Понятие и концепция конкурентоспособности

ПЛАНИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Понятие и концепция конкурентоспособности

Критерии и факторы конкурентоспособности

3. Анализ, оценка, планирование конкурентоспособности

Понятие и концепция конкурентоспособности

В наиболее общем смысле понятие конкурентоспособность рассматривается как способность выдерживать конкуренцию и противостоять конкурентам. А конкуренция, в свою очередь, в переводе с латыни означает столкновение в результате каких-либо действий.

Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка.

Исторически концепция конкурентоспособности основывалась на использовании сравнительных преимуществ национальных экономик в международном разделении труда, таких как дешевый труд, богатые природные ресурсы, благоприятное географическое положение, климатические факторы.

Теория сравнительных преимуществ заложена в трудах Д. Риккардо. В ее основе лежала идея о том, что в обилии преимущества получают те страны, которые производят продукцию с наименьшими издержками, и именно поэтому данная теория получила название теории сравнительных издержек.

Последующие исследования в области сравнительных преимуществ привели к выделению понятия конкурентное преимущество и формированию концепции конкурентного преимущества, основанной на понятии «ценность». Под ценностью предлагалось понимать нечто особенное, чем владеет система, что стремится сохранить либо иметь в будущем, причем, как правило, это какая-либо эксклюзивная ценность системы, дающая ей превосходство над конкурентами и определяющая ее конкурентоспособность.

Конкурентное преимущество - активы и другие достоинства фирмы, дающие ей преимущество над конкурентами.

Уровнями реализации конкурентного преимущества могут считаться страна и мировое сообщество, отрасль, регион, организация, рабочее место. Мировое сообщество свои конкурентные преимущества связывает с формированием внешнеэкономических (экологических, социальных) стандартов хозяйственной деятельности и реализует их в политике государства и фирмы. Страновые конкурентные преимущества достигаются за счет реализации государственных программ развития отдельных сфер и государства в целом.

К мероприятиям государственной политики в области повышения конкурентоспособности можно отнести:

· Политика стимулирования конкуренции

· Регулирование экспорта и импорта продукции

· Регулирование добычи полезных ископаемых, цен на энергоносители, воду, землю и т.д.

· Эффективная внешнеэкономическая стратегия по защите национальных интересов

· Развитие информационных технологий

· Стимулирование инновационной деятельности

· Государственная стандартизация и сертификация

· Эффективная патентно-лицензионная политика

· Поддержание стабильной финансовой системы

· Стабильная налоговая политика

· Политика стимулирования инвестиций

· Совершенствование системы образования и повышения квалификации

· Региональная политика, направленная на рост конкурентоспособности регионов.

В отрасли, представляющей совокупность хозяйственных систем, предлагающих рынку определенный продукт или группу товаров, реализация конкурентных преимуществ происходит на основе вертикальных и горизонтальных интеграций под влиянием сил конкуренции.

Рис. 1 – Концепция конкурентоспособности (Модель сил конкуренции Майкла Портера)

На рис.1 изображены пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно:

1. Появление новых конкурентов.

2. Угроза замены данного продукта новыми продуктами.

3. Сила позиции поставщиков.

4.Сила позиции покупателей.

5. Конкуренция среди производителей в самой отрасли.

При оценке угрозы появления новых конкурентов следует учитывать высоту “барьера входа в отрасль”, которая определяется следующими факторами:

1. Экономикой масштабов. Обычно организации, впервые появившиеся на рынке, начинают деятельность по сбыту нового продукта в масштабах существенно меньших, нежели его традиционные производители. Поэтому их производственно-сбытовые издержки выше, что обусловливает при примерном равенстве рыночных цен получение меньшей прибыли, а может быть и убытки. Готова ли организация, ради освоения нового бизнеса, пойти на это?

2. Привычностью марки товара. Потребители конкретных товаров ориентированы на приобретение товаров определенных марок. Новым производителям необходимо свою марку сделать популярной среди новых потребителей. Зачастую это очень сложная задача. Так, например, всемирно известный мировой лидер в области производства джинсовой одежды фирма “Ливайс” несколько лет назад решила освоить выпуск такой нетрадиционной для нее продукции, как строгие мужские костюмы “тройка”. Понятно, что с технологической и производственной точек зрения решение такой новой задачи для “Ливайс” не представляло существенных трудностей. “Ливайсу”, несмотря на громадные усилия по продвижению нового продукта, не удалось преодолеть стереотипов отношений потребителей, которые связывали данную фирму только с одеждой из джинсовой ткани, в то время как существовали традиционные производители строгих мужских костюмов. “Ливайс” со своим новым проектом не имела коммерческого успеха.

3. Фиксированными затратами, связанными с входом в новую отрасль (следование новым стандартам, требованиям дизайна и др.).

4. Затратами на новые основные фонды, которые во многих случаях требуется создавать для выпуска нового продукта.

5. Доступом к системе товародвижения. Традиционные производители данной отрасли могут создать барьеры для новых производителей на пути их проникновения в функционирующие сбытовые сети. В этом случае новым товаропроизводителям придется создавать свои каналы сбыта, что требует высоких затрат.

6. Доступом к отраслевой системе снабжения. В данной области существуют те же барьеры, что и в случае с системой товародвижения.

7. Отсутствием опыта производства данного вида продукта, вследствие чего себестоимость продукта в общем случае выше, чем у традиционных производителей данной отрасли.

8. Возможными ответными действиями предприятий отрасли, направленными на защиту своих интересов. Например, отказ в продаже необходимых патентов, лоббирование в правительстве и местных структурах власти своих интересов, в результате чего традиционные производители могут иметь налоговые и другие льготы, а доступ на рынок новых товаропроизводителей будет затруднен.

Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе совершенно новых принципов. Например, в шестидесятые годы химическая промышленность начала выпуск высокопрочных дешевых пластмасс, которые стали вытеснять металл из машиностроения, строительства и др. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цену продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использования нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, переучивать кадры и др. Кроме того, необходимо принимать в расчет, предрасположен ли потребитель к замене традиционно покупаемых продуктов.

Сила позиции поставщиков во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли. Если это рынок поставщиков, когда они диктуют свои условия предприятиям отрасли, то последние находятся в менее выигрышной позиции, по сравнению со случаем, когда они доминируют на рынке (рынок потребителей). Сила позиции поставщиков определяется следующими факторами.

1. Разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг.

2. Наличием возможности смены поставщиков.

3. Величиной затрат переключения потребителей на использование продукции других поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы.

4. Величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков. Большие объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего необходимого для ведения производства делают поставщиков более зависимыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.

Сила позиции покупателей. Она, как и в предыдущем случае, во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду рынки производителя и покупателя, соответственно. Сила позиции покупателей определяется в первую очередь следующими факторами.

1. Возможностью переключиться на использование других продуктов.

2. Затратами, связанными с этим переключением.

3. Объемом закупаемых продуктов.

Рассмотренные выше четыре группы факторов определяют привлекательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес. Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень прибыльности организаций данной отрасли. Исследования, проведенные в указанных направлениях, дадут фирме возможность определить конкурентный “климат”, интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет каждый из конкурентов.

Конкуренция среди производителей в самой отрасли. Выявление приоритетных конкурентов и определение силы их позиции. Для каждого рынка товара должны быть идентифицированы наиболее опасные (приоритетные) конкуренты. Первый шаг в определении приоритетных конкурентов обычно осуществляется исходя из определенных концепций. Так в зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разделены на четыре группы: рыночный лидер, претендент, последователь и организация, нашедшая рыночную нишу.

Итак, современные подходы к достижению устойчивого экономического роста хозяйственных систем основаны на анализе состояния конкуренции, поиске конкурентных преимуществ, оценке факторов конкурентоспособности и инструментов управления ими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: