Которые могут возникнуть внутри организованного таким образом общества.
Конфликты с внешним миром устраняет война; она может кончиться уничтожением
Племени, но никак не порабощением его. Величие родового строя, но вместе с тем
И его ограниченность проявляются в том, что здесь нет места для господства и
Порабощения. Внутри родового строя не существует еще никакого различия между
Правами и обязанностями; для индейца не существует вопроса, является ли
Участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом
Или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и
Вопрос, являются ли еда, сон, охота - правом или обязанностью? Точно так же
Невозможно расслоение племени и рода на различные классы. И это приводит нас к
Рассмотрению экономического базиса этого строя.
Население в высшей степени редко; оно гуще только в месте жительства племени;
Вокруг этого места лежит широким поясом прежде всего территория для охоты, а
|
|
Затем нейтральная полоса леса, отделяющая племя от других племен и служащая
Ему защитой. Разделение труда - чисто естественного происхождения; оно
Существует только между полами. Мужчина воюет, ходит на охоту и рыбную ловлю,
Добывает продукты питания в сыром виде и изготовляет необходимые для этого
Орудия. Женщина работает по дому и занята приготовлением пищи и одежды -
Варит, ткет, шьет. Каждый из них - хозяин в своей области: мужчина - в лесу,
Женщина - в доме. Каждый является собственником изготовленных и употребляемых
Им орудий: мужчина - оружия, охотничьих и рыболовных принадлежностей, женщина
- домашней утвари. Домашнее хозяйство ведется на коммунистических началах
несколькими, часто многими семьями.{*116} То, что изготовляется и используется
Сообща, составляет общую собственность: дом, огород, лодка. Здесь, таким
Образом, и притом только здесь, на самом деле существует придуманная юристами
и экономистами цивилизованного общества "собственность, добытая своим трудом",
- последнее лживое правовое основание, на которое еще опирается современная
Капиталистическая собственность.
Но люди не везде остановились на этой ступени. В Азии они нашли животных,
Которых можно было приручать и в дальнейшем разводить в прирученном состоянии.
За самкой дикого буйвола нужно было охотиться, прирученная же - она ежегодно
Приносила теленка и, кроме того, давала молоко. У некоторых наиболее передовых
Племен - арийцев, семитов, может быть уже и у туранцев - главной отраслью