Понятие, признаки, функции, типы и формы государства

Основы теории государства и права

Происхождение государства

При обучении студентов юридическим и экономическим наукам часто выясняется, что они с течением времени утрачивают понимание основных категорий общей теории права, которая была изучена на начальных курсах. В связи с этим необходимо напоминание о них при изучении отраслевых дисциплин. Причем для лучшего осмысления данных понятий способствует сопровождение их конкретными примерами и жизненными ситуациями.

Государство – это понятие: *В теории права: определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения, обладающая внутренней структурой, имеющая специальные органы для реализации своих полномочий; Под которым в Конституционном праве России подразумевается определенные совокупности органов законодательной, исполнительной и судебной власти «парламент, правительство и суды», действующих в масштабе страны или субъекта Российской Федерации «иной территориально-политической единицы» с местными их представителями; *Как субъект Международного публичного права – основной участник международных отношений.

Включает как политическую организацию власти, так и население с определенной территорией. Основным характеризующим его качеством является суверенитет.

Поэтому перед изучением юридических, в т.ч. связанных с регулированием предпринимательской «хозяйственной» деятельности, обучающимся желательно восстановление в памяти общих понятий и первичных сведений о праве, как теоретический базе для дальнейшего изучения отраслей права.

В настоящее время у хозяйственников существует большая свобода и выбор вариантов поведения. Но с другой стороны, это сопряжено и с ответственностью за их последствия. При выходе лица за широкие рамки дозволенного «разрешенного, незапрещенного» и, вторжение в сферу неодобряемого обществом и запрещаемого государством, оно будет привлекаться к юридической ответственности.

Право имеет множество функций, в том числе и экономическую, которая устанавливает: правила игры в системе рыночных отношений; упорядочивает производство, распределение и обмен товаров; закрепляет право собственности и формы хозяйствующих субъектов

Вопрос о возникновении государства интересовал ученых с древних времен, и почти у каждого юриста - государствоведа есть свое научное мнение по этому вопросу.

Существует более десятка теорий происхождения государства, у каждой их которых есть свои плюсы, и минусы, в частности к ним относятся:

1. Теологическая или религиозная. Теория Формы Аквинского – средневекового мыслителя. Государство имеет божественное происхождение.

2. Патриархальная. Теория Платона и Аристотеля – древнегреческих философов. Государство является продуктом естественного развития семьи, т.е. патриарх в государстве – то же, что глава семейства в своей семье.

3. Договорная. Теория: в древности – ранний буддизм, учения Мо цзы; античная философия – сочинения Эпикура, Тита Лукреция Кара; голландского философа Г. Гроция; английского мыслителя – Т. Гоббса, Д. Локка; ученых – французских Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбаха; российского – А.Н. Радищева. Государство возникло в результате общественного договора, по которому люди, находящиеся до этого в «естественном» первобытном состоянии, отказываются от части своих прав и свобод в пользу единой цели государства в обмен на гарантии личной безопасности.

4. Насилия: Внешнего - Теория Аравийского мыслителя Л. Гумплович. Государство возникает в результате завоевания одного племени «народа» другим, в итоге завоевания возникает рабство. Внутреннего – Теория К. Каутского. Племя - победитель подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает работать на себя, платить дань или подати.

5. Психологическая. Теория ученых: французского Г. Тард и русского Л.И. Петражицкого. Причины возникновения государства лежат в особенностях человеческой психика: одни подчиняются более сильным, а другие – властвуют над слабыми.

6. Ирригационная. Теория немецкого ученого К. Виттфогеля. Государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений. В определенных регионах «Междуречье, Египет, Китай» существование невозможно без строительства оросительных каналов. Осуществление таких работ и мобилизацию масс людей может только постоянно действующая организация власти и управления, т.е. государство.

7. Расовая. Теория французский ученого Ж.А. Гобино, немецкого философа Ф. Ницше. Причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы.

8. Инцестная «половая». Теория ХIХ века, французского этнографа и социолога К. Леви-Строс. Причиной возникновения государства стало введение запрета инцеста, т.е. кровосмешения между родственниками. Необходимость следить за соблюдением этого запрета потребовала создания в обществе особой группы людей. Эти же люди применяли в случае его неисполнения принуждение. Постепенно они стали выполнять и иные общественные, а затем и государственные функции.

9. Органическая. Теория английского ученого Г. Спенсер. Общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с законами анатомии и физиологии. Этой теорией государство рассматривается как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например, деятельность правительства аналогична действиям человеческого мозга.

10. Спортивная. Теория испанского ученого Х. Ортега-и-Гасета. Развитие спорта способствовало появлению государства. Например, у некоторых племен существовали обычаи посвящения во что-либо. Для проведения обряда создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства.

11. Классовая. Теория К. Маркса, и Ф. Энгельса. Возникновение государства есть результат объективных социально-экономических процессов, приводящих к возникновению в обществе антагонистических классов. Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на классы.

Понятие, признаки, функции, типы и формы государства

Определений государства больше, чем теорий его происхождения, поэтому, разберем два распространенных варианта:

Первый в краткой форме: Государство – это коллективная организация людей расположенная на определенной территории имеющие систему власти способную к выполнению своих обязательств перед населением.

Признаки государства:

- наличие публичной государственной власти;

- территориальная организация населения;

- государственный суверенитет;

- осуществление нормотворчества;

- сбор налогов.

Функции государства: Внутренние:

- охранительные;

- регулятивные;

- экономические;

- социальные;

- налогообложение и взыскание.

Внешние:

- внешнеполитическая;

- внешнеэкономическая.

Формы государства: Форма правления «способ организации власти»:

Монархия:

- обособленная;

- парламентская.

Республика:

- президентская;

- парламентская;

- смешанная.

Формы государственного устройства:

- унитарная;

- конфедерация;

- федерация.

Политический режим:

- демократический и антидемократический.

Второй в расширенной форме с конкретным разбором: Государство – это особая организация публичной, политической власти господствующего класса «или иной социальной группы, блока классовых сил, всего народа», располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляет общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Основные признаки государства: наличие аппарата управления «механизма государства, публичной власти», отделенного от общинного строя, в управлении участвуют не все члены общества. При этом у аппарата управления существуют свои интересы отличные от интересов всего общества; взимание с населения налогов и сборов; деление населения по территории. Для каждого государства характерно наличие четко ограниченной территории, на которую распространяется его действие, и населения, проживающего на этой территории и являющегося гражданами государства.

Часто территорию и население называют отдельными важнейшими признаками государства; в отличие от других организаций, государство – это единственная организация, осуществляющая публичную власть в масштабе всей страны; важнейшим признаком государства является его внутренний и внешний суверенитет, то есть независимость от других государств при решении вопросов внутренней и внешней политики; наличие специального аппарата принуждения, государства, безопасность граждан и обеспечение реализации их прав и свобод, а также выполнение ими своих обязанностей; издание общеобязательных правил поведения «норм права».

Общественно-политические отношения, выражающие наиболее принципиальные свойства, взаимосвязи и взаимодействие в механизме организации и функционирования государства, называется государственным строем.

Типы и формы государств:

В настоящее время существует два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный. Формационный подход основан на классовом подходе к изучению истории, характерном для марксизма. На основе этого подхода выделяются несколько типов государства «общественно-экономических формаций, отличающихся друг от друга тем, в руках какого класса «социальной группы» находится рычаги государственной власти: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую формацию «переходную к безгосударственному коммунистическому обществу».

Цивилизационный подход основан на отнесении государства к той или иной цивилизации. Цивилизация – довольно емкое и неоднозначное понятие «имеются несколько сотен его определений». Согласно этому подходу, выделяют такие типы государства: восточные, западные и смешанные «промежуточные»; древние, средневековые и современные; сельскохозяйственные, промышленные и научно-технические; доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; локальные, особенные и современные.

Форма государства включает его строение, основные составные части, внутреннюю структуру государства и основные методы осуществления государственной власти. Таким образом, форма государства состоит из трех основных элементов: форма правления; форма государственного устройства и политический режим. Форма правления – это порядок образования высших и местных государственных органов взаимоотношений между ними. В частности, высшее руководство государством может осуществляться единолично или коллективно. Различают монархическую и республиканскую формы правления «монархию и республику».

Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ей по собственному усмотрению, по праву, не переданному «делегированному» ему никакой другой властью. В отличие от монархии, в республике государственная власть делегируется одному или нескольким лицам всем народом или его частью на определенный срок. Монарх «король и император» персонифицирует государство, выступает во внешней и внутренней политике как глава государства, представитель народа, нации, лицо, которое сплачивает граждан, объединяет их в государство. Власть монарха является верховной и суверенной «независимой».

Это означает, что даже при распределении полномочий, сфер управления между различными государственными органами он может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если сочтет его достойным своего внимания. Власть монарха бессрочна и пожизненна. Монарх считается свободным от ответственности «но не «безответственным»: как правило, за ошибки и злоупотребление в государственном управлении отвечают его советники и другие чиновники. Часто власть монарха объявляются священной «в настоящее время такая традиция сохранилась в Японии».

Виды монархии:

1. Абсолютная «абсолютистская» монархия, при которой монарх пользуется всеми перечисленными правами, безусловно, и неограниченно, независимо от какой-либо иной власти. Такая форма правления характерна для средневековья и восточной деспотии «в рабовладельческих государствах древнего Востока»

2. Парламентарная «парламентская» монархия – более современная разновидность монархической правления «она существует в настоящее время в Великобритании, Бельгии, Норвегии, Швеции». В этих государствах «царствует, но не правит». Формально он назначает главу правительства и министров, однако правительство и премьер отвечает перед парламентом. Все решения монарха приобретают юридическую силу только после одобрения законодательным органом «парламентом» и должны соответствовать конституции. Поэтому парламентскую монархию также называют конституционной

3. Дуалистическая монархия – форма правления, при которой монарх остается главой исполнительной власти, формирует правительство, назначает и смещает ответственных перед ним министров и иных должностных лиц «губернаторов, префектов и других», имеет право вето и право неограниченного роспуска парламента. Однако его властные полномочия все же ограничены, поскольку бюджет принимается парламентом. Подобные монархии существовали в прошлом в Пруссии, Румынии, Австрии и Италии

4. Теократическая монархия, при которой монарх одновременно является религиозной главой

5. В прошлые исторические периоды в разных странах существовало множество разнообразных вариантов монархической формы правления.

Виды республик:

Республикой «от выражения Цицерона Respublica est res populi - государство есть дело народа» называется форма правления, которая характеризуется наличием избираемых на определенный срок представительных органов государственной власти. Известны две основные разновидности республик: *Парламентская «парламентарная» республика, где глава исполнительной власти «пример-министр» и правительство назначаются и контролируются парламентом «точнее, парламентским большинством».

Президент – глава государства – играет в такой республике незначительную роль «например, вы часто слышите в новостях о тех или иных действиях премьер-министра – «канцлера» ФРГ, и намного реже – о президенте этой страны». Недостатки парламентской республики – неустойчивость правительства, которое меняется, как только большинство мест в парламенте занимает другая партия, и сильная зависимость его политической ситуации; Президентская республика отличается тем, что избираемый глава государства «президент» одновременно является главой правительства, которое он «обычно с согласия парламента» назначает и распускает.

Такая форма правления существует во Франции, США, России и многих других странах. Основное достоинство президентской республики заключается в том, что всенародно избранный президент выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. В чрезвычайных обстоятельствах он может быстрее принять нужное решение, чем коллегиальный законодательный орган. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, но и она имеет ряд недостатков.

Если президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям, это может привести к их противостоянию и конституционному кризису. Возможность распускать парламент может в определенных условиях привести к несоразмерному усилению исполнительной власти и установлению так называемой суперпрезидентской республики, которая может перерасти в диктатуру. Фактически соотношение сил в республике зависит от политической ситуации в конкретном государстве, наличия стабильных политических партий, опирающихся на широкие массы населения и имеющих первые экономические социальные программы

Формы государственного устройства:

Форма государственного устройства «единства» – это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными регионами государства, между центральными и местными органами. В зависимо от формы территориального устройства, различают: унитарные государства; федерации и конфедерации. Унитарное «от латинского «unus» – один» государство отличается полным политическим единством и неделимостью.

Отдельные административно-территориальные единицы «области, районы» не имеют своего собственного законодательства и судебной системы, а местные исполнительные органы власти прямо подчиняются вышестоящим как элементы единой «пирамиды» с правительством и президентом на вершине. Федерация «союзное государство» – это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств – членов «субъектов» федерации. Каждый из них «например, какой-либо штат США, Приморский край» может иметь свое региональное законодательство, представительный орган и правительство, иногда – свою судебную систему «в России мировые судьи являются судами общей юрисдикции субъектов Федерации, но при этом входят в единую судебную систему; регионы могут создавать свои конституционные или уставные суды».

Конфедерация «от латинского «confederatio» – «сообщество» – государственно-правовое объединение, союз суверенных государств. Она создается для достижения определенных, ограниченных целей в пределах известного исторического периода «например, в качестве военного союза». Исключение – Швейцария, где фактически федеративное государство традиционно сохраняет название конфедерации. Политический режим – совокупность способов и приемов руководства государством, уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности.

Различают две основные формы политического режима: диктатура «авторитарный режим», для которого характерно значительное ограничение прав и свобод граждан, слабость выборных органов, ограничение роли политических партий и усиление исполнительно-распорядительных органов власти, сосредоточение огромных властных полномочий в руках главы государства; демократия «народовластие», характеризующаяся: конституционным провозглашением и «в идеале» реальным осуществлением гражданских прав и свобод; выборностью и сменяемостью центральных и местных органов государственной власти; официальным признанием принципов законности и разделения властей.

Функции государства:

Функциями государства называют основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе развития государства целями, задачами и его социальным назначением. Функции государства следует отличать от функций отдельных государственных органов.

В осуществлении функции государства, так или иначе, в большей или меньшей степени участвуют все его органы «например, реализация экономической функции обеспечивается путем деятельности не только специально предназначенных для этого органов «Минэкономразвития», но и в ходе разрешения споров экономического характера арбитражными судами, расследования преступлений в сфере экономики, деятельности глав субъектов РФ по развитию экономики регионов. Функцию же конкретного государственного органа, наоборот, не может подменять никакой другой «мировой судья не рассматривает дела, подведомственные арбитражному суду».

Государственные функции подразделяются на: внешние и внутренние.

К внешним функциям относятся:

- оборона страны;

- поддержание отношений с другими государствами;

- международная охрана окружающей среды;

- интеграция в мировую экономику и другие.

Наиболее важными внутренними функциями государства являются:

- экономическая;

- экологическая;

- культурно-воспитательная;

- охраны правопорядка, собственности, прав и свобод граждан;

- регулирование меры труда и оказание социальных услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: