Внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки.
Необходимо реально оценить возможности учащихся, педагогов, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Поэтому возникает необходимость ответить на следующие вопросы:
- Какой срок является оптимальным для накапливания материала?
- Как могут взаимодействовать ученики, учителя и родители при формировании портфолио?
- Какую необходимо вести работу с учащимися, чтобы заполнение в 9-м классе документов, определяющих индивидуальный образовательный рейтинг выпускника основной школы, позволило преодолеть комплекс школьной неполноценности, которым страдают многие дети, чтобы мотивация достижений сопровождала их в последующей жизни?
У учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт.
|
|
Одной из проблем является также неумение осознавать собственную деятельность, фиксировать эффективные способы деятельности или трудности, с которыми ученик встретился, выполняя работу. Чаще трудности вообще не замечаются или игнорируются. У учащихся не сформировано умение рефлексировать, которое может стать инструментом самопознания, совершенствования и самообразования.
Однако уже на первых занятиях обнаруживается интерес к этой деятельности у подавляющего большинства учащихся. Замечено, что рефлексивная работа вызывает положительную мотивацию, познавательный интерес и получается лучше у детей с развитым интеллектом. Одновременно доказана связь общих способностей человека (обучаемости, интеллекта и креативности) с развитием рефлексии.