за деятельностью тамож. органов - осуществляется подразделениями тамож. инспекции, основной функцией которой является инспекционная проверка на конкретных участках работы нижестоящих тамож. органов, выявление и анализ причин и условий, способствующих возникновению негативных явлений в деятельности тамож. органов, обобщение их результатов и представление предложений об устранении выявленных причин и условий;
♦ финансовый контроль - осуществляют ГФЭУ и КРУ ФТС России, решающие задачи по организации финансового и бухгалтерского учета и контроля за рациональным и экономным использованием материальных и финансовых средств;
♦ юридический контроль - осуществляется подразделениями юридической службы ФТС и подчиненными им правовыми отделами РТУ и таможен. Основные задачи этих служб - использование правовых средств для обеспечения соблюдения законности тамож. органами и их должностными лицами, а также осуществление контроля за соответствием действующему законодательству проектов нормативных и иных правовых актов.

Законодательство РФ предусматривает меры, направленные на обеспечение деятельности таможенных органов (§ 4 гл.2 ст.ст.31-35 ФЗ от 27.11.2010 № 311-ФЗ). Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и из других источников, предусмотренных законодательством РФ.


Объекты таможенных органов размещаются на земельных участках, находящихся в федеральной собственности. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов таможенных органов, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с земельным законодательством РФ.

Документы и материалы, содержащие сведения

Ø о кадровом составе таможенных органов,

Ø об организации,

Ø о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности,

подлежат хранению в архивах таможенных органов в соответствии с законодательством РФ.

Материалы архивов таможенных органов, представляющие историческую и научную ценность, рассекреченные в соответствии с законодательством РФ, передаются на хранение в архивы уполномоченного Правительством России федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела в порядке, установленном законодательством РФ.

Защита государственной, банковской и налоговой тайны и информации ограниченного доступа в таможенных органах обеспечивается в соответствии с законодательством РФ.

ФТС России имеет в ведении научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения высшего профессионального и дополнительного образования, учреждения здравоохранения, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие учреждения, а также государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Определение функций вышеуказанных учреждений и государственных унитарных предприятий производится согласно требований антимонопольного и иного законодательства РФ.


Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, уполномоченным в области таможенного дела в России, является Федеральная таможенная служба Российской Федерации, общее руководство которым осуществляет Правительство (Указ Президента РФ от 11.05.2006 г.).

ФТС в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента России, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, международными договорами России, Министерства финансов и ЦБ РФ, а также Положением о ФТС России, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459.

ФТС осуществляет свою деятельность

Ø непосредственно,

Ø через таможенные органы и

Ø представительства Службы за рубежом

во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, ЦБ РФ, общественными объединениями и иными организациями.

ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. С 12 мая 2006 г. им является БЕЛЬЯНИНОВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ.


Руководитель ФТС несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий и возглавляет её на принципах единоначалия. Он имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ.

Помимо указанных должностных лиц имеется Коллегия ФТС (совещательный орган, обсуждающий основные вопросы таможенной деятельности), состоящая из руководителя Службы, его заместителей, иных руководящих работников и должностных лиц. Всего согласно Положению о ФТС разрешено иметь

- до 6 заместителей руководителя, в т.ч. одного первого, а также до 8 главных управлений и до 13 управлений по основным направлениям деятельности Службы.
- работников центр. аппаратаФТС в кол-ве 1882 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в т.ч. сотрудников, которым присвоены специальные звания, в кол-ве 828 единиц;
- работников РТУ, таможен и тамож. постов, организаций, находящихся в ведении Службы, в кол-ве 60652 ед. (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в т.ч. сотрудников, которым присвоены специальные звания, в кол-ве 18260 единиц. Сумма – 62544 чел.

Организационное устройство ФТС определяется Правительством РФ. В настоящее время в организационно в структуру ФТС России включено 19 подразделений, в т.ч.:

8 главных управлений: 1) организационно-инспекторское (аппарат руководителя ФТС России); 2) информационных технологий; 3) организации тамож. контроля; 4) по борьбе с контрабандой; 5) товарной номенклатуры и торговых ограничений; 6) тылового обеспечения; 7) федеральных тамож. доходов; 8) финансово-экономическое управление.
11 управлений: 1) контрольно-ревизионное; 2) правовое; 3) валютного контроля; 4) управление делами; 5) кадров; 6) по связям с общественностью; 7) собственной безопасности; 8) тамож. инспекции; 9) тамож. сотрудничества; 10) тамож. статистики и анализа; 11) тамож. расследований и дознания.

В целях укрепления взаимодействия с общественными ассоциациями и объединениями деловых кругов при ФТС функционирует консультативный Совет по таможенной политике, в состав которого входят руководство ФТС России, ряд управлений Службы и руководители ведущих ассоциаций деловых кругов Российской Федерации. На заседаниях Совета обсуждаются вопросы совершенствования таможенной политики РФ и механизма ее реализации, повышения эффективности применения средств таможенного регулирования внешнеэкономических связей.

Нормативные акты ФТС регулярно публикуются в «Российской газете», а также в официальных источниках ФТС: информационные издания «Таможенные ведомости», «Таможня» и «Таможенные вести» (часть еженедельника «Экономика и жизнь»).

ФТС имеет официальный сервер в Интернете. Его адрес: www.customs.ru.


Важнейшей функцией ФТС является нормотворчество..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: