И примерная схема построения ответа

Билет №

1. Ткани. Особенности строения, распространение в организме человека и функции.

2. Тип ПЛОСКИЕ черви. Общая характеристика типа, экология, основные классы (ресничные черви, сосальщики, ленточные черви). Особенности биологии представителей этих классов, их значение в природе и жизни человека. Особенности строения и жизнедеятельности паразитических видов; вред наносимый животноводству, меры борьбы.

3. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе белков.

Схема построения ответа:

Вопрос 1. Прежде всего следует дать определение ткани как исторически сложившейся системы клеток и межклеточного вещества, обладающей общностью строения, развития и специализирующейся на выполнении определенной функции. Затем назвать группы тканей – эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная – и дать их характеристику по схеме:
1) особенности строения; 2) распространение в организме человека; 3) виды тканей; 4) свойства ткани и функции.

В качестве примера рассмотрим характеристику соединительной ткани. Соединительная ткань имеет мезодермальное происхождение, состоит из клеток и хорошо выраженного межклеточного вещества, которое может быть представлено основным аморфным веществом и волокнами (коллагеновыми и эластическими). Далее необходимо назвать виды соединительной ткани (рыхлая волокнистая соединительная ткань, плотная волокнистая соединительная ткань, жировая, хрящевая, костная, ретикулярная ткань, кровь) и дать их характеристику.

Затем перечислить основные функции соединительной ткани: трофическая, связанная с участием клеток в обмене веществ; защитная, представленная фагоцитозом и продукцией антител; механическая, обусловленная участием клеток в создании стромы органов, скелета; пластическая; обеспечение гомеостаза – постоянства состава и свойств внутренней среды организма и другие.

Аналогично необходимо охарактеризовать и другие группы тканей.

Вопрос 2. Характеризуя тип (или класс), следует сначала выделить перечень признаков, общих для представителей всех классов, включаемых в тип (отрядов, включаемых в класс) и одновременно отличающих их от представителей других типов (или классов).

Например, для представителей типа Плоские черви характерна трехслойность (появление третьего зародышевого листка – мезодермы), отсутствие полости тела, замкнутая пищеварительная система, протонефридиальная выделительная система, двусторонняя симметрия, сильная дорсо-вентральная уплощенность тела, отсутствие кровеносной системы и специализированных органов дыхания и др. Далее следует охарактеризовать особенности строения представителя, обладающего наиболее полным набором признаков типа (например, белой планарии) по схеме:

– покровы;

– опорно-двигательная система и движение;

– пищеварительная система, питание и пищеварение;

– дыхательная система и газообмен;

– выделительная система, выделение и осморегуляция;

– транспортная система;

– регуляторная (нервная) система и органы чувств;

– половая система и размножение.

Важно включить в ответ сведения об особенностях индивидуального развития и полного жизненного цикла.

Экологию систематической группы (таксона) можно осветить через сведения по средам обитания, разнообразию пищевых связей, значению представителей таксона в экосистемных процессах.

Заключить общую характеристику типа можно сведениями о видовом многообразии и общей классификации включаемых в него видов.

Если в вопросе содержится пункт «Особенности представителей классов (или отрядов)», то здесь требуется дать характеристику отдельных видов не в полном объеме, а только дающую возможность увидеть наиболее существенные отклонения признаков у представителей класса от тех же признаков, приведенных в характеристике типа. В данном случае – особенности строения Ресничных червей, Сосальщиков и Ленточных червей.

Аналогично сказанному, выделяются особенности строения и биологии конкретных видов и групп видов в пределах класса (или отряда) и приводятся дополнительные конкретные сведения о них, предусмотренные экзаменационным вопросом.

Вопрос 3. Вопрос из раздела «Общая биология».

Как и другие, вопросы этого раздела требуют знания общебиологических понятий (биосинтез, ген, транскрипция, трансляция), умения связывать строение структур с их функциями. В частности, в ответе на приведенный вопрос следует привести определения белков, биосинтеза и гена; объяснить механизм кодирования структуры молекулы белка в структуре молекулы ДНК; проследить «судьбу» отдельной единицы кода, последовательно проведя ее через процессы транскрипции и трансляции. Здесь следует также показать особенности строения рибосомы, позволяющие ей организовать процесс сборки молекулы белка и особенности строения транспортных РНК, обеспечивающие избирательную доставку аминокислот к месту сбора белковой молекулы.

4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

При подготовке к вступительным испытаниям необходимо изучить прежде всего школьные учебники по биологии: они охватывают программу, достаточно компактны, а информация, заложенная в них, вполне достаточна для сдачи экзамена (экзаменаторы, как правило, в беседе с абитуриентами не выходят за рамки учебников). Однако не забудьте тщательно изучить все рисунки школьных учебников и подписи к ним, они часто несут информацию, которой нет в основном тексте учебника.

Из дополнительной литературы для подготовки в университет вам будут полезны книги: К. Вилли и В. Датье "Биология" (последние издания);
Н.Н. Воронцова и Л.Н. Сухоруковой "Эволюция органического мира: Факультативный курс /Учебное пособие для 9-10 классов средней школы (М.: Просвещение, 1991); трехтомник "Биология" Н. Грина, У. Стуаута и Д. Тейлора (М.: Мир, 1990), а также пособия для поступающих в вузы: Т.Л. Богданова. "Биология: задания и упражнения" (М., 1991); С.Г. Мамонтов "Биология: Для школьников старших классов и поступающих в вузы" (М.: Дрофа, 1995 и др.); Н.А. Лемеза, М.С. Морозик, Е.И. Морозов. "Пособие по биологии для поступающих в вузы" (Минск: Вишайшая школа, 1998 и др.). Помните, что при работе с дополнительной литературой следует обратить внимание на предложенную систематику растений и животных, она может не в полной мере соответствовать сегодняшним представлениям. Однако, если при ответе вы укажите литературный источник, в соответствии с которым строите свой ответ, серьезных "неприятностей" на экзамене можно избежать.

В какой последовательности повторять биологию? Вероятно, целесообразнее начать повторение с общебиологических вопросов: строение клетки, обмен веществ и энергия, генетика... К повторению эволюционного учения лучше приступить после того, как вы вспомните ботанику, зоологию, разберетесь с генетикой. Раздел "Человек и его здоровье" рекомендуем начать с повторения нервной системы, это позволит вам легче разобраться в механизмах физиологических функций. Не забудьте выучить такие вопросы, как развитие и размножение (схемы жизненных циклов) мхов, хвоща, папоротников, голосеменных растений; характеристики крупных систематических групп растений и животных; вопросы современной классификации органического мира, происхождение позвоночных животных.

Обратите внимание на разделы "Царство растения" и "Царство животные" – они изучаются в младших классах, но излагать эти вопросы следует не с позиции ученика 5-8 класса, а освещая их с точки зрения фундаментальных теорий, общебиологических концепций и т.д.

Типичным недостатком в подготовке абитуриентов по всему комплексу наук о живой природе является, как правило, формальный характер знаний: способность добросовестно пересказать содержание учебника и в то же время невозможность практического применения знаний. Для объективности оценки знаний целесообразно проверить себя в решении биологических расчетных и проблемных задач и не только по генетике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: