Конкурентоспособность продукции – способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены.
Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Конкурентоспособность зависит от ряда таких факторов, как:
· конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
· вид производимого товара;
· ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
· лёгкость доступа на рынок;
· однородность рынка;
· конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
· конкурентоспособность отрасли;
· возможность технических новшеств в отрасли;
· конкурентоспособность региона и страны..
Часто инструментом формирования конкурентных преимуществ выступают инновации и совершенствование. Для этого используют новые технологии и методы достижения конкурентоспособности, выбирают лучшие способы конкурентной борьбы. Большое значение в процессе внедрения инноваций имеет информация, недоступная конкурентам, открывающая фирме принципиально новые сегменты рынка и позволяющая получать конкурентные преимущества.
Таким образом, многообразие конкурентных преимуществ объясняется многовариантностью потребительских предпочтений и именно поэтому завоевание предприятием доминирующего положения в отрасли – редкость из-за отсутствия устойчивости преимуществ. Устойчивые конкурентные преимущества предприятие может получить в результате постоянной ориентации на потребителя.
Анализируя факторы обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ и их роль в формировании конкурентоспособности, большинство исследователей рассматривают конкурентоспособность предприятия через конкурентоспособность выпускаемого ими товара.
Одним из первых методов оценки конкурентоспособности предприятия является матричный метод, разработанный Бостонской консалтинговой группой. В его основе лежит подход, предполагающий определение конкурентных преимуществ с учетом жизненного цикла товара: на каждом этапе последовательного прохождения товаром стадий жизненного цикла, таких как внедрение, рост, зрелость и упадок, проявляются объективные закономерности изменения объема продаж и доли товара на рынке сбыта.
Модель Бостонской матрицы «рост рынка/доля рынка» основывается на анализе объемов, темпов роста и доли продаж крупнейшего конкурента и позволяет определить позиции предприятия на рынке. В качестве базовой принимается следующая посылка: рыночная доля предприятия в данный момент времени является результатом конкурентной борьбы в предыдущем периоде, а показателем результативности предприятия, отражающим его сегодняшние успехи, является относительная динамика изменения его доли на рынке.
Авторы реализации рыночных подходов к оценке конкурентоспособности считают, что конкурентоспособность организации определяется конкурентоспособностью продукции на конкретном рынке с учетом весомости товаров и значимости рынков, на которых они реализуются.
Наиболее распространенным аналитическим подходом к оценке конкурентоспособности предприятия является ранжирование (позиционирование) предприятий с помощью метода рейтинговых оценок. Такие оценки выставляют эксперты на основе количественного (коэффициентного и нормативного) и качественного анализа факторов конкурентоспособности. Инструментами выступают метод кластерного анализа, матричный метод, метод балльных оценок, метод сравнительной рейтинговой оценки и др.
Независимо от подходов и мнений все авторы предлагают оценивать конкурентоспособность предприятия в виде комплексного интегрального показателя как функции от факторов, характеризующих различные стороны его деятельности. Перечень факторов, их количество и значимость меняются в зависимости от точки зрения автора, исследующего проблему конкурентоспособности.
Для обеспечения конкурентоспособности потенциал предприятия должен обладать специфическими свойствами, в частности, адаптивностью, т.е. способностью приспосабливаться к изменениям потребительского спроса на продукцию предприятия, к различным финансово-экономическим явлениям и ситуациям регионе и стране, результатам деятельности конкурентов, возникновению новых товаров и технологий и др.
Сформулируем общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:
1. Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.
2. Близость предприятия к клиенту.
3. Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
4. Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
5. Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
6. Умение твёрдо стоять на своём.
7. Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
8. Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.