Старшеклассники

Старшеклассников часто относят к юношескому возрасту. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Типичной чертой юности является «ролевой мораторий»: диапазон выполняемых ролей расширяется, но эти роли, не усваиваются всерьез и окончательно, их как бы примеряют к себе, стремясь попробовать как можно больше».

Отличие ведущей деятельности в старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными периодами заключается в учебно-профессиональной деятельности. Это связано с тем, что школьники оказываются в новой социальной ситуации развития, связанной с выбором будущей профессии. Все ожидания, постановка целей, планирование и, наконец, тревоги и беспокойства связаны и направлены на будущее и проходят под лозунгом выбора будущего пути и жизненного самоопределения. Исследование этого момента в жизненном периоде школьников 12-16 лет дало результат, который показал, что проблемы будущего сознаются и переживаются ими наиболее сильно. Подобные переживания имеют отражение на отношениях в семье, школе, со сверстниками и т.п. Особенно, если социально-экономическое положение неустойчивое или же в школе складываются отношения между учителями и учеником как начальник-подчиненный. В результате педагогическая ситуация может нести напряженный характер и иметь на выходе мало эффективные «плоды» образовательного процесса. К тому же старшеклассники имеют страх «не получить образование, которое хотелось бы иметь», «не поступить в вуз», за которым следует проблема «незнания того, какая профессия больше подходит».

На фоне переживаний и тревог за собственное будущее у старшеклассников, по мнению И.А.Зимней, «качественно меняется учебная мотивация по структуре, ибо сама учебная деятельность является для старшеклассника средством реализации жизненных планов будущего».

К основным новообразованиям раннего юношеского возраста можно отнести особенности в сфере развития сознания. Старшеклассники демонстрируют новый тип рефлексии, охватывающий не только настоящее, но и будущее, считают себя равными взрослым, думают о будущем и строят «жизненные планы», ставят своей целью преобразование общества взрослых, создают собственные теории и системы», также они остро ощущают потребность в самоутверждении, стремятся быть в компании не просто сверстников, но уже единомышленников, «людей, разделяющих их интересы и взгляды на жизнь».

Отмечая психологические трудности юношеского возраста можно отметить несколько уровней:

- психофизиологический;

- психологический;

- личностный и межличностный.

На психофизиологическом уровне имеют содержание такие трудности:

- незавершенность физического развития;

- синдром дисморфофобии (физическая непривлекательность);

- неустойчивость эмоциональной сферы;

- высокий уровень личностной тревожности;

- особенности высшей нервной деятельности».

Психологический уровень отражает трудности такого характера, как:

- «задержка развития теоретического мышления;

- отсутствие навыков и приемов смысловой памяти, маленький объем оперативной памяти;

- нереалистичность воображения;

- несформированность волевой сферы.

На личностном и межличностном уровне возникают такие трудности:

- «проблемы самосознания;

- проблема личностного роста;

- неадекватный уровень притязаний;

- несформированность жизненных планов;

- несформированность потребностей;

- несовпадение учебных и профессиональных интересов;

- низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению и т.д.

Приоритетность взгляда в будущее побуждает старшеклассников к ценностно-ориентационной активности, стремлению к автономии и праву быть самим собой. Разграничивают поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых).

Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

Это и открытие своего внутреннего мира, и осознание необратимости времени, и целостное преставление о самом себе, и зарождение осознания собственности сексуальной чувственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: