Оперативно-розыскная деятельность

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее – органы, осуществляющие оперативно – розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;)

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно – розыскных мероприятий.

Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятии должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.)

Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно – розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. Впроцессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе.

В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренныезаконом об ОРД Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.)

Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно – розыскную деятельность, запрещается: проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно – розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральними законами; подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Опрос – это получение необходимых сведений путем специальной беседы с опрашиваемым лицом с целью установления обстоятельств исследуемого события и получения информации для выполнения определенных задач ОРД.

Опрос – самое распространенное ОРМ. Он всегда носит целенаправленный характер, т.е. перед сотрудником стоит задача получения конкретной (часто скрытой) информации и он сам выбирает обстановку, тактику и способы достижения цели.

Опрос может выполняться гласно (в т.ч. легендированно, зашифровано) или негласно (конфиденциально). Категории лиц, место и время опроса не ограничены – он может быть проведен в любом месте в зависимости от конкретных обстоятельств дела и данных о личности опрашиваемого – в служебном помещении ОРО или на рабочем месте и месте жительства опрашиваемого, на месте происшествия либо в другом месте. Опрос может осуществляться как при непосредственном общении, так и путем связи по телефону, через Интернет и т.д.

При опросе могут быть использованы:

технические средства (открыто или в тайне) фиксации информации (диктофон, видеокамера); детекторы определения симуляции по психофизиологическим параметрам опрашиваемого – с согласия лица (приказ МВД от 28 декабря 1994г. №437 «Инструкция о порядке использования полиграфа при опросе граждан»); т.н. нетрадиционные методы (с согласия и применением видеозаписи – гипноз, ясновидение). Информация, полученная в ходе опроса с использованием полиграфа и НМ, имеет только вероятностный, ориентирующий характер и не может применяться в качестве доказательства. Его проводят, по заданию ОРО, специально подготовленные сотрудники (заключение «специалиста»). Гласный опрос проводится с полным представлением должности оперработника и изложением задач, в связи с которыми он проводится. При опросе не должно применяться психологическое или физическое насилие, должно быть обеспечено право не свидетельствовать против себя и близких. Факт вступления опрашиваемого в речевой контакт и его ответы на поставленные вопросы свидетельствуют о его согласии на беседу вне зависимости от того, испрашивал ли опрашивающий согласие на опрос. При проведении оперативного опроса Закон не предъявляет каких-либо требований к его осуществлению – ограничивается только нормами морали и этики. Так, опрос несовершеннолетнего, в отличие от допроса, не требует присутствия педагога. Допустимо проведение опроса больного, если его состояние это позволяет. Опрос потерпевшей женщины, в том числе об интимных обстоятельствах, может быть проведен мужчиной. Если опрашиваемый ставит условие сохранить в тайне источник получения сведений – это обязательно выполняется, в том числе перед следственно-судебными органами (необходимы либо сокрытие данных по основаниям ст. 11 УПК, либо другие пути получения доказательства). С согласия опрашиваемого результаты гласного опроса оформляются его объяснением, заявлением, явкой с повинной. Негласный опрос проводится оперработником с сокрытием своей должности (по документам прикрытия) и с сокрытием истинных задач проводимого опроса (выведывание).

Результаты опросов оформляются справками сотрудников (с указанием использованных ТС), которые самостоятельного доказательственного значения не имеют.

Опрос ряда субъектов имеет свои ограничения:

опрос судей, прокуроров, адвокатов возможен только с их согласия и по специальному разрешению. Определенным иммунитетом обладают также нотариусы, врачи, педагоги и духовные лица. Опрос участников уголовного судопроизводства (свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, содержащихся под стражей) возможен только с разрешения следователя (ст.95 УПК).

3.5.3. Наведение справок- это сбор необходимой информации путем непосредственного изучения сотрудником (иным лицом по его поручению) документов в организациях либо направления письменных запросов в любые учреждения и организации, которые располагают или могут ею располагать.

Специфика этого мероприятия в том, что здесь добываются и изучаются только документы (в т.ч. криминалистические учеты органов ВД), касающиеся субъектов и объектов оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с законодательством организации всех видов собственности обязаны безвозмездно представлять оперативно-розыскным подразделениям интересующую их информацию (ст. 19.7 КоАП). «Наведение справок» включает в себя и получение сведений о номерах абонентов телефонной связи, входящих и исходящих вызовах, продолжительности разговоров. В ФЗ об ОРД отсутствуют какие-либо ограничения на получение информации секретного характера, однако следует учитывать специальные режимы доступа к сведениям, относящимся к государственной тайне (Закон – 1993г.) и конфиденциального характера, к которым Указом Президента от 06.03.1997г. №188 отнесены:

тайна следствия и судопроизводства (ст. 161 УПК, ст.ЗЮ УК); служебная тайна (постановление Правительства от 03.11.1994г.); коммерческая тайна (Ф3-2004г., ст.ст. 139, 727 ГК); профессиональная тайна (тайна связи, банковская, налоговая, страхования, нотариальная, адвокатская, врачебная, усыновления, журналистская, исповеди). Представление указанных сведений допускается по официальному письменному запросу в связи с производством по уголовным или гражданским делам. При этом полученные сведения трансформируются в служебную тайну, которую ОРО обязан хранить. Виды документов, необходимых для наведения справок (регистрационные, кадровые, бухгалтерские и пр.), а также места их получения определяются должностными лицами ОРО. В случае получения официальных справок из соответствующих организаций и учреждений они могут быть приобщены к уголовному делу в качестве доказательств как иные документы (ст. 84 УПК). Наведение справок может осуществляться гласно или с использованием мер конспирации (зашифровано) и оформляется справкой оперработника, имеющей ориентирующее значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: