Становление и развитие политологии как науки и учебной дисциплины. Задачи курса политологии

Политология (от греч. politike – государственные, общественные дела и logos – слово, понятие, рассуждение) есть наука о политике. Первое понятие ввел в употребление Аристотель, второе – Гераклит.

Стремление понять и осмыслить политику появилось в период формирования первых государств. Исторически первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка, для которой характерно представление о божественном происхождении власти и правителей. С середины I тысячелетия до н.э. политическое сознание стало приобретать самостоятельный характер, появились первые теоретические концепции, развивавшиеся в рамках единого философского знания. Этот процесс связан с трудами таких политических мыслителей древности, как Конфуций, Платон и Аристотель. Они впервые системно описали формы государственного устройства, классифицировали их, выявили закономерности функционирования власти. Это была философско-этическая форма познания политики.

В период средних веков и Нового времени проблемы политики, власти, государства исследовались в трудах Н.Макиавелли, Т.Гоббса, Дж.Локка, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, Гегеля и др. Они не только сделали политическую науку предметом самостоятельного изучения, но, освободив ее от религиозно-этической формы, значительно развили ее. В своих произведениях они обосновали теории общественного права, общественного договора, народного суверенитета, разделения властей, гражданского общества и правового государства.

Становление политологии как самостоятельной отрасли человеческого знания произошло в конце XIX в. Это было связано с появлением первых массовых политических партий, введением в ряде стран всеобщего избирательного права, появлением и широким распространением бихевиористских, эмпирических методов исследования.

По мнению многих ученых начало академической политической науки связано с открытием в 1857 г. американским профессором истории и политической экономии Френсисом Либером в Колумбийском колледже (ныне Колумбийский университет) кафедры политической теории и истории. В 1880 г. его преемник, Джон Берджес, на базе этой кафедры открыл Школу политических наук.

В к. XIX – н. XX вв. возникла сеть учебных заведений и научных центров, целью которых стало исследование политики и политических процессов. Для координации усилий ученых в изучении политики в 1903 г. была учреждена Американская ассоциация политической науки.

Параллельно шел процесс институциализации политической науки в Западной Европе. После Второй мировой войны политология получила мировое признание. По инициативе ЮНЕСКО в Париже в 1948 г. состоялся Международный коллоквиум по вопросам политической науки. На нем был принят документ, определивший содержание политической науки, ее основные проблемы, а также было принято решение употреблять термин «политическая наука» в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины. В этом же году было рекомендовано преподавание политологии как обязательной учебной дисциплины для всех стран-членов ООН. С 1949 г. действует созданная под эгидой ЮНЕСКО Международная ассоциация политической науки, которая каждые три года проводит международные конгрессы. Очередной XXI конгресс прошел в Сантьяго в июле 2009 г.

Политология как учебная дисциплина решает следующие задачи:

1) политология достоверно и объективно описывает политическую жизнь, раскрывает закономерности функционирования и развития политических систем, государственных институтов, общественно-политических организаций;

2) политология, кроме передачи определенной суммы знаний о политике, призвана научить студентов защищать свои права, реализовывать личные и групповые интересы через представительные политические институты, терпимо относиться к инакомыслию, искать компромиссы и достигать общественного консенсуса;

3) политология рационализирует всю политическую жизнь, т.е. делает ее разумной, предсказуемой. Изучение политологии развивает способности к элементарному рационально-критическому осмыслению политики, позволяет студентам овладеть техникой и методикой ведения политических дискуссий и переговоров, способствует развитию навыков самовыражения и аргументации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: