Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования». Пояснительная записка

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ университет»

(НИУ «БелГУ»)

Кафедра АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Направления подготовки

Биология

Психология

Физическая культура

Специальное (дефектологическое) образование, профили «Логопедия», «Олигофренопедагогика»

Сестринское дело

Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования»

Программа вступительных испытаний по направлениям подготовки

06.03.01 Биология

37.03.01 Психология

49.03.01 Физическая культура

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профили «Логопедия», «Олигофренопедагогика»

34.03.01 Сестринское дело

44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология образования»

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Программа составлена методической комиссией кафедры анатомии и физиологии живых организмов.

Программа вступительных испытаний рассмотрена и утверждена на заседании научно-методического совета кафедры анатомии и физиологии живых организмов.


Содержание программы вступительных испытаний

Название разделов Страницы
1. Пояснительная записка  
2. Содержание программы  
2.1. Разнообразие живой природы 2.1.1.Растения и окружающая среда 2.1.2. Животные и окружающая среда  
2.2. Человек и его здоровье  
2.3. Общая биология 2.3.1. Основы цитологии 2.3.2. Размножение и индивидуальное развитие живых организмов 2.3.3. Основы генетики 2.3.4. Основы селекции 2.3.5. Эволюционное учение 2.3.6. Развитие органического мира 2.3.7. Эволюция человека  
2.4. Взаимоотношения организма и среды. 2.4.1. Основы экологии 2.4.2. Основы учения о биосфере  
3. Вариант экзаменационного билета и примерная схема построения ответа  
4. Рекомендуемая литература  
5. Критерии оценки  

Пояснительная записка

Программа вступительных испытаний по направлениям подготовки 06.03.01 Биология, 37.03.01 Психология, 49.03.01 Физическая культура, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профили «Логопедия», «Олигофренопедагогика», 34.03.01 Сестринское дело, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Профиль Психология образования составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. На экзамене по биологии абитуриент должен показать (в соответствии с программой): знание основных понятий, закономерностей и законов, определяющих строение, развитие и жизнедеятельность живого организма; знание строения и жизнедеятельности растений, животных и организма человека. Знание основных групп растений и животных. Понимание систематических (таксономических) категорий; умение владеть биологическими понятиями, обосновывать выводы, приводить примеры из практики сельскохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения и т.д.; практическое владение биологическими категориями, понятиями, законами.


2. 1. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

СИСТЕМАТИКА – наука о классификации живых организмов. Основные систематические категории: вид, род, семейство, порядок (отряд), класс, отдел (тип), подцарство, царство, надцарство. Система живой природы.

Систематика (классификация, таксономия) – наука о многообразии живых организмов и распределении их по группам на основании (эволюционного) родства.

Систематичекские единицы (таксоны) в порядке уменьшения:

· надцарство

· царство

· подцарство

· тип/отдел

· класс

· отряд/порядок

· семейство

· род

· вид

Типы и отряды используются в классификации животных, а отделы и порядки – в классификации растений и грибов.

Самая большая из приведенных систематических единиц – надцарство. Самая маленькая (исходная, минимальная, основная единица систематики) – вид.

Типы делятся на классы, классы – на отряды/порядки, отряды/порядки – на семейства и т.п. И наоборот: из видов состоят роды, из родов – семейства, из семейств – отряды/порядки...

Систематики могут выделять множество дополнительных таксонов – подтип, подкласс и т.п.

Пример: систематика человека

· надцарство: Эукариоты

· царство: Животные

· подцарство: Многоклеточные

· тип: Хордовые

· подтип: Позвоночные

· класс: Млекопитающие

· отряд: Приматы

· семейство: Гоминиды

· род: Человек

· вид: Человек разумный

У всех видов "двойное название": первое слово – название рода, второе – название вида.

Царство ПРЕДКЛЕТОЧНЫЕ. Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности. Бактериофаги. Вирусные заболевания. ВИЧ-пути инфицирования и профилактика СПИДа.

Царство ДРОБЯНКИ. Подцарство БАКТЕРИИ, его характеристика. Форма, строение, жизнедеятельность бактерий. Распространенность бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве и промышленности. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

Надцарство ЯДЕРНЫЕ ОРГАНИЗМЫ – эукариоты, их общая характеристика и систематика.

Царство ГРИБЫ, его общая характеристика, классификация, биология и экология. Роль грибов в природе и жизни человека.

Подцарство НИЗШИЕ грибы, его общая характеристика. Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, животных и человека.

Подцарство ВЫСШИЕ грибы, его общая характеристика. Шляпочные грибы, особенности их строения и жизнедеятельности. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы-микоризообразователи.

Отдел ЛИШАЙНИКИ, его общая характеристика и экология. Особенности жизнедеятельности лишайников. Взаимоотношения гриба и водоросли в составе лишайника. Роль лишайников в природе и жизни человека.

2.1.1. РАСТЕНИЯ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Общая характеристика Царства растений, классификация и многообразие растений. Значение в природе и жизни человека.

Влияние хозяйственной деятельности человека на видовое многообразие растений. Охрана редких видов растений. Красная книга.

Подцарство НИЗШИЕ растения, его общая характеристика, систематика. Группа отделов ВОДОРОСЛИ, общая характеристика и экология. Многообразие зеленых водорослей, особенности их строения, жизнедеятельности и размножения. Характерные особенности бурых и красных водорослей. Значение в природе и жизни человека.

Подцарство ВЫСШИЕ растения, его общая характеристика, систематика.

Отдел МОХОВИДНЫЕ, его общая характеристика, особенности жизненного цикла, эк ология и систематика. Зеленые мхи, особенности их жизненного цикла. Сфагновые мхи, особенности их строения и жизнедеятельности. Образование и использование торфа.

Отдел ПАПОРОТНИКОВИДНЫЕ, его общая характеристика, особенности жизненного цикла, экология и систематика. Многообразие папоротниковидных. Значение в природе и жизни человека.

Отдел ХВОЩЕВИДНЫЕ, его общая характеристика, особенности жизненного цикла, экология, представители.

Отдел ПЛАУНОВИДНЫЕ, его общая характеристика, особенности жизненного цикла, экология, представители.

Отдел ГОЛОСЕМЕННЫЕ, его общая характеристика, особенности размножения и экология. Значение в природе и жизни человека.

Отдел ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ, его общая характеристика, экология. Приспособленность покрытосеменных к различным условиям жизни на Земле и господство в современной флоре. Классификация покрытосеменных растений. Многообразие дикорастущих и культурных цветковых растений. Систематика цветковых растений.

РАСТЕНИЕ – целостный организм. Вегетативные и генеративные органы растений и их взаимосвязь. Основные жизненные функции растительного организма и его взаимосвязь со средой обитания. Растительные сообщества, их характеристика. Взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы на примере растений леса, луга и пр. Приспособленность растений к совместной жизни в лесу, на лугу, болоте и т.д.

ТКАНИ растений: образовательная, основная, проводящая, механическая, покровная, их общая характеристика и функции.

СЕМЯ. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растения). Условия хранения семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростка.

КОРЕНЬ, его основные функции. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Рост корня. Развитие корня из зародышевого корешка. Виды корней. Типы корневых систем. Видоизменения корней. Минеральное питание растений. Почва, её значение в жизни растений. Охрана почв. Значение обработки почвы, внесения удобрений.

ПОБЕГ, его общая характеристика. Почки вегетативные и цветочные, их строение и расположение на стебле. Развитие побега из почки. Рост побега в длину, его ветвление, образование кроны.

СТЕБЕЛЬ, его основные функции. Виды стеблей. Строение древесного стебля: корка, кора, камбий, древесина, сердцевина. Рост древесного стебля в толщину. Образование годичных колец. Передвижение органических и минеральных веществ по стеблю. Видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица, их строение, биологическое и хозяйственное значение.

ЛИСТ, его основные функции. Внешнее строение листа. Листья простые и сложные. Типы жилкования. Листорасположение. Листовая мозаика. Особенности внутреннего строения листа. Испарение листьями воды. Листопад. Видоизменения листа. Фотосинтез. Роль зеленых растений в образовании органического вещества и поддержании кислородного баланса атмосферы.

Размножение покрытосеменных растений: бесполое и половое, их характеристика.

Вегетативное размножение растений в природе и растениеводстве (видоизмененными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививкой).

ЦВЕТОК, его строение, функции. Цветки раздельнополые и обоеполые. Соцветия, их виды и биологическая роль Цикл развития цветкового растения, основные его этапы. Опыление. Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Самоопыление. Искусственное опыление. Двойное оплодотворение цветковых растений и его биологическое значение. Образование семян и плодов. Виды плодов. Значение цветков, семян и плодов в природе и жизни человека.

Класс ДВУДОЛЬНЫЕ растения, его общая характеристика. Основные семейства: розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные (астровые), крестоцветные (капустные).

Класс ОДНОДОЛЬНЫЕ растения, его общая характеристика. Основные семейства: злаки (мятликовые), лилейные. Отличительные признаки основных семейств (особенности строения вегетативных и генеративных органов). Типичные представители дикорастущих и культурных растений этих семейств, их биологические особенности и народнохозяйственное значение.

Влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений. Охрана редких видов цветковых растений.

2.1.2. ЖИВОТНЫЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Значение животных в природе и жизни человека. Систематика Царства животных.

Подцарство ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ животные, их общая характеристика, экология и систематика. Многообразие одноклеточных организмов и их значение в природе и жизни человека.

Тип САРКОМАСТИГОФОРЫ. Надкласс КОРНЕНОЖКИ, его общая характеристика на примере обыкновенной амебы, экология, типичные представители. Значение корненожек в природе и жизни человека.

Подтип ЖГУТИКОВЫЕ, его общая характеристика на примере эвглены зеленой, экология, типичные представители. Колониальные виды жгутиковых, значение в природе и жизни человека.

Тип ИНФУЗОРИИ, его общая характеристика на примере инфузории-туфельки, экология, типичные представители. Значение инфузорий в природе и жизни человека. Паразитические формы.

Тип СПОРОВИКИ. Цикл развития малярийного плазмодия.

Подцарство МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ, его общая характеристика.

Тип КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ. Общая характеристика типа, экология, основные классы (гидроидные, коралловые полипы, сцифоидные). Особенности биологии представителей этих классов, их значение в природе и жизни человека.

Тип ПЛОСКИЕ черви. Общая характеристика типа, экология, основные классы (ресничные черви, сосальщики, ленточные черви). Особенности биологии представителей этих классов, их значение в природе и жизни человека. Особенности строения и жизнедеятельности паразитических видов; вред, наносимый животноводству, меры борьбы.

Тип КРУГЛЫЕ черви (первичнополостные). Общая характеристика типа на примере аскариды, экология. Многообразие круглых червей, особенности их биологии. Человеческая аскарида – паразит человека. Меры предупреждения заражения. Значение круглых червей в природе и жизни человека.

Тип КОЛЬЧАТЫЕ черви. Общая характеристика типа на примере дождевого червя, экология, основные классы (многощетинковые, малощетинковые, пиявки). Особенности биологии представителей класса малощетинковых, их значение в природе и жизни человека.

Тип МОЛЛЮСКИ. Общая характеристика типа, экология, основные классы (брюхоногие, двустворчатые). Особенности биологии представителей этих классов, их значение в природе и жизни человека.

Тип ЧЛЕНИСТОНОГИЕ. Общая характеристика типа, основные классы и экология.

Класс РАКООБРАЗНЫЕ, его общая характеристика, экология и многообразие. Особенности биологии представителей этого класса. Значение в природе и жизни человека.

Класс ПАУКООБРАЗНЫЕ, его общая характеристика, экология, основные отряды. Характеристика отряда ПАУКИ. КЛЕЩИ. Внешнее строение. Клещи-вредители культурных растений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи – возбудители и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей. Особенности биологии представителей этих отрядов. Значение их в природе и жизни человека.

Класс НАСЕКОМЫЕ, его общая характеристика, экология. Отряды насекомых с полным превращением, особенности их биологии, значение в природе и жизни человека (отряды: чешуекрылые, жесткокрылые, двукрылые, перепончатокрылые). Отряды насекомых с неполным превращением, особенности их биологии, значение в природе и жизни человека (отряды: прямокрылые, полужесткокрылые). Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями сельскохозяйственных культур. Охрана насекомых.

Тип ХОРДОВЫЕ. Общая характеристика типа, экология, систематика.

Подтип БЕСЧЕРЕПНЫЕ. Класс Ланцетники: общая характеристика, особенности биологии представителей этого класса.

Подтип ПОЗВОНОЧНЫЕ или Черепные, общая его характеристика, экология, систематика.

Надкласс РЫБЫ, его общая характеристика, экология, систематика. Особенности биологии рыб в связи с приспособлением к водной среде обитания.

Класс ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ, его общая характеристика, экология, основные отряды (акулы, скаты). Особенности биологии представителей этих отрядов, их значение в природе и жизни человека.

Класс КОСТНЫЕ РЫБЫ, его общая характеристика, экология, основные отряды (осетрообразные, сельдеобразные, карпообразные, двоякодышащие, кистеперые). Особенности биологии представителей этих отрядов, их значение в природе и жизни человека. Промысел рыб. Искусственное разведение рыб. Прудовое хозяйство. Рациональное использование и охрана рыбных богатств.

Класс ЗЕМНОВОДНЫЕ, его общая характеристика, экология. Основные отряды (бесхвостые, хвостатые), особенности их биологии в связи с приспособлением к водной и наземной среде обитания. Значение в природе и жизни человека.

Класс ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, его общая характеристика, экология, основные отряды (чешуйчатые, крокодилы, черепахи). Особенности их биологии в связи с наземным образом жизни. Многообразие современных пресмыкающихся, их значение в природе и жизни человека. Древние группы пресмыкающихся (динозавры и зверозубые ящеры). Охрана современных пресмыкающихся.

Класс ПТИЦЫ, его общая характеристика, экология, основные отряды (пингвинообразные, аистообразные, гусеобразные, совообразные, курообразные, журавлеобразные, дятлообразные, воробьиные, дневные хищные птицы). Особенности их биологии в связи с приспособлением к полету. Поведение птиц Сезонные явления в жизни птиц, гнездования, кочевки и перелеты. Происхождение птиц. Роль птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Роль заповедников и зоопарков в сохранении редких видов птиц.

Класс МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, его общая характеристика, экология. Основные отряды подкласса Плацентарные (сумчатые, насекомоядные, рукокрылые, грызуны, хищные, ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, приматы). Подкласс Первозвери (яйцекладущие), особенности биологии его представителей, их значение в природе и жизни человека.

Сельскохозяйственные животные класса млекопитающие. Происхождение домашних животных. Охрана видового многообразия млекопитающих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: