Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания

Методы воспитания — способы совместной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанников, направленные на достижение целей и решение задач воспитания.

Метод педагогического воздействия — способ деятельности воспитателя, ориентированный на организацию взаимодействия с воспитанниками, их деятельности.

Методы воспитания (по Щукиной):

- методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, лекция, диспут, метод примера и др.

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и др.

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний, поощрение, порицание, соревнование, сюжетно-ролевые игры и др.

Методы воспитания (по Харламову):

- основные методы — методы, направленные на формирование взглядов, убеждений, чувств, потребностно-мотивационной сферы, навыков и привычек поведения (методы убеждения, положительного примера, упражнения (приучения).

- вспомогательные методы — методы, которые используются для коррекции и совершенствования структурных компонентов личности (методы одобрения, осуждения, переключения учащихся на другие виды деятельности, требования и контроля.

Средства воспитания (в узком смысле) — совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса.

Вся совокупность средств воспитания находятся либо в природе, либо в сфере культуры. К ним, в частности, относятся наука, мораль, искусство, персоналии, материальные предметы, а также речь, отражающая в знаковой устной или письменной форме достижения культуры.

Формы воспитания проводятся во внеурочной воспитательной работе классными руководителями и другими педагогами в рамках классных часов или общешкольных мероприятиях.

Формы воспитательной работы (по Титовой):

- мероприятия — события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

- дела — общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе.

- игры — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Формы воспитательной работы по количеству участников: индивидуальные (воспитатель — воспитанник), групповые (воспитатель — группа детей), массовые (воспитатель — несколько групп, классов).

Формы воспитательной работы (по Рожкову и Байбородовой):

1. по видам деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные и т. д.;

2. по способу влияния педагога: непосредственные или опосредованные;

3. по времени проведения: кратковременные (до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

4. по субъекту организации: организаторами деятельности детей выступают педагоги или другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициаторами деятельности и ее организаторами выступают сами воспитанники;

5. по результату: результат — обмен информацией, результат — выработка общего решения (мнения), результат — общественно значимый продукт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: