Сту пени | Особенности понятий | Примеры |
Единичные и общие представления. Выделяют функциональные признаки предметов (назначение предметов). | «Птицы» — которые летают. | |
II | Перечисляют известные признаки и свойства, не отличая существенного от несущественного, общего от частного. | «Птицы» — которые летают, прыгают, клюют, поют; живут в поле или в лесу. К птицам относят и бабочку. Домашние птицы исключаются. |
III | Выделяют общие и существенные признаки и явления у ряда единичных предметов, синтезируют и обобщают их. | В понятии «птица» выделяют на первое место признаки оперения. |
Указанные ступени не сразу сменяют друг друга. Они могут сосуществовать. При знакомстве с неизвестными предметами младшие школьники могут мыслить на уровне первой ступени.
Усвоение понятий отношений также имеет свои ступени (схема 27).
Успешное овладение понятиями во многом зависит от уровня развития мыслительных операций: анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации.
|
|
Схема 27
Ступени освоения понятий отношений
1 ступень | Рассматривается отдельно каждый конкретный случай выражения понятий отношений. |
II ступень | Делают обобщение, которое относится только к рассматриваемым случаям. |
III ступень | Полученное обобщение применяется к самым разным случаям. |
Особенности анализа. Развитие анализа идет от практи- чески-действенного к чувственному и в дальнейшем — к умственному.
У младших школьников преобладающим является прак- тически-действенный и чувственный виды анализа.
Этапы развития анализа от частного к комплексному и системному (схема 28).
Схема 28 Этапы развития анализа
Частичный | Анализируют отдельные части и свойства предмета. |
Комплексный | Анализируют более или менее все свойства изучаемого предмета, но взаимосвязь между ними не устанавливают. |
Системный | Располагают части и свойства предметов в определенной системе, находят главные части и свойства, устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость. |
Особенности синтеза. Одновременно с развитием анализа, который младшему школьнику дается легче, происходит развитие синтеза (схема 29).