Абзац я оставляю без изменений, каким он был в прежних изданиях. За это время

Дело приняло другой оборот. После того как Ковалевский доказал широкое, если

Не повсеместное, распространение патриархальной домашней общины как

Промежуточной ступени между коммунистической семьей, основанной на материнском

Праве, и современной изолированной семьей, речь идет уже больше не о том, как

Это было в споре между Маурером и Вайцем, - общая или частная собственность на

Землю, а о том, какова была форма общей собственности. Нет никакого сомнения,

Что во времена Цезаря у свевов существовала не только общая собственность, но

И совместная обработка земли общими силами. Еще долго можно будет спорить о

Том, был ли хозяйственной единицей род, или ею была домашняя община, или

Какаянибудь промежуточная между ними коммунистическая родственная группа, либо

Же, в зависимости от земельных условий, существовали все три группы. Но вот

Ковалевский утверждает, что описанные Тацитом порядки предполагают

Существование не общины-марки или сельской общины, а домашней общины; только

Из этой последней много позднее, в результате роста населения, развилась

Сельская община. Согласно этому взгляду, поселения германцев на территориях,

Занимаемых ими во времена Рима, как и на отнятых ими впоследствии у римлян,

Состояли не из деревень, а из больших семейных общин, которые охватывали

Несколько поколений, занимали под обработку соответствующий участок земли и

Пользовались окружающими пустошами вместе с соседями, как общей маркой. То

Место у Тацита, где говорится, что они меняют обработанную землю, следует

Тогда действительно понимать в агрономическом смысле: община каждый год

Запахивала другой участок, а пашню прошлого года оставляла под паром или

Совсем давала ей зарасти. При редком населении всегда оставалось достаточно

Свободных пустошей, что делало излишними всякие споры из-за обладания землей.

Только спустя столетия, когда число членов домашних общин так возросло, что

При тогдашних условиях производства становилось уже невозможным ведение общего

Хозяйства, эти общины распались; находившиеся до того в общем владении пашни и

Луга стали подвергаться разделу по уже известному способу между возникавшими

Теперь отдельными домашними хозяйствами, сначала на время, позднее - раз

Навсегда, тогда как леса, выгоны и воды оставались общими. Для России такой

Ход развития представляется исторически вполне доказанным. Что же касается

Германии и, во вторую очередь, остальных германских стран, то нельзя отрицать,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: