Философское учение Гегеля о государстве

Гегель различает гражданское общество и государство. Философ обобщив и

проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и

французских философов XVIII в.. последние выводы А. Смита и Д. Ринардо,

пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в

действительности им не является. а образует систему социально-экономических

отношений людей, которых Гегель назвал гражданским обществом.

Отношения людей внутри этого общества определяются их материальными интересами

(системой потребностей), существующим в обществе разделением труда и различными

способами удовлетворения этих потребностей.

“Гражданское общество, пишет Гегель, - создано. впрочем лишь в современном мире,

который всем определениям идеи предоставляет их право”.

Гражданское общество - сфера реализации особенных, частных целей и

интересов отдельной личности. с точки зрения развития понятия права

реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.

Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках

которого противоположности разума. в частности моменты особенности и

всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи.

Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном

государстве, ни при феодализме.

Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми

интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.

Три основных момента гражданского общества являются:

- система потребностей;

- отправление правосудия;

- полиция и корпорация.

Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного

судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию вездесущего

полицейского государства.

Гегель выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия:

1) субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне);

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);

3) всеобщее (чиновники).

Анализ сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено

между деятельностью отдельной личности и интересами государства в целом.

Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению философа,

становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства.

Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории

философии была сама постановка проблемы о ней.

Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие

в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны увеличивается

накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и бедственное

положение прикрепленного к труду класса.

В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация “чрезмерных

богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает “бесконечный рост

зависимости и нужды”.

Отмечая развитие социальных антагонистских противоречий в современном ему

обществе, Гегель не видит возможности для их преодоления. Гегель не мыслит

иного общества, кроме буржуазного, он всецело остается в плену представлений

о незыблемости основ этого строя.

Гражданское общество и государство, по Гегелевской концепции, соотносятся как

рассудок и разум: гражданское общество - это “внешнее государства”,

“государство нужды и рассудка”, а

подлинное государство - разумно. Поэтому в философско-логическом плане

гражданское общество расценивается Гегелем как магнит государства, как то, что

снимается в государстве.

Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства

как его основания. “Поэтому в действительности, - подчеркивает он, -

государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское

общество, и сама идея государства распадается на эти два момента”.

Гражданское общество в трактовке Гегеля - это опосредованная трудом система

потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем

формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая

принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально-

экономических и политических сфер гражданского общества и государства, о

необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и

соотношений.

“Государство есть действительность нравственной идеи, - нравственный дух как

явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и

выполняет то, что она знает и поскольку она это знает.”

Государство для Гегеля есть нечто “в себе и для себя разумное в государстве,

свобода достигает наивысшего, подобающего ей права”.

Поэтому государство. по учению Гоголя, есть самоцель.

Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два вывода:

во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с интересами

отдельного лица, оно “обладает наивысшим правом в отношении отдельных людей,

наивысшей обязанностью которых является быть членом государства”.

во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для охраны

интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в

обеспечении и защите собственности и личной свободы отдельного гражданина

означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их

существования в государстве.

“Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к

индивидууму, так как оно есть объективный дух”. Отдельная личность черпает из

жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в государстве

осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по мнению Гегеля,

единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной свободы

отдельной личности, который в своих действиях руководствуется законами,

нравственными основоположениями, имеющими всеобщее значение. Свое понимание

государства Гегель противопоставляет идеям французской революции.

Гегель обосновывает разумность существующего государства для того, чтобы

обосновать примирение с окружающей действительностью и показать, что борьба с

существующими порядками является бессмысленными мечтаниями - “пустым

мнением”.

Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы.

“Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно, между

тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он, как

спящий дух. Но так как дух в

философии Гегеля есть лишь философский псевдоним бога, то Гегель не только

объявляет государство осуществлением свободы, но и шествием бога в мире.

благодаря этому Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо

мистический характер. Поэтому всякое революционное выступление против

существующего государства Гегель готов был объявить выступлением против самого

господа бога”

Гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в

иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным

правом, предстает как правовое государство. Свобода же означает достигнутость

такой ситуации правового государства.

Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к развитым

европейским государствам современной ему исторической эпохи, в которых

реализована христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и

равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное

правление.

Представление о таком государстве отражают ряд существенных характеристик

буржуазной государственности в Англии и Франции. В Германии и в то время были

полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно-правовые порядки,

иначе говоря, Прусское государство того времени находилось ниже уровня

обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея государства была скорее в

кантовском, чем в гегелевском, смысле - долженствованием, а не

действительностью.

Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат

атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а

живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны,

индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их

автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе -

свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя

свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.

Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как

идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как

единый организм, как конституционная монархия, как “политическое государство” -

являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: