Ступени овладения понятиями

Сту­ пени Особенности понятий Примеры
  Единичные и общие пред­ставления. Выделяют функци­ональные признаки предме­тов (назначение предметов). «Птицы» — которые ле­тают.
II Перечисляют известные при­знаки и свойства, не отличая существенного от несуще­ственного, общего от част­ного. «Птицы» — которые лета­ют, прыгают, клюют, поют; живут в поле или в лесу. К птицам относят и бабоч­ку. Домашние птицы ис­ключаются.
III Выделяют общие и суще­ственные признаки и явления у ряда единичных предметов, синтезируют и обобщают их. В понятии «птица» выде­ляют на первое место при­знаки оперения.

Указанные ступени не сразу сменяют друг друга. Они мо­гут сосуществовать. При знакомстве с неизвестными пред­метами младшие школьники могут мыслить на уровне пер­вой ступени.

Усвоение понятий отношений также имеет свои ступени (схема 27).

Успешное овладение понятиями во многом зависит от уровня развития мыслительных операций: анализа, сравне­ния, абстрагирования, обобщения, конкретизации.

Схема 27

Ступени освоения понятий отношений

1 ступень Рассматривается отдельно каждый конкретный слу­чай выражения понятий отношений.
II ступень Делают обобщение, которое относится только к рас­сматриваемым случаям.
III ступень Полученное обобщение применяется к самым разным случаям.

Особенности анализа. Развитие анализа идет от практи- чески-действенного к чувственному и в дальнейшем — к ум­ственному.

У младших школьников преобладающим является прак- тически-действенный и чувственный виды анализа.

Этапы развития анализа от частного к комплексному и системному (схема 28).

Схема 28 Этапы развития анализа

Частичный Анализируют отдельные части и свойства пред­мета.
Комплексный Анализируют более или менее все свойства изу­чаемого предмета, но взаимосвязь между ними не устанавливают.
Системный Располагают части и свойства предметов в определенной системе, находят главные части и свойства, устанавливают их взаимосвязь и взаимозависимость.

Особенности синтеза. Одновременно с развитием анали­за, который младшему школьнику дается легче, происходит развитие синтеза (схема 29).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: