Приучение — эффективный метод в процессе воспитания дошкольников и младших школьников. В основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности. Большое значение в приучении ребенка к определенным формам поведения имеет его режим жизнедеятельности. Он должен быть целесообразным, последовательно осуществляемым, конкретным и понятным для ребенка.
Метод упражнения — многократное повторение определенных действий и поступков с целью их доведения до уровня привычки.
Метод поручения — передача воспитаннику определенных функций в выполнении тех или иных общественно полезных дел и ответственности за них. Поручения: учебные, трудовые, спортивные, культурно-массовые и др.
Метод воспитывающих ситуаций — метод организации деятельности и поведения в специально созданных условиях.
Педагогическое требование — педагогическое воздействие на сознание воспитанника, целью которого является стимулирование или, наоборот, торможение тех или иных его действий или поступков. Виды: прямое (характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки) и косвенное (совет, просьба, намек, одобрение, выражение доверия; осуждения, угрозы — негативные).
Общественное мнение — отражение требований учебной группы; соединяет в себе оценки, суждения, волю учебной группы.