Конфликтная ситуация— это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.У всех конфликтов, несомненно, есть свои причины. Однако, истинные причины конфликтов не всегда лежат на поверхности, их мотивы часто не осознаются и не афишируются конфликтующими. Это могут быть не только крупные упущения и серьезные промахи, но и мелкие обиды.Конфликтоген— это слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.В самом общем виде все причины конфликтов в деловой сфере можно классифицировать в соответствии с обусловливающими их факторами: информацией, структурой, ценностями и поведением.К информационным причинам могут быть отнесены неточные факты и слухи, дезинформирующие партнеров по общению, подозрения в умышленном сокрытии сведений, сомнения в надежности и достоверности источников информации, спорные вопросы законодательства и т.п.Структурные причины возникновения конфликтов, как правило, связаны с особенностями организации социальной группы, вопросами собственности, социального статуса, ролевых требований, системой поощрения и наказания.В качестве ценностных причин возникновения конфликтов выступают различные социальные нормы и стандарты, жизненные принципы людей, их убеждения, верования,приверженность определенным ритуалам и традициям, значимость тех или иных аспектов деятельности.Поведенческие причины связаны с конкретными поступками людей, в результате которых ущемляются интересы других людей или целых групп, создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния, проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость.Любой конфликт – это сложное и динамичное явление. В динамике конфликта выделяют следующие основные стадии:1) Латентный (предконфликтный) период. Он включает в себя:· возникновение объективной проблемной ситуации (наличие объективного противоречия);· осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;· попытки обеих сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами (просьбы, убеждения, информирование, уступки и т.д.);· возникновение предконфликтной ситуации (связано с появлением первого сигнала конфликта – дискомфорта, ощущения непосредственной угрозы).2) Открытый период (конфликтное взаимодействие). Он включает в себя:· инцидент (первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу);· эскалацию конфликта (интенсификация борьбы оппонентов, нарастание эмоциональной напряженности, расширение зоны разногласий, вовлечение в конфликт новых лиц);· сбалансированное противодействие (снижение интенсивности борьбы, понимание того, что силовыми методами проблему не решить, изменение отношения к проблеме конфликта и к ситуации в целом).3) Разрешение конфликта. Разрешить конфликт – значит устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но это более важно.По направленностиконфликты делятся на:· «горизонтальные» - в которых задействованы лица одинакового социального ранга или статуса;· «вертикальные» - которые затрагивают лиц, находящихся в отношениях субординации;· «смешанные» - которые представлены и «горизонтальными», и «вертикальными» составляющими.«Вертикальные» конфликты составляют в среднем 70-80% от общего числа. Они наиболее деструктивны по своим последствиям для руководителя, так как в таком конфликте он обычно связан по «рукам и ногам». Каждое его действие рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.В научной литературе существуют различные классификации конфликтов. На наш взгляд, наиболее оптимальным является разделение по направленности, по значению, по объему, по длительности протекания, по источнику возникновения.По направленностиконфликты делятся на:· «горизонтальные» - в которых задействованы лица одинакового социального ранга или статуса;· «вертикальные» - которые затрагивают лиц, находящихся в отношениях субординации;· «смешанные» - которые представлены и «горизонтальными», и «вертикальными» составляющими.«Вертикальные» конфликты составляют в среднем 70-80% от общего числа. Они наиболее деструктивны по своим последствиям для руководителя, так как в таком конфликте он обычно связан по «рукам и ногам». Каждое его действие рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.По значению для организации конфликты делятся на:· конструктивные (созидательные);· деструктивные (разрушительные).Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы.Неконструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремиться психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его.По объемуконфликты подразделяют на:· внутриличностные;· межличностные;· между личностью и группой;·межгрупповые.По длительности протеканияконфликты можно подразделить на:· кратковременные;· затяжные.По источнику возникновенияконфликты можно разделить на:· объективно обусловленные;· субъективно обусловленные.Объективным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. К объективным причинам конфликтов относятся:- неблагоприятные условия труда;- несовершенная система оплаты труда;- неритмичность работы (простои);- сверхурочные работы;- упущения в работе (когда страдает заработок работника, причем не по его вине);- необеспеченность заданий ресурсами;- несоответствие прав и обязанностей;- отсутствие четкости в распределении обязанностей (в частности, устаревшие или слишком расплывчатые должностные инструкции);- низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины.Устранить конфликты, вызванные такими причинами, можно только изменив объективную ситуацию. В этих случаях конфликт выполняет своего рода сигнальную функцию, указывая на неблагополучие в жизнедеятельности коллектива.Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфликтующих. Принятое решение кажется ошибочным, оценка труда неправильной, поведение коллег неприемлемым. К субъективным причинам относятся:а) неправильные действия руководителя или подчиненных (связанные с нарушением служебного этикета, трудового законодательства, несправедливой оценкой результатов труда);б) психологическая несовместимость некоторых людей.
|
|
|
|