Более высокая общественная форма, чем семья, то это могло случиться только
Благодаря тому, что она растворила в себе семьи, претерпевшие коренные
Изменения. причем не исключается, что именно благодаря этому те же семьи
Впоследствии находили возможность снова организоваться при бесконечно более
благоприятных условиях" (Эспинас, цит. соч.; приведено у Жиро-Тлона,
"Происхождение брака и семьи". 1884, стр. 518-520).
Отсюда видно, что хотя сообщества животных и имеют известную ценность для
Ретроспективных умозаключений относительно сообществ людей, но эта ценность
Только негативная. У высших позвоночных животных известны, насколько мы знаем,
Лишь две формы семьи: многоженство и сожительство отдельными парами; в обоих
Случаях допускается лишь один взрослый самец, лишь один супруг. Ревность
Самца, одновременно скрепляющая и ограничивающая семью животных, приводит ее в
Противоречие со стадом; из-за этой ревности стадо, более высокая форма
|
|
Общения, в одних случаях прекращает свое существование, в других утрачивает
Сплоченность или распадается на время течки, а в лучшем случае задерживается в
Своем дальнейшем развитии. Одного этого достаточно для доказательства, что
Семья животных и первобытное человеческое общество - вещи несовместимые, что
Первобытные люди, выбиравшиеся из животного состояния, или совсем не знали
Семьи, или, самое большее, знали такую, какая не встречается у животных. Такое
Безоружное животное, как находящийся в процессе становления человек, могло бы
Еще выжить в небольшом числе даже в условиях изолированного существования,
Когда высшей формой общения является сожительство отдельными парами, как, по
Утверждению Вестермарка, опирающегося на рассказы охотников, живут гориллы и
Шимпанзе. Но для того, чтобы в процессе развития выйти из животного состояния
И осуществить величайший прогресс, какой только известен в природе, требовался
Еще один элемент: недостаток способности отдельной особи к самозащите надо
Было возместить объединенной силой и коллективными действиями стада. Из тех
Условий, в которых в настоящее время живут человекообразные обезьяны, переход
К человеческому состоянию был бы прямо необъясним; эти обезьяны производят
Скорее впечатление отклонившихся боковых линий, обреченных на постепенное
Вымирание и, во всяком случае, находящихся в состоянии упадка. Одного этого
Достаточно, чтобы отказаться от проведения всяких параллелей между формами