Задачи педагогического мониторинга предпрофильного и профильного обучения

Мониторинг – необходимый компонент эффективного управления. Объектами управления могут выступать условия, процесс, результаты этого процесса, деятельность и отдельные параметры. Например, качество методической работы педагогов или уровень учебных достижений учащихся могут быть объектами управления на школьном уровне.

Диагностика в управленческой деятельности поможет спроекти­ровать комплексную модель внутришкольного мониторинга, в которую включены вариативные содержательные блоки, обуслов­ленные субъектами образовательного процесса и их взаимодействием. Создавая модель школьного мониторинга, очень важно спрогно­зировать:

  • конкретные цели, задачи и направления изучения;
  • объекты и субъекты мониторинга;
  • механизм информационно-аналитического кругооборота;
  • оптимальную структуру, средства и содержание оценочных, кри­териальных блоков мониторинга и успешность их проведения;
  • банк инструментария для получения нужной информации, ее классификации и обобщения.

Проведение массового изучения качества обучения позволяет получить достоверную информацию о состоянии, проблемах и факторах, влияющих на результаты деятельности педагогического коллектива, уровне управления качеством профильного образования. В частности:

1. Анализ систематической информации о текущем состоянии учебно-воспитательной работы позволит судить о педагогической эффективности содержания профильного обучения в школе. Открывается возможность оперативного вмешательства и внесения своевременных корректив в педагогический процесс.

2. Изучение деятельности учителей, работающих в профильных классах и предпрофильных группах, приводит к выявлению передового педагогического опыта, их обобщению и распространению, а в отдельных случаях - и к "взращиванию" передового опыта.

3. Накопление и систематизация полученной управленческой информации и создание баз данных является основой для научного анализа тенденций и перспектив развития содержания образования и процесса обучения в профильной школе. Наличие информационного банка данных - необходимая основа для организации не только количественного и качественного, но и других важных видов стратегического анализа: корреляционного, дисперсионного, факторного.

4. Анализ применяемых методов и форм проверки в ходе мониторинга усовершенствует саму методику проведения мониторинга качества образования, в том числе и массовых измерений уровня обученности.

Мониторинговые исследования мы проводятся в 3 этапа:

I этап - подготовительный:

  • постановка цели;
  • определение объекта;
  • установка сроков проведения;
  • изучение соответствующей литературы;
  • изучение имеющегося педагогического опыта;
  • разработка инструментария для проведения мониторинга (тесты учебных достижений).

II этап - практическая часть мониторинга:

- сбор информации, а именно проводятся наблюдения, собеседования, тестирования,
анкетирование, посещение уроков, контрольные работы.

III этап - аналитический:

  • систематизация полученной информации;
  • анализ имеющихся данных;
  • разработка рекомендаций и предложений на последующий период;
  • вывод.

При проведении анализа возможно сочетание аналитической справки, схем, графиков, диаграмм.

Педагогический мониторинг обеспечивает педагогов и администрацию школы качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений, определяемых насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе, насколько динамичны средства (формы, методы обучения, режим учебной работы), адекватны заявленным целям и возрастным особенностям школьников, специфике среды и жизнедеятельности.

При проведении мониторинга соблюдаются следующие условия:

  • системность и продолжительность во времени;
  • сравнимость;
  • объективность;
  • комфортность.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: