Компоновка – взаимное расположение участков в цехе.
При окончательной компоновке исходят из общей площади цеха, типа производства и способа организации производства.
При размещении в одном корпусе несколько цехов, необходимо объединять следующие вспомогательные системы:
- Склады;
- Система ремонтно-технического обслуживания;
- Транспортные системы;
- Система инструментального обеспечения
Такие решения позволяют сократить рабочих и более полно использовать прогрессивное оборудование. Компоновочные решения выполняют для каждого этажа. На них указывают: стены, границы между цехами и участками, вспомогательные устройства, подъёмно транспортные средства, направление грузопотоков, основные проезды и проходы, границы подвалов, тоннелей, магистральных стружкоуборочных каналов.
Компоновку выполняют в масштабе: 1:200, 1:400, 1:800, 1:1000.
В качестве исходных данных для компоновочного решения используют состав отделений и служб цехов, данные об их площадях, принятую схему производства, параметры здания.
|
|
При компоновке необходимо выполнять следующие требования:
- Прямоточность производственного процесса;
- Исключение возвратных движений;
- Компактность участков;
- Уменьшение транспортных операций;
- Применение прогрессивного транспорта;
- Совместимость технологических процессов, выполняемых на смежных участках;
- Возможность последующего расширения производства;
- Использование унифицированных типовых секций.
Главное при компоновке – обеспечение кратчайшего пути грузопотоков. При этом цеховые и корпусные склады заготовок располагают со стороны заготовительных цехов завода, а выход готовой продукции – со стороны заводского склада готовой продукции или цеха, где продукция цеха используется.
Размещение оборудования производят по схеме: заготовка – маршрут обработки -выходной контроль – сборка – контроль - готовая продукция или склад заготовок - технологическое оборудование механической обработки – контрольное отделение – склад готовых деталей - контрольное отделение – сборочное оборудование - контрольное отделение – склад готовых изделий.
Типовая последовательность компоновки механосборочных цехов:
4. Цеховой склад металла и заготовок (рядом или в соседнем пролёте с заготовительным отделением);
5. Проезд технологический (шириной ≥4 м) или магистральный (шириной ≥4,5 м);
6. Участок механической обработки; при большой длине участков предусматривают поперечные технологические проезды (шириной ≥4 м); надо предусмотреть возможность транспортирования заготовок и полуфабрикатов как вдоль, так и поперёк пролётов;
|
|
7. Проезд технологический (шириной ≥4 м) или магистральный (шириной ≥4,5 м);
8. Контрольное отделение или контрольный пункт;
9. Склад готовых деталей (параллельно или рядом с контрольным отделением);
10. Проезд технологический (шириной ≥4 м) или магистральный (шириной ≥4,5 м);
11. Участок узловой сборки;
12. Проезд технологический (шириной ≥4 м) или магистральный (шириной ≥4,5 м);
13. Контрольное отделение или контрольный пункт;
14. Склад готовых узлов (параллельно или рядом с контрольным отделением);
15. Проезд технологический (шириной ≥4 м) или магистральный (шириной ≥4,5 м);
16. Участок общей сборки;
17. Контрольное отделение или испытательное отделение;
18. Склад готовых изделий (рядом с контрольным отделением);
При компоновке сначала размещают основные подразделения, а затем вспомогательные. Секции по обслуживанию инструмента необходимо размещать рядом с участками, использующими небольшие количества инструмента.
Контрольные отделения необходимо размещать рядом с обслуживающими участками. Границы между участками выполняют в виде перегородок только при вредном производстве. Подсистема удаления стружки, подача СОЖ и электроэнергии должны обеспечивать возможность удаления, замены и перестановки оборудования.
Границами участков, как правило, являются продольные и поперечные проезды. Длина участка рекомендуется 35 – 50 м, из соображения пожарной безопасности.
Размещение служебно-бытовых помещений определяется размером и направлением людских потоков между пристроями или отдельно стоящими зданиями и производственными участками цеха.
46. Окончательная планировка.
Планировка – размещение оборудования на участках цеха.
Окончательную планировку проводят после окончательной общей компоновки цеха. При этом уточняют:
- стыковку общецехового транспорта с участковым;
- взаимное размещение рядов станков;
- расположение линейных и магистральных стружкоудаляющих конвейеров;
- маршруты напольного и подвесного транспорта;
- места расположения рабочих мест мастеров;
- место расположения операционных заделов;
- место расположения циркуляционных станций СОЖ;
- место расположения трансформаторных подстанций;
- место расположения вентиляционных и компрессорных станций;
- зоны многостаночного обслуживания основного и вспомогательного оборудования.
На основании окончательной планировки уточняют площадь цеха, число работающих по группам, подразделениям и сменам, организационную структуру подразделений.
Планы цехов выполняются в масштабе 1:100, 1:200.
При размещении рабочих мест и оборудования на участках необходимо выдерживать нормы расстояний между станками, рабочими местами, элементами зданий и проездов, которые устанавливаются нормативами.
Нормы расстояний зависят от размеров оборудования. При размещении рядом станков из разных размерных групп, расстояние между ними назначают по наибольшему из них.
Ширина технологических проездов в цехах рассчитывается по формулам:
, (74)
, (75)
где В1 – одностороннее движение;
В2 – двустороннее движение;
А – наибольшая ширина транспортного средства или перевозимого груза.
Планировка гибких производственных участков (ГАУ) имеет ряд особенностей, обусловленных типом производства и видом оборудования. Выбор структуры ГАУ производится путём моделирования функционирования участка. После сравнения многих вариантов выбирают наиболее оптимальный и производят планировку основного и вспомогательного оборудования. Здесь широко используют САПР.
Основное влияние на размещение оборудования оказывают компоновочная схема, транспортно-складская система, система стружкоудаления и подачи СОЖ …