Форма обучения — внешняя сторона организации учебного процесса, который связан с количеством учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.
3 основных формы обучения в современной дидактике: классно-урочная система, лекционно-семинарская, индивидуальное обучение.
Современные формы обучения:
- постоянные формы:
Урок — коллективная форма обучения, которой присуще постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки занятий, заранее составленное расписание и организация работы над одним и тем же материалом.
Факультативное занятие
Научное общество — проведение исследований.
Предметный кружок
- эпизодические формы:
Олимпиада, викторина, конкурс
Экскурсия — объединение изучаемой теории с реальной жизнью. Виды: исторически-литературные, естественно-научные, производственные, краеведческие, конкурсные.
Классно-урочная система, признаки: урок посвящен одному предмету и одной теме; работой учеников руководит учитель; класс работает по годовому плану, годовой программе и постоянному расписанию; учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки.
Достоинства классно-урочной системы: четкая организационная структура урока; простое управление учебным процессом; взаимодействие детей при коллективной работе; эмоциональное воздействие учителя на учащихся; экономичность обучения.
Недостатки классно-урочной системы: ориентация на среднего ученика; трудность в учете индивидуальных особенностей; не осуществляется организованное общение между старшими и младшими; однородность содержания, одинаковый объем материала.
Типы уроков по дидактическим целям: комбинированный урок; урок изложения нового материала; урок закрепления учебного материала; урок формирования умений и навыков; урок повторения, систематизации и обобщения материала; урок проверки и оценки ЗУН.
Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:
- фронтальная форма (достоинства: формирование чувства коллективизма; недостатки: ориентация на среднего ученика).
- индивидуальная форма (достоинства: формирование самостоятельности и организованности, выработка опыта познавательной деятельности (самообразования); недостатки: отсутствие общения между учащимися).
- групповая форма (достоинства: воспитание активности и самостоятельности, выработка умения сотрудничать, формирование социальных качеств личности; недостатки: трудности в комплектации групп).
15. Контроль и оценка результатов учебной деятельности.