Методы воспитания — способы совместной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанников, направленные на достижение целей и решение задач воспитания.
Метод педагогического воздействия — способ деятельности воспитателя, ориентированный на организацию взаимодействия с воспитанниками, их деятельности.
Методы воспитания (по Щукиной):
- методы формирования сознания личности: убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, лекция, диспут, метод примера и др.
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и др.
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний, поощрение, порицание, соревнование, сюжетно-ролевые игры и др.
Методы воспитания (по Харламову):
- основные методы — методы, направленные на формирование взглядов, убеждений, чувств, потребностно-мотивационной сферы, навыков и привычек поведения (методы убеждения, положительного примера, упражнения (приучения).
- вспомогательные методы — методы, которые используются для коррекции и совершенствования структурных компонентов личности (методы одобрения, осуждения, переключения учащихся на другие виды деятельности, требования и контроля.
Средства воспитания (в узком смысле) — совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса.
Вся совокупность средств воспитания находятся либо в природе, либо в сфере культуры. К ним, в частности, относятся наука, мораль, искусство, персоналии, материальные предметы, а также речь, отражающая в знаковой устной или письменной форме достижения культуры.
Формы воспитания проводятся во внеурочной воспитательной работе классными руководителями и другими педагогами в рамках классных часов или общешкольных мероприятиях.
Формы воспитательной работы (по Титовой):
- мероприятия — события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
- дела — общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость окружающим людям и самим себе.
- игры — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Формы воспитательной работы по количеству участников: индивидуальные (воспитатель — воспитанник), групповые (воспитатель — группа детей), массовые (воспитатель — несколько групп, классов).
Формы воспитательной работы (по Рожкову и Байбородовой):
1. по видам деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные и т. д.;
2. по способу влияния педагога: непосредственные или опосредованные;
3. по времени проведения: кратковременные (до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
4. по субъекту организации: организаторами деятельности детей выступают педагоги или другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициаторами деятельности и ее организаторами выступают сами воспитанники;
5. по результату: результат — обмен информацией, результат — выработка общего решения (мнения), результат — общественно значимый продукт.