В современном самолетостроении клеевые соединения применяются, главным образом, для соединения обшивки с каркасом и в слоистых панелях. В связи с разработкой новых клеев с высокими характеристиками, быстрым увеличением объемов использования композиционных материалов в конструкции самолетов и бесспорными достоинствами объемы использования клеевых соединений неуклонно растут, особенно для самолетов с невысоким сроком службы (истребители, штурмовики и т.п.).
К достоинствам клеевых соединений относятся:
1) Обеспечение герметичности соединения.
2) Отсутствие ослабления деталей отверстиями под болты и заклепки.
3) Как следствие, меньшая концентрация напряжений и в несколько раз большая усталостная прочность соединения.
4) Большинство клеев имеет высокую стойкость к воздействию окружающей среды и служат надежной защитой шва.
5) Высокое качество поверхности соединенных деталей, что особенно важно для обшивок.
6) Отсутствие вредного теплового воздействия. Отверждение большинства клеев происходит при невысокой температуре.
|
|
7) Универсальность клеевых соединений: современные клеи позволяют склеивать разнородные материалы любых толщин, что невозможно для сварных и паяных соединений.
8) Использование клеевых соединений в панелях планера самолета значительно дешевле клепаных и болтовых конструкций.
Более широкому применению клеевых соединений препятствуют присущие им недостатки:
1) Клеевая пленка хорошо работает на сдвиг и равномерный отрыв. При неравномерном отрыве (отдире) механические характеристики соединения на порядок хуже.
2) Существенный недостаток клеевых соединений – подверженность старению. Поэтому клеевые соединения используют для конструкций с ограниченным сроком службы.
3) Большинство клеев имеют ограниченную теплостойкость (до 2500С). С ростом температуры эксплуатации прочность клея резко падает.
4) Необходимость тщательной пригонки склеиваемых поверхностей. Клеевая пленка проявляет максимальные характеристики при минимальной (до 0,1 мм) и постоянной ее толщине.
5) Процесс отверждения клея происходит при равномерном нагреве и сжатии соединяемых деталей, что накладывает ограничения на форму деталей в зоне соединения и требует специального технологического оборудования.
6) Подтверждение качества соединения возможно лишь при использовании неразрушающих методов контроля.
7) Многие клеи являются токсичными веществами.