Рыцарству не вошла в моду половая любовь и разве, в противоположность
Рыцарской любви, связанной с прелюбодеянием, супружеская любовь не была ее
Правильной буржуазной формой? Но если долг супругов любить друг друга, то
Разве не в такой же мере было долгом любящих вступать в брак друг с другом и
Ни с кем дpyгим? И разве это право любящих не стояло выше права родителей,
Родственников и иных обычных брачных маклеров и сводников? И если право
Свободного личного выбора бесцеремонно вторглось в сферу церкви и религии, то
Могло ли оно остановиться перед невыносимым притязанием старшего поколения
Распоряжаться телом, душой, имуществом, счастьем и несчастьем млaдшeго?
Эти вопросы не могли не встать в такое время, когда были ослаблены все старые
Узы общества и поколеблены все унаследованные от прошлого представления. Мир
Сразу сделался почти в десять раз больше, вместо четверти одного полушария
Перед взором западноевропейцев теперь предстал весь земной шар, и они спешили
|
|
Завладеть остальными семью четвертями. И вместе со старинными барьерами,
Ограничивавшими человека рамками его родины, пали также и тысячелетние рамки
Традиционного средневекового способа мышления. Внешнему и внутреннему взору
Человека открылся бесконечно более широкий горизонт. Какое значение могли
Иметь репутация порядочности и унаследованные от ряда поколений почетные
Цеховые привилегии для молодого человека, которого манили к себе богатства
Индии, золотые и серебряные рудники Мексики и Потоси? То была для буржуазии
Пора странствующего рыцарства, она также переживала свою романтику и свои
Любовные мечтания, но на буржуазный манер и в конечном счете с буржуазными
Целями.
Так произошло то, что поднимающаяся буржуазия, в особенности в протестантских
Странах, где больше всего был поколеблен существующий порядок, все более и
Более стала признавать свободу заключения договора также и в отношении брака и
Осуществлять ее вышеописанным образом Брак оставался классовым браком, но в
Пределах класса сторонам была предоставлена известная свобода выбора. И на
Бумаге, в теоретической морали и в поэтическом изображении, не было ничего
Более незыблемого и прочно установленного, чем положение о безнравственности
Всякого брака, не покоящегося на взаимной половой любви и на действительно
Свободном согласии супругов. Одним словом, брак по любви был провозглашен
правом человека, и притом не только droit de l'homme,{*57} но, в виде
исключения, и droit de la femme.{*58}