Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Раздел I.




Введение в психологию экстремальных ситуаций

Глава 1. КАТАСТРОФА, ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ, ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ, КРИЗИС: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Вопросы, рассматриваемые в главе:

Определения экстремальной, чрезвычайной ситуации, кризиса.

Соотношение этих понятий.

Предмет изучения психологии экстремальных ситуаций. Влияние экстремальной ситуации на человека.

Катастрофа — как часто слышим мы это слово от зна­комых, друзей, с экранов телевизоров, оно прочно вошло в нашу жизнь, язык, мировоззрение. Что же такое ката­строфа?

В «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова да­ются следующие определения катастрофы:

1. Неожиданное несчастье, бедствие, событие, влеку­щее за собой трагические последствия.

2. Крупное потрясение трагического характера, обус­ловливающее собой резкий перелом в личной или обще­ственной жизни.

Катастрофы и чрезвычайные ситуации были всегда: зем­летрясения, наводнения, эпидемии и другие бедствия со­провождали человечество на протяжении всей истории его развития. Например, в истории известны три колоссальные пандемии (эпидемии) чумы. Первая, выйдя из Египта, опустошила почти все страны Средиземноморья и держа­лась около 60 лет. В разгар эпидемии в 542 г. только в Кон­стантинополе ежедневно умирали тысячи человек. Вторая и самая зловещая в истории Западной Европы — «черная смерть» середины XIV в. Пришедшая из Азии «черная смерть» унесла треть населения Европы. В 1346—48 гг. в Западной Европе бушевала бубонная чума, жертвами ее стали 25 миллионов человек. В предисловии к «Декамеро­ну» Боккаччо оставил описание ее ужасов. Третья — пан­демия чумы, начавшаяся в 1892 г. в Индии (где погибло более 6 миллионов человек) и распространившаяся в XX в. на Азорские острова, в Южную Америку.

Еще одна крупнейшая катастрофа в истории челове­чества — извержение вулкана Везувия в Италии, произо­шедшее в 79 г. нашей эры. Тогда мощнейшие потоки лавы, смешанные с горной породой, стерли с лица земли римские города Помпеи и Геркуланум. Погибли тысячи человек.

Человек всегда пытался защититься от различных ка­таклизмов, используя для этого все доступные ему спосо­бы: знахари и шаманы, обращающиеся к силам природы; жертвоприношения с целью умилостивить богов; военные отряды, защищающие свои и захватывающие новые — ме­нее опасные и более богатые территории. Все это — пер­вые попытки обеспечить собственную безопасность.

Развитие медицины, военного дела, науки и техники по­зволило человечеству жить комфортнее, быть более за­щищенным — с одной стороны. С другой стороны, технические средства сами становятся источником по­вышенной опасности. Технический прогресс приводит к росту числа и масштаба катастроф. Развитие средств мас­совой информации определяет вовлечение в переживание экстремальной ситуации огромного числа людей. Начало эры техногенных катастроф ознаменовано гибелью «Тита­ника» — символа своей эпохи, роскошного трансатланти­ческого лайнера. Человечество еще не видело такого громадного корабля. Самый большой, самый мощный, самый надежный, абсолютно, как утверждали конструк­торы, непотопляемый, он и название получил соответству­ющее — «Титаник». Спущенный на воду с Королевских верфей Великобритании, «Титаник» ушел в свое первое плавание через Атлантику — и не вернулся. Невиданная на заре индустриального века катастрофа, унесшая сотни жизней, потрясла мир.




26 апреля 1986 г. произошло разрушение четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины (в то время — Ук­раинской ССР). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных ве­ществ. Авария расценивается как крупнейшая в своем роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагае­мому количеству погибших и пострадавших от ее послед­ствий людей, так и по экономическому ущербу.

Радиоактивное облако от аварии прошло над европей­ской частью СССР, Восточной Европой, Скандинавией, Великобританией и восточной частью США. Примерно 60% радиоактивных осадков выпало на территории Бело­руссии. Около 200 ООО человек было эвакуировано из зон, подвергшихся загрязнению. Несвоевременность, неполно­та и взаимные противоречия официальной информации о катастрофе породили множество независимых интерпрета­ций. Жертвами трагедии можно считать не только граждан, умерших сразу после аварии, но и жителей прилежащих областей, которые вышли на первомайскую демонстра­цию, не зная об опасности. При таком подсчете Черно­быльская катастрофа по числу пострадавших значительно превосходит атомную бомбардировку Хиросимы.



Есть и противоположная точка зрения, согласно кото­рой от лучевой болезни в Чернобыле умерли 29 человек — сотрудники станции и пожарные, принявшие на себя пер­вый удар. За пределами промышленной площадки АЭС ни у кого лучевой болезни не было. Таким образом, оценки числа жертв катастрофы колеблются от десятков человек до миллионов.

Разброс в официальных оценках меньше, хотя число по­страдавших от Чернобыльской аварии можно определить лишь приблизительно. Кроме погибших работников АЭС и пожарных, к ним следует отнести заболевших военнослу­жащих и гражданских лиц, привлекавшихся к ликвидации последствий аварии, и жителей районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Определение того, какая часть заболеваний явилась следствием аварии — весьма сложная задача для медицины и статистики; различными организациями приводятся оценки, различающиеся в де­сятки раз. Считается, что большая часть смертельных слу­чаев, связанных с воздействием радиации, была или будет вызвана онкологическими заболеваниями. Многим мест­ным жителям пришлось покинуть свои дома, они лиши­лись части своего имущества. Связанные с этим проблемы, страх за свое здоровье вызывали у людей сильный стресс, который также приводил к различным заболеваниям.

Если раньше основную озабоченность вызывали такие последствия экстремальных ситуаций, как количество смертей, физических заболеваний, травм, то сейчас спе­циалистов волнуют и последствия для психосоциального и психического здоровья населения. Специалисты, рабо­тающие с людьми, пережившими катастрофу, обратили внимание на то, что психические последствия катастроф могут быть не менее тяжелыми, чем соматические, и при­водить к серьезным заболеваниям и социальным пробле­мам, как у отдельного человека, так и у групп людей и общества в целом.

Еще в период Первой мировой войны психиатры заме­тили следующее явление: солдаты, не получившие физи­ческих увечий, ранений или получившие незначитель­ные повреждения во время боевых действий, проявляли симптомы некоего заболевания, причину которого не могли установить. У солдат отмечалось угнетенное состо­яние, слабость, истощение, нарушение сна, аппетита, вспышки немотивированной агрессии. Позже было вы­яснено, что причиной этого заболевания является пси­хическое переживание (травма), полученная в ходе боевых действий.

Важно заметить, что природные и техногенные катаст­рофы, локальные вооруженные конфликты, террористи­ческие акты и пр. воздействуют на психику и способствуют возникновению отсроченных и затяжных реакций не толь­ко у непосредственных участников событий, но и у сторон­них наблюдателей, которые, как уже упоминалось, благодаря средствам массовой информации (СМИ) ста­новятся косвенными участниками этих событий. Посколь­ку СМИ реалистично отражают происходящие события, люди вынужденно погружаются в них, являясь как бы их непосредственными очевидцами.

Одним из ярких мировых примеров данного феномена является гибель принцессы Дианы, когда сотни тысяч лю­дей, не будучи ее родственниками, знакомыми либо как-либо причастными к ее гибели, глубоко (вплоть до психотических проявлений) скорбели о кончине Дианы на протяжении длительного времени. Достаточно было про­стого наблюдения за реакцией людей, чтобы понять, что она выходит за рамки обычного в этих случаях для обы­вателей сопереживания и сочувствия. Эта и подобные ей си­туации, по сути, являются проявлением современной действительности, в которой человеку навязывается не только образ жизни, но и форма психических переживаний.

Однако не только катастрофы и военные конфликты оказывают негативное воздействие на психику человека. Развитие технического прогресса и появление новых ви­дов профессиональной деятельности, представляющих высокую опасность, требующих повышенной ответствен­ности и концентрации внимания, так же сказываются на психическом здоровье людей.

До некоторого времени считалось, что в экстремальных условиях труда работают только шахтеры и космонавты. Изменения в жизни общества в последние 10—15 лет при­вели к тому, что число профессий, представители которых работают в экстремальных условиях, увеличилось. Так, профессии пожарного, спасателя, авиадиспетчера, инкас­сатора, работника дорожно-патрульной службы носят эле­менты экстремальности.

В деятельности работников «опасных профессий» су­ществуют два типа условий, при которых работа становит­ся экстремальной:

1) повседневная напряженная деятельность, в которой опасность представлена как потенциально возможное со­бытие (авиадиспетчеры, инкассаторы);

2) так называемые критические инциденты, при кото­рых работники сталкиваются с человеческими жертвами и материальными потерями, с реальной опасностью для своей жизни, здоровья или системы ценностей, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих (спасатели, пожарные).

Необходимость изучения влияния экстремальных фак­торов на психику человека привела к возникновению и ак­тивному развитию новой сферы психологической науки и практики — экстремальной психологии.

Экстремальная психология (ЭП) — отрасль психологи­ческой науки, изучающая общие психологические законо­мерности жизни и деятельности человека в измененных (непривычных) условиях существования. Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психоло­гической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от трав­мирующего воздействия психогенных факторов (Психо­логия. Словарь, 1990).

Предметом изучения ЭП является психика, подверга­ющаяся воздействию экстремальных факторов, механиз­мы воздействия экстремальных факторов на человека, закономерности реагирования и переживания, возможные последствия и способы их коррекции.

ПОНЯТИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ, ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ И КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ

Понятия чрезвычайной, экстремальной и кризисной ситуации еще не получили исчерпывающих определений. В контексте дальнейшего изучения предмета предлагаем использовать следующие определения.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) — это обстановка на опре­деленной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которое может повлечь за собой чело­веческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей («Закон о защите на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ (СЗРФ 94-35)»).

Экстремальная ситуация (от лат. extremus — крайний, критический) — внезапно возникшая ситуация, угрожаю­щая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию.

Кризисная ситуация (от греч. krisis — решение, поворот­ный пункт, исход) — это ситуация, требующая от человека значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени. Эти изменения могут носить как позитивный, так и негативный характер.

Остановимся подробнее на каждой из приведенных си­туаций.





Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 340; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8354 - | 7286 - или читать все...

Читайте также:

 

35.171.146.16 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.