Гегель различает гражданское общество и государство. Философ обобщив и
проанализировав договорные теории о гражданском обществе английских и
французских философов XVIII в.. последние выводы А. Смита и Д. Ринардо,
пришел к выводу, что то, что англичане и французы называли государством, в
действительности им не является. а образует систему социально-экономических
отношений людей, которых Гегель назвал гражданским обществом.
Отношения людей внутри этого общества определяются их материальными интересами
(системой потребностей), существующим в обществе разделением труда и различными
способами удовлетворения этих потребностей.
“Гражданское общество, пишет Гегель, - создано. впрочем лишь в современном мире,
который всем определениям идеи предоставляет их право”.
Гражданское общество - сфера реализации особенных, частных целей и
интересов отдельной личности. с точки зрения развития понятия права
реконструируется взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего.
|
|
Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках
которого противоположности разума. в частности моменты особенности и
всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи.
Этого не было ни в античных государствах, ни в платоновском идеальном
государстве, ни при феодализме.
Гегель изображает гражданское общество как раздираемое противоречивыми
интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех.
Три основных момента гражданского общества являются:
- система потребностей;
- отправление правосудия;
- полиция и корпорация.
Гегель обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного
судопроизводства и суда присяжных. Критикуя концепцию вездесущего
полицейского государства.
Гегель выделяет в структуре гражданского общества следующие сословия:
1) субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне);
2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники);
3) всеобщее (чиновники).
Анализ сословий необходим Гегелю для того, чтобы найти опосредующее звено
между деятельностью отдельной личности и интересами государства в целом.
Только человек, принадлежащий к определенному сословию, по мнению философа,
становится в определенное политическое отношение со всеобщностью государства.
Несмотря на недостатки данного анализа, большим прогрессом в истории
философии была сама постановка проблемы о ней.
Основой прогрессивного развития общества и государства Гегель считает наличие
в них социальных противоречий. Он признает, что с одной стороны увеличивается
|
|
накопление богатства, а с другой усиливается зависимость и бедственное
положение прикрепленного к труду класса.
В современном обществе, отмечает Гегель, происходит концентрация “чрезмерных
богатств в немногих руках и рост роскоши сопровождает “бесконечный рост
зависимости и нужды”.
Отмечая развитие социальных антагонистских противоречий в современном ему
обществе, Гегель не видит возможности для их преодоления. Гегель не мыслит
иного общества, кроме буржуазного, он всецело остается в плену представлений
о незыблемости основ этого строя.
Гражданское общество и государство, по Гегелевской концепции, соотносятся как
рассудок и разум: гражданское общество - это “внешнее государства”,
“государство нужды и рассудка”, а
подлинное государство - разумно. Поэтому в философско-логическом плане
гражданское общество расценивается Гегелем как магнит государства, как то, что
снимается в государстве.
Развитие гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства
как его основания. “Поэтому в действительности, - подчеркивает он, -
государство есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское
общество, и сама идея государства распадается на эти два момента”.
Гражданское общество в трактовке Гегеля - это опосредованная трудом система
потребностей, покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем
формальном равенстве людей. К теоретическим заслугам Гегеля относится четкая
принципиальная постановка вопроса именно о взаимосвязи социально-
экономических и политических сфер гражданского общества и государства, о
необходимом и закономерном, диалектическом характере этих связей и
соотношений.
“Государство есть действительность нравственной идеи, - нравственный дух как
явная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и
выполняет то, что она знает и поскольку она это знает.”
Государство для Гегеля есть нечто “в себе и для себя разумное в государстве,
свобода достигает наивысшего, подобающего ей права”.
Поэтому государство. по учению Гоголя, есть самоцель.
Из утверждения абсолютного значения государства Гегель делает два вывода:
во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с интересами
отдельного лица, оно “обладает наивысшим правом в отношении отдельных людей,
наивысшей обязанностью которых является быть членом государства”.
во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для охраны
интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в
обеспечении и защите собственности и личной свободы отдельного гражданина
означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их
существования в государстве.
“Государство на самом деле находится в совершенно другом отношении к
индивидууму, так как оно есть объективный дух”. Отдельная личность черпает из
жизни о государстве истинные понятия о нравственности, она лишь в государстве
осуществляет свою подлинную свободу, ибо здесь достигается, по мнению Гегеля,
единство объективной свободы, то есть всеобщей воли и субъективной свободы
отдельной личности, который в своих действиях руководствуется законами,
нравственными основоположениями, имеющими всеобщее значение. Свое понимание
государства Гегель противопоставляет идеям французской революции.
Гегель обосновывает разумность существующего государства для того, чтобы
обосновать примирение с окружающей действительностью и показать, что борьба с
существующими порядками является бессмысленными мечтаниями - “пустым
мнением”.
Государство Гегель рассматривает как осуществление подлинной свободы.
|
|
“Государство есть дух, стоящий в мире и реализующийся в нем сознательно, между
тем как в природе он получает действительность лишь как иной, чем он, как
спящий дух. Но так как дух в
философии Гегеля есть лишь философский псевдоним бога, то Гегель не только
объявляет государство осуществлением свободы, но и шествием бога в мире.
благодаря этому Гегелевское понятие о государстве приобретает сугубо
мистический характер. Поэтому всякое революционное выступление против
существующего государства Гегель готов был объявить выступлением против самого
господа бога”
Гегелевская идея государства представляет собой правовую действительность, в
иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным
правом, предстает как правовое государство. Свобода же означает достигнутость
такой ситуации правового государства.
Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь применительно к развитым
европейским государствам современной ему исторической эпохи, в которых
реализована христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и
равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное
правление.
Представление о таком государстве отражают ряд существенных характеристик
буржуазной государственности в Англии и Франции. В Германии и в то время были
полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно-правовые порядки,
иначе говоря, Прусское государство того времени находилось ниже уровня
обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея государства была скорее в
кантовском, чем в гегелевском, смысле - долженствованием, а не
действительностью.
Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат
атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а
живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны,
индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их
автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе -
|
|
свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя
свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни.
Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как
идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как
единый организм, как конституционная монархия, как “политическое государство” -
являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.