Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Раздел IV.




Хронический стресс

и профессиональное здоровье

специалиста

В предыдущем разделе рассматривались различные ас­пекты влияния на человека травматического стресса. Еще одной опасной для здоровья ситуацией является хроничес­кий стресс — стресс, длящийся продолжительное время, истощающий ресурсы, незаметно, но неотвратимо подры­вающий здоровье человека.

Ситуаций, в которых люди испытывают постоянное воздействие стресса, множество: конфликтная ситуация в семье, безработица, долги, проблемы на работе, бытовая неустроенность. Для данного пособия представляется важным подробно остановиться на ситуации профессио­нальной деятельности, характерной для специалистов эк­стремальных видов деятельности, в том числе спасателей и пожарных.

Постоянная стрессовая нагрузка в таких профессиях обусловлена действием двух факторов:

• работой в условиях действия стрессогенных факторов,

• необходимостью постоянно поддерживать высокий уровень готовности к немедленным действиям.

Таким образом, специалист всегда находится в чуть бо­лее напряженном состоянии, чем обычный человек.

Без соответствующей подготовки эта ситуация ведет к тому, что человек, работающий в такой профессии, теряет психологическое и физическое здоровье. В этом разделе рассмотрены вопросы, касающиеся сохранения здоровья у специалистов экстремального профиля.

Глава 11

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

Вопросы, рассматриваемые в главе:

Профессиональное здоровье Профессиональное становление Профессионально важные качества Профессиональные деформации и деструкции Синдром эмоционального выгорания

Роль профессии в жизни человека, влияние профессии на характер человека отражены во множестве поговорок, пословиц, фразеологических оборотов. Именно таким об­разом в обыденном сознании, в житейской психологии представлены наблюдения и опыт многих людей относи­тельно закономерностей становления человека в профес­сии, влияния профессии на человека, о «здоровом» профессионале. Необходимо отметить, что на разных ис­торических этапах менялось доминирующее в обществе представление о «здоровом» или «идеальном» професси­онале. Так, еще в XVIII веке европейский врач ввел пред­ставление о служении врача, как о горящей свече: «Светя другим, сгораю сам». Метафора, безусловно, красивая, и верная на первый взгляд. Схожее представление о «здо­ровом» профессионале можно встретить в советских лите­ратурных произведениях довоенного и послевоенного вре­мени. Характерной особенностью этого этапа является использование военных метафор по отношению к трудо­вой деятельности: штурм последнего года пятилетки, бит­ва за урожай, отряд передовиков производства и т.д. А войн, как известно, без людских потерь не бывает.




В культуре этого этапа закрепилось представление о про­фессионале как о человеке, целиком и полностью посвятив­шем себя своей работе. Достижения в работе, выполнение профессиональных задач оправдывали черствость и не­внимательность к близким, которым отводилась роль об­служивающего персонала, непримиримость к менее фанатичным коллегам, несущественными считались по­тери собственного здоровья, а подчас и смерть. Девизом та­кого профессионала может быть хорошо известная фраза: «Цель (в данном случае — профессиональные достижения) оправдывает любые средства». В качестве иллюстрации можно вспомнить замечательный художественный фильм «Девять дней одного года» о последнем годе жизни талант­ливого молодого ученого-ядерщика.

Получив сильную дозу облучения при проведении экс­перимента, герой фильма оказался перед выбором: при­нять определенные ограничения в условиях работы и сохранить жизнь либо, продолжая работу в прежних усло­виях и в том же режиме, завершить работу в установлен­ные сроки. В фильме разворачивается и лирическая линия отношений ученого с любимой женщиной. Конечно, сле­дуя героическому духу того времени, герой выбирает дос­тижение результата ценой здоровья. Интонация фильма предполагает безусловные симпатии к герою и его выбо­ру, а другие возможные варианты развития событий рас­сматриваются как конформистские, или, в терминологии того времени, мещанские. На афише этого фильма (рис. 5) очень точно отражено соотношение между людьми и про­фессиональными задачами, которые подавляют, погло­щают человека.



Хочется обратить внимание на то, что за рамками это­го сюжета остался еще один важный аспект. С развитием технологии, углублении специализации ценность хоро-

шего специалиста значительно повышается, на его под­готовку требуется значительно больше времени и средств. Героическое решение одной, даже очень важной задачи, с потерей в результате этого специалиста приводит к необ­ходимости дополнительных затрат времени и средств на подготовку другого специалиста. В этом случае утрачива­ется возможность передачи профессионального опыта и установлении преемственности между поколениями про­фессионалов.

На определенном этапе развития общества отношение к человеку как к производственной единице стало менять­ся, появилась задача сохранения профессионального здо­ровья. В психологии возникло понимание, что можно выделить некий универсальный конструкт, определяющий успешность профессионала в любой профессии. Рассмат­ривая человека в качестве субъекта профессиональной де­ятельности, Е.А. Климов сформулировал следующее оп­ределение: профессиональное здоровье — это способность организма сохранять компенсаторные и защитные свой­ства, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность в трудовой деятельности (Климов, 1998).

Обратите внимание, что в рамках этого определения влияние профессиональной деятельности на человека ог­раничивается исключительно сферой труда. То есть, сле­дуя этому определению, профессионала, сохраняющего профессиональную надежность и работоспособность, но сбрасывающего накопившееся на работе нервное напря­жение через конфликты с близкими или с помощью алко­голя, можно считать профессионально здоровым. Изучение влияния профессиональной деятельности на человека позволило сформулировать другое определение про­фессионального здоровья. Профессиональное здоровье понимается как «процесс сохранения и развития регуля-торных свойств организма, его физического, психическо­го и эмоционального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длитель­ность жизни» (Пономаренко, 1992).

Приведенное определение предполагает комплексное рассмотрение человека как субъекта собственной деятель­ности, не ограничиваясь только сферой трудовой деятель­ности. В рамках комплексного подхода предполагается, что качество жизни человека, включая состояние физичес­кого здоровья, уровень образования, удовлетворенность взаимоотношениями с другими людьми, длительность жизни, находятся в диалектическом взаимодействии с на­дежностью профессиональной деятельности, профессио­нальным долголетием.

Схематически взаимосвязь структурных элементов про­фессионального здоровья и профессионального долголе­тия можно представить следующим образом (рис. 6):


Надежность профессиональной деятельности
   
  Функциональные состояния  
А  
  Функциональные резервы  
А  
  Профессионально важные качества  
       

Индивидуально-типологические особенности

Уровень профессиональной подготовки

Рис. 6. Взаимосвязь структурных элементов профессиональ­ного здоровья и профессионального долголетия

Надежность профессиональной деятельности, понима­емая как вероятность выполнения профессиональных за­дач с требуемым качеством и в заданных условиях, обус­ловлена функциональным состоянием специалиста. Функ­циональное состояние человека определяется с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности по критериям надежности и внутренней цены деятельнос­ти; оно обусловлено функциональными резервами — комплексом личностных качеств, необходимых для осу­ществления профессиональной деятельности с заданной надежностью, так называемых профессионально важных качеств. В свою очередь уровень их сформированности за­висит в том числе и от состояния физического и психоло­гического здоровья, а также от особенностей прохождения профессиональной подготовки. Основой, определяющей во многом дальнейшее развитие профессионала и профес­сиональное здоровье, является уровень профессиональной подготовки и индивидуально-типологические особенно­сти (тип высшей нервной деятельности, наследственная предрасположенность к заболеваниям и т.д.).

Профессиональное развитие

Конечно, такие компоненты, как профессионально важные качества, уровень профессиональной подготовки, формируются у человека постепенно в процессе профес­сионального обучения и осуществления профессиональ­ной деятельности. Становление и развитие профессионала подчинено общей закономерности и носит название «про­фессиональное становление личности». Путь становления в профессии, который проходит каждый специалист, яв­ляется динамичным и многоуровневым процессом, кото­рый состоит из четырех основных этапов (Климов, 1998).

Первый этап правомерно обозначить как этап форми­рования профессиональных намерений. Развитие в период выбора профессии, проектирования профессионального «старта» и жизненного пути определяется как осознанная подготовка к «жизни», к труду, планирование, проектиро­вание профессионального жизненного пути.

Этот этап завершается формированием представления о некоторой профессиональной общности, в которую бу­дущий специалист хотел бы быть включенным и на кото­рую он будет ориентироваться в своем развитии. Таким образом, формируется образ профессионала, принимают­ся соответствующие сознательные, самостоятельные, кон­кретные и достаточно твердые решения, определяющие переход на следующий этап профессионального обучения.

Не всегда молодой человек делает выбор самостоятель­но: часто решение принимается родителями, либо опре­деляется случайными факторами (удобнее добираться транспортом, друзья там учатся и т.д.). Это означает, что осознанный выбор самому будущему специалисту придет­ся делать позже, когда уже будут затрачены значительные ресурсы (временные, эмоциональные, материальные). Безусловно, наиболее благоприятным вариантом являет­ся осознанный выбор профессии самим молодым челове­ком, еще в старших классах школы, когда осуществляется целенаправленная предпрофессиональная подготовка.

Этап профессионального обучения в разных случаях при­ходится на различный возрастной период. Как правило, это возраст 17—24 года, когда осуществляется базовая профес­сиональная подготовка в учебном заведении. В то же время в современном мире стремительно развиваются техноло­гии и меняются требования к квалификации специалиста. Поэтому на этапе первоначального освоения профессии профессиональное обучение не заканчивается.

В течение этапа профессионального обучения проис­ходят очень существенные изменения самосознания, на­правленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфичес­кие кризисы развития и потребность в психологической поддержке становления профессионала.

В целом, в период профессионального обучения про­исходит освоение системы основных ценностных пред­ставлений, характеризующих данную профессиональную общность и культивируемых в ней, овладение специаль­ными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Развиваются профессионально важные качества, струк­турируются системы этих качеств. Формируется профес­сиональная пригодность, выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой дея­тельности с удовлетворенностью избранным полем дея­тельности. Окончание этапа профессионального обучения завершается переходом к следующему этапу, этапу профес­сиональной адаптации.

Этот этап характеризуется двумя стадиями.

Первая — стадия адаптации молодого специалиста в профессиональной среде, «привыкания» молодого специа­листа к работе. Профессионал непосредственно сталкива­ется с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой спе­циалист, возможно, знал только со слов своих преподава­телей. Не одно поколение молодых специалистов слышало от опытных коллег: «Забудь все, чему тебя учили в инсти­туте». На этом этапе происходит формирование копинг-стратегий, позволяющих профессионалу справиться с неизбежными сложностями и психотравмирующими об­стоятельствами профессиональной деятельности. Как пра­вило, стадия адаптации длится от года до трех лет. Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования нару­шений профессионального здоровья.

На этом этапе для молодого специалиста важным яв­ляется наличие наставника. Это может быть руководитель или опытный коллега в коллективе. Именно наставник помогает молодому специалисту самоопределиться в про­фессии, найти специфическое ощущения готовности к работе и успешно выполненной работы, избежать форми­рования деструктивных установок в труде. Наверно, каж­дый зрелый специалист помнит первую позитивную оценку со стороны наставника. Для многих именно этот момент является ключевым в формировании профессио­нального самосознания, когда молодой специалист начи­нает воспринимать себя как профессионала.

Вторая стадия — «вхождение в профессию». На этой стадии профессионал стал уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профес­сионального пути, любит свою работу. Он обладает дос­таточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профес­сиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии. На первый взгляд может показаться, что профессиональное становление за­вершено и дальше стремиться незачем и некуда. Однако практика показывает, что остановка профессионального развития на этой стадии оборачивается либо разочарова­нием в профессии, либо «закостенелостью», стереотип­ностью, а следовательно, и снижением надежности в профессиональной деятельности. Профессионал оста­навливается на этапе «ремесленника», со временем фор­мируются деструктивные установки, позволяющие оправдывать такое положение. Например, педагог через три года после начала работы в школе теряет всякий ин­терес к дальнейшему развитию, оправдывая это тем, что ученикам это не нужно, что они не стоят того, чтобы ради них совершенствоваться. Такой педагог использует жест­кие стереотипные и однообразные приемы в препода­вании, испытывая скуку и безразличие к предмету и уче­никам. Естественно, работу такого педагога нельзя счи­тать эффективной.

Дальнейшее профессиональное развитие переходит на этап частичной или полной реализации личности в профес­сиональном труде и представлено следующими стадиями:

Стадия мастера, мастерства, которая будет продол­жаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристиками. Профессионал на этой стадии уже может решать любые профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На том этапе профессионал, как пра­вило, имеет формальные показатели высокой квалифика­ции и значительный авторитет у коллег.

Достижение стадии мастерства характеризует период рас­цвета. Период расцвета отличает физическая форма и про­фессиональный пик. Различным профессиям свойственны различные возрастные периоды, соответствующие перио­ду профессионального расцвета и различная длительность этого периода. Так, балетные артисты достигают периода расцвета примерно в 25 лет. В научной деятельности пери­од расцвета может быть достигнут около 40 лет. Спасатели получают квалификацию международного класса пример­но в 35—40 лет со стажем работы от 10 лет и выше.

Итак, на этой стадии специалист смог достичь профес­сионального мастерства в высших его проявлениях. Прак­тика показывает, что высот профессионализма можно достичь, обладая различными, порой противоположны­ми личностными качествами, компенсируя недостаточ­но развитые качества личности более развитыми. Нередко оптимальный уровень развития личностных качеств и мотивационные особенности компенсируют недостаточно развитые психомоторные качества и недостатки профес­сиональных знаний. Так, человек общительный, обаятель­ный, умеющий налаживать эффективные контакты в коллективе может достичь большего, чем одиночка-уни­версал. Однако сами специалисты нередко переоценива­ют психомоторные качества и недооценивают личностные и мотивационные особенности.

Необходимо отметить, что достижение расцвета харак­теризует не только высокое профессиональное мастерство, но обязательно и личностная зрелость. Характеристики личности, достигшей расцвета, даваемые рядом зарубеж­ных авторов, показывают нам некую «нормальную», здо­ровую личность. В рамках российского менталитета понятие «расцвет» обретает несколько иные черты. Лич­ности, достигшей расцвета, свойственны прочно и орга­нично усвоенные общечеловеческие ценности. Такого человека отличает самообладание, стратегия построения жизни, предполагающая постоянное движение к осуще­ствлению все новых, более трудных, чем прежде, замыс­лов, результаты которых нужны не только самому человеку, но и всем людям. Подобный человек активно влияет на среду своего развития, события его жизни находятся под его контролем. Человек отличается предельной самоотда­чей, умением мобилизовать себя на преодоление трудно­стей, прогнозированием последствий своих поступков, стремлением к объективности и способностью к принятию решений — хорошо рассчитанных или интуитивных — вне зависимости от мнения окружающих. Можно смело утвер­ждать, что деятельность такого человека носит преобразу­ющий, а не приспособительный характер.

Многие специалисты на этапе мастерства перестают ви­деть дальнейшую перспективу профессионального разви­тия, часто можно услышать фразу: «Дальше ничего хорошего не будет». Правы ли они, останавливается ли на этом этапе профессиональное становление? Это дест­руктивная установка, способная привести к остановке и другим нарушениям профессионального развития. В даль­нейшем профессиональное становление продолжается стадией авторитета, которая, как и стадия мастерства, суммируется с последующей.

Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессио­нальном кругу специалист, возможно, его известность вы­ходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является ру­ководителем, имеет награды, знаки отличия. Существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультаци­ей, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия на­ступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изме­нениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффек­тивные стратегии решения профессиональных задач, на­личие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения.

Необходимо отметить, что и на этой стадии может на­ступить период расцвета. Но это период расцвета не испол­нителя, как было на предыдущей стадии, а расцвет орга­низатора, управленца, руководителя. И на последующей стадии тоже возможно достижение расцвета, но уже в качестве Учителя.

Стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход мастера к решению профессиональных задач. Это могут быть специалисты других специализаций, представляю­щие другие ведомства или другие, смежные специальнос­ти. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в созна­нии большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опы­том мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Мо­жет быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Обучение молодых специалистов, наставни­чество в широком смысле этого слова способствует ком­пенсации усиливающихся неблагоприятных изменений, связанных с возрастом. Это то, что позволяет профессио­налу, несмотря на приближающийся или наступивший пенсионный возраст, ощущать полноту профессиональной жизни и простраивать ее временную перспективу. Это пе­риод, когда профессионал, выходя за рамки своей профес­сии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших про­фессиональных задач.

На этом этапе наиболее ярко проявляется такое явле­ние, как профессиональная интуиция, когда специалист по известному ему одному признаку или «особому чувству» определяет качественные характеристики рабочей ситуа­ции и мгновенно принимает единственное верное реше­ние. Это относится и к чувству опасности у водолазов, работающих при минимальной видимости, и к легендар­ному народному персонажу Петровичу, который по звуку двигателя определяет неполадки в машине.

На всех этапах и стадиях профессионального становле­ния мы можем выделить сквозные линии, по которым про­исходит становление специалиста (Маркова, 1996). В первую очередь это линия овладения технологией или опе­рациональной основой профессиональной деятельности. Этой линии становления традиционно уделяют большое внимание как сами профессионалы, так и преподаватели. Это важно и нужно, благодаря этому специалист поддер­живает статус при развитии технологий. Однако даже ве­ликолепно технически подготовленный профессионал без сформированных мотивов к профессиональной деятель­ности не сможет быть профессионально надежным и эффективным. Поэтому одна из важнейших линий про­фессионального становления напрямую связана с ответом на вопрос: «Для чего, для кого я работаю?» На разных эта­пах профессионального становления ответ на этот вопрос у специалиста будет разным. Можно сказать, что успеш­ное проживание профессионального кризиса знаменует­ся нахождением нового смысла в деятельности, новым, более зрелым ответом на этот вопрос.

Так, для молодых спасателей характерно стремление к высоким профессиональным результатам, стремление занять достойное место в профессиональном сообществе. У более опытных спасателей акцент смещается в сторону «сберегающего» отношения к коллегам, пострадавшим, к самому себе.

Профессиональное развитие — это не только совершен­ствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Это означает, что профессиональное развитие — это и приобре­тения, и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровож­дается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании необходимости кризи­сов в развитии такие периоды сопровождаются пережива­нием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти пе­риоды описываются профессионалами как тяжелые, труд­ные; может снижаться эффективность профессиональной деятельности, повышаться конфликтность (Бойко, 1996).

Например, при кризисе перехода к мастерству, специа­лист начинает замечать неточности в работе более стар­ших коллег, которые раньше казались безупречными профессионалами, их смешные или неприятные черты, вызывающие раздражение. Раздражение и недовольство ситуацией постепенно нарастает, возникают конфликты, у специалиста возникают сомнения в правильности выб­ранного им пути. Нервозность сказывается и на работе, и в семье, появляется неудовлетворенность собой, профес­сией, качеством жизни. Нарастает субъективная трудность ситуации, которая становится стрессовой; иногда она мо­жет казаться безысходной.

С ростом субъективной трудности ситуации эффектив­ность профессиональной деятельности в большей степени зависит от психологической устойчивости, а не от профес­сионального мастерства. Поэтому такая характеристика личности, как психологическая устойчивость, которая опи­сана в главах 2 и 4, наряду с профессиональным мастер­ством определяет эффективность деятельности специали­ста в трудных ситуациях.

Психологическая устойчивость — это характеристика личности, обеспечивающая сохранение оптимального функционирования психики. Она не является врожден­ным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от многих факторов, в первую оче­редь таких, как тип нервной деятельности, опыт специа­листа, уровень профессиональной подготовки, уровень развития основных познавательных структур личности. Среди компонентов психологической устойчивости выделяют следующие: эмоциональный, волевой, познава­тельный (интеллектуальный), мотивационный и психомо­торный компоненты. Психологическая устойчивость — не просто сумма компонентов, а интегральное образование. Необходимо подчеркнуть, что показателем устойчивости является не стабильность (невозможно быть устойчивым ко всему), а вариативность. Вариативность рассматрива­ется как гибкость, быстрота приспособляемости к посто­янно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.

У специалистов нет единого мнения относительно ве­дущего компонента психологической устойчивости. Одни исследователи считают ведущим познавательный компонент, другие — эмоциональный и волевой компонен­ты (эмоционально-волевую устойчивость). В некоторых исследованиях в качестве ведущего рассматривается моти­вационный компонент. Представляется, что применитель­но к кризисам профессионального становления правомерно считать ведущим компонентом психологической устойчи­вости именно мотивационный. Ведь основной вопрос, ко­торый задает специалист в период кризиса: «Для чего работаю? В чем смысл моей работы? Что моя работа дает людям, что меняет в окружающем мире?» Не находя отве­та на эти вопросы, специалист либо идет по пути, на кото­ром нарушения профессионального, а затем психического здоровья неизбежны, либо уходит из профессии.

Условия профессиональной деятельности спасателей и пожарных предъявляют повышенные требования к эмо­циональной сфере и личностным характеристикам специ­алистов. В работах отечественных психологов были выявлены психофизиологические и характерологические особенности личности, сочетание и выраженность кото­рых образуют так называемый «профессиональный харак­тер», способствующий эффективности профессионала в экстремальных условиях. Именно наличие определенных профессионально важных качеств определяет надежность и эффективность профессиональной деятельности про­фессионала в нестандартных ситуациях.

Профессиональная пригодность человека является необхо­димым условием для нормального профессионального раз­вития и понимается как совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходи­мая для достижения при наличии специальных знаний умений и навыков, общественно приемлемой эффектив­ности труда. В процессе обучения и овладения профессией формируются профессионально важные качества и системы профессионально важных качеств.

В качестве профессионально важных качеств могут вы­ступать индивидуально-психологические свойства лично­сти (особенности восприятия и переработки информации, особенности внимания и памяти, мышления, психомотор­ные, эмоциональные, волевые особенности), отношения личности (к себе, другим людям, труду, своей профессии, профессиональным задачам, материальным и нравствен­ным ценностям и др.).

Система требований профессии к психологическим, пси­хофизиологическим качествам человека и мере их выра­женности в научных психологических понятиях называется психограммой. Психограмма составляется в результате ана­лиза психологической структуры деятельности и является частью профессиограммы, которая включает в себя основ­ные требования, предъявляемые профессией к психоло­гическим и физиологическим качествам человека.

Несмотря на некоторые различия в психограммах спа­сателей и пожарных, можно выделить ряд элементов, их объединяющих. К ним можно отнести следующие свой­ства и качества личности:

1. Свойства восприятия: устойчивость функций анали­заторов и качества восприятия (зрительного, слухового,

тактильного, восприятия формы, размеров, удаленности, скорости и т.п.) (Крюкова, 2000).

2. Особенности высших психических функций: хорошо развитое пространственное мышление; значительный объем внимания, способность быстрого переключения и распределения внимания в условиях отвлекающих воздей­ствий и дефицита времени; способность быстро ориенти­роваться в новой и незнакомой обстановке, оценивать степень важности поступающей информации.

3. Психомоторные свойства и физические качества: физическая выносливость, устойчивость к физической ус­талости; хорошая координация движений, устойчивость к тремору; способность использовать мускульную силу как взрывного, так и статического характера.

4. Личностные особенности: высокий уровень субъек­тивного контроля; эмоциональная стабильность; толе-

рантность к стрессу и фрустрации; средний уровень лич­ностной и ситуативной тревожности; стеничность реакций на сложности и опасность; умеренная склонность к риску; уверенность в себе; формирование основных задач и индивидуальных планов профессионального развития.

5. Социально-психологические качества: умение рабо­тать в команде.

Противопоказаниями к профессиональной деятельно­сти являются следующие особенности: нервно-психичес­кая и эмоциональная неустойчивость; выраженные акцентуации, психические отклонения; высокая склон­ность к риску; обостренная реакция на неудачи; алкоголь­ная, лекарственная или наркотическая зависимость; медицинские противопоказания; плохая физическая под­готовка.

Психологические характеристики обобщенного «пор­трета» спасателя и пожарного по многим показателям весь­ма близки к средним в населении. Однако наличие ряда профессионально важных качеств у этих специалистов выделяют их. Так, они отличаются повышенной активно­стью, достаточно высокой самооценкой. Принимая ре­шения, они стараются тщательно проанализировать возможные варианты развития событий. Им присущи упорство, настойчивость, целеустремленность, внутрен­нее ощущение полезности своей деятельности (Бодров, Бессонова, 2005).

Как правило, спасатели и пожарные придерживаются традиционно мужского стиля поведения с чертами агрес­сивности. Агрессивность, реакции протеста тщательно контролируются, недовольство проявляется только при наличии формального повода. Они считают себя способ­ными управлять обстоятельствами своей жизни (внешний локус контроля). В мышлении спасателей, их интересах, оценках (особенно у профессионалов с большим стажем и опытом аварийно-спасательных работ) отражается нестан­дартность подходов к решению стоящих перед ними задач. Специалистов, особенно зрелых, отличает повышенная чувствительность к опасности, осторожность, умение све­сти возможные риски при выполнении профессиональных задач к минимуму при быстром и четком выполнении по­ставленной задачи.

Высокоуспешным спасателям свойственен положитель­ный фон настроения, эмоциональная стабильность, высо­кая активность и общительность. Они ориентированы на оценку окружающих, стремятся произвести благоприятное впечатление. Их отличает гибкость, способность менять точку зрения под влиянием обстоятельств. Успешные про­фессионалы отличаются высокой обучаемостью, умением ориентироваться в новых условиях и принимать правильные решения в условиях дефицита времени. Они обладают су­щественно более развитыми способностями к абстрактно-логическому мышлению, анализу и обобщению.

Мотивационная сфера успешных спасателей также име­ет свои особенности. У наиболее успешных спасателей выше уровень мотивации стремления к успеху, мотив стремления к взаимодействию, установки на результат тру­да. Менее успешным специалистам свойственен высокий уровень мотивации избегания неудач, мотива стремления к общению, достижения карьерного роста и социального статуса.

Возможность кризисов, сбоев в развитии профессиональ­ной деятельности, занимающей важное или ведущее место в жизни человека, является психологической закономерно­стью. В зависимости от обстоятельств эти периоды могут проходить по-разному — сглаженно или резко, краткосроч­но или долговременно, они могут вести к профессиональ­ному развитию или профессиональной деструкции.

Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельно­сти и профессиональному развитию личности.

Неблагоприятное протекание профессионального раз­вития проявляется внешне в снижении эффективности и надежности профессиональной деятельности, в негатив­ных изменениях личностных качеств человека, в утрате смысла профессиональной деятельности. Нарушения мо­гут затрагивать не только сферу профессиональной дея­тельности — личность профессионала, профессиональное общение, но и вторгаться в сферу личной жизни и здоро­вья. При неблагоприятном развитии профессиональных деструкции специалист может уйти из профессии, пере­став видеть смысл в профессиональной деятельности или вследствие заболеваний, делающих невозможным даль­нейшее осуществление профессиональной деятельности.

Профессиональные деструкции в самом общем случае — это нарушение уже усвоенных способов деятельности, раз­рушение сформированных профессиональных качеств, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых професси­ональных технологий, новой профессии или специальнос­ти. Профессиональные деструкции негативно сказываются на продуктивности труда и взаимодействии с другими участ­никами этого процесса (Маркова, 1996).

Профессиональные деструкции возникают и при воз­растных изменениях, физическом и нервном истощении, болезнях. Переживание профессиональных деструкции сопровождается психической напряженностью, психоло­гическим дискомфортом, а в отдельных случаях конфлик­тами и кризисными явлениями.

Профессиональные деструкции необходимо отличать от профессиональных деформаций, которые являются необ­ходимым условием профессионализации личности. Стро­го говоря, профессиональные деформации возникают уже на этапе профессионального обучения, когда целенаправ­ленно формируются профессионально важные качества и системы этих качеств, позволяющих в дальнейшем стать эффективным профессионалом.

Выделяют несколько уровней профессиональных де­формаций. В качестве примера общепрофессиональных деформаций можно привести специфические особеннос­ти личности и поведения профессиональных военных, ко­торые без труда узнаются в группе людей. То же происходит и с профессиональной группой педагогов, врачей и с пред­ставителями многих других профессий. То есть професси­ональная деформация — это особенности личности и поведения, которые прослеживаются у большей части спе­циалистов с большим опытом работы.

Специальные профессиональные деформации возни­кают в процессе специализации по профессии. Так, опыт­ному человеку нетрудно определить род войск, в котором служит военный, или специализацию спасателя, посколь­ку каждую специальность отличает специфический состав деформаций.

Нельзя однозначно определить знак влияния деформа­ций наличность. С одной стороны, деформации личности являются необходимым условием усвоения системы цен­ностей и освоения операционально-технической стороны профессиональной деятельности, вхождения и развития в профессии. К профессиональным деформациям можно отнести и изменения структуры личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. С другой стороны, чрезмерное, гипертрофированное де­формирование может привести к нарушению профессио­нального здоровья. И в этом случае можно говорить о профессиональных деструкциях, которые возникают в процессе многолетнего выполнения одной и той же про­фессиональной деятельности. В этом случае чрезмерное, искаженное профессиональное развитие отдельных про­фессионально важных качеств в ущерб другим порождает профессионально нежелательные качества.

Так, у части спасателей старшего возраста с большим стажем работы иногда проявляется снижение самокритич­ности, требовательности к себе, появляется ощущение «правомерности» таких послаблений в отношении к служ­бе и дисциплине, которые недопустимы для менее опыт­ных коллег.

Исследователями отмечено, что в наибольшей степе­ни профессиональные деструкции развиваются у пред­ставителей профессий, в которых ряд специфических особенностей профессиональной деятельности является неустранимым (Водопьянова, Старченкова, 2005). К таким особенностям, свойственным профессиям спасателя или пожарного, можно отнести следующие:

— постоянное ощущение новизны, неповторимости ситуации при осуществлении профессиональной де­ятельности;

— необходимость постоянного саморазвития, поддер­жания физической формы, которая, с одной сторо­ны, является обязательным условием сохранения профессионализма, с другой стороны, в моменты усталости, астении вызывает ощущения насилия над собой, чувства раздражения и гнева;

— межличностные контакты эмоционально насыщены в силу специфики профессиональной деятельности;

— постоянное включение в профессиональную дея­тельность волевых процессов;

— высокая ответственность за жизнь и здоровье людей. Одной из наиболее распространенных форм нарушений

профессионального здоровья является «профессиональное выгорание» — выработанный личностью защитный меха­низм в ответ на психотравмирующие воздействия в сфере профессиональной деятельности.

Первоначально эмоциональное выгорание считалось деструкцией, свойственной профессиям, связанным с ин­тенсивным общением с людьми: врачам, педагогам, соци­альным работникам и т.д. Исследования последних лет позволили сделать вывод о том, что сфера распростране­ния выгорания существенно шире. В некоторых зарубеж­ных исследованиях отмечается наличие выгорания в профессиях инженерного труда, среди работников теле­сервиса и некоторых других (Орел, 1999).

Например, явление «излетанности» у летчиков опреде­ляется как потеря направленности пилота на выполнение своей профессиональной деятельности. Летчик теряет интерес к своему делу, у него появляется боязнь полетов, неуверенность в своих силах, потеря ответственности за исход полета. В конечном итоге у пилотов возникает же­лание поменять профессию, списаться на нелетную ра­боту (Пономаренко, 1992). Симптомы выгорания в этом случае проявляются в отсутствии у пилота удовлетворения профессиональной деятельностью, в снижении мотивации в профессиональной сфере, в эмоциональном, психичес­ком и физическом истощении.

Каковы же симптомы выгорания, как их определить? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо подчерк­нуть очевидную связь эмоционального выгорания со стрессом.

Первая стадия, фаза напряжения, начинается приглуше­нием эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Любимая еда становится невкусной и пре­сной, нет удовольствия от любимых занятий, книг. Чело­век замечает, что самые простые занятия, которые раньше давали заряд радости, воспринимаются как нечто обреме­нительное. Затем человек перестает получать положитель­ные ощущения от общения с людьми, с животными, с природой (Бойко, 1996).

Вторая стадия «выгорания» характеризуется возник­новением недоразумений с теми, для кого работает профес­сионал. Вначале они скрытые — профессионал начинает с пренебрежением и издевкой рассказывать о тех людях, которым он оказывал помощь. В дальнейшем возросшая неприязнь к пострадавшему проявляется при общении с ним. Вначале это бывает с трудом сдерживаемая анти­патия, но наступает момент, когда сдержаться уже не уда­ется и раздражение выплескивается непосредственно на голову человека, который ждет поддержки и надеется на помощь. Эти же симптомы могут проявится и в отно­шениях с членами семьи.

Третья стадия «выгорания» считается наиболее серьез­ной, так как в этом случае искажаются представления о ценностях труда, об общечеловеческих ценностях. В отно­шениях с коллегами, близкими чувствуется холод и без­различие. Эмоциональное отношение человека к миру упрощается, и он становится опасно равнодушным ко все­му, даже к собственной жизни. Так, работая в связке, про­фессионал остается невнимательным к собственной безопасности и к безопасности коллег, которых надо стра­ховать, что может привести к трагическим последствиям.

Каждому работающему человеку необходимо время от времени задаваться вопросом: «Какое влияние оказывает на меня моя работа, может быть, у меня появляются из­держки профессиональной деятельности?» Очень важно внимательно относиться к появлению недомогания, пло­хого настроения. Ведь первые признаки негативных про­фессиональных изменений появляются незаметно. Только сам профессионал может своевременно распознать первые признаки деструкции и принять необходимые меры.

Синдром выгорания складывается под воздействием ряда факторов, имеющих субъективный, социально-пси­хологический и объективный характер.

К объективным факторам риска развития выгорания можно отнести следующие:

• Условия труда спасателей и пожарных, характеризу­ющиеся такими специфическими особенностями, как кри­тические температуры окружающей среды, вибрация, шумовой и световой фон, внезапные световые и звуковые сигналы, работа в средствах индивидуальной защиты, по­вышенная физическая нагрузка, неблагоприятное воздей­ствие режимов труда и отдыха.

• Ответственность за жизнь и здоровье людей: нрав­ственная и юридическая ответственность за благополучие пострадавших и коллег. Особенно высока ответственность за здоровье и жизнь человека.

• Эмоционально насыщенные межличностные контак­ты, возникающие в процессе профессиональной деятельно­сти. Пострадавшие в результате ЧС, как правило, находятся в состоянии, характеризующемся снижением критично­сти к своему поведению и к изменениям окружающей среды, снижением способности к целенаправленной дея­тельности, снижением способности вступать в контакт с окружающими. Часто спасатели и пожарные — это те спе­циалисты, которые первыми приходят на помощь постра­давшему и принимают на себя всю тяжесть общения с ним;

• Хроническая напряженная психоэмоциональная дея­тельность: необходимость поддерживать состояние готов­ности во время дежурства, эмоциональная насыщенность переживаний от контактов с телами погибших, информа­ционная неопределенность, дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения.

К социально-психологическим факторам риска разви­тия выгорания можно отнести следующие:

• Социально-экономическая ситуация в регионе. Воз­можность обеспечивать семью, достойное материальное вознаграждение за труд, обеспеченные социальные га­рантии дают возможность профессионалу чувствовать уверенность и восстанавливать ресурсы. Ситуация, когда специалист использует время отдыха на дополнительный заработок, лишает его возможности полноценно восста­навливать силы и повышает риск развития выгорания.

• Имидж профессии и социальная значимость профес­сии, которые определяются, в том числе, отношением ру­ководства города, региона, страны к профессиональной группе и образом типичного представителя этой профес­сии у населения.

Позитивный образ профессионала вызывает доверие у населения, что во многих ситуациях облегчает ведение работ в ЧС. Адекватное понимание представителями ад­министрации любого уровня целей, задач и возможнос­тей профессиональной группы позволяют выстраивать конструктивные отношения, способствующие наиболее эффективному решению поставленных задач. При фор­мировании имиджа профессии высока роль каждого от­дельного специалиста: люди формируют представления на основе собственного опыта. Поэтому неприглядный поступок одного профессионала бросает тень на всех представителей этой профессии. Важна также роль средств массовой информации в формировании имиджа профессии. Нетрудно представить себе состояние про­фессионалов, сделавших все возможное и невозможное для спасения людей, прочитавших статью в газете, ста­вящую под сомнение их профессионализм.

• Дестабилизирующая организация деятельности. Ос­новные ее признаки хорошо известны: нечеткая организа­ция и планирование труда, нехватка оборудования. Плохо структурированная, расплывчатая и противоречивая ин­формация в режиме повседневной деятельности, наличие в ней «бюрократического шума» также является органи­зационным фактором, дестабилизирующим деятельность.

• Неблагополучная психологическая атмосфера про­фессиональной деятельности. Таковая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по верти­кали, в системе «руководитель—подчиненный», и по го­ризонтали, в системе «коллега—коллега».

Среди факторов рабочей среды наиболее важными яв­ляются степень самостоятельности и независимости со­трудника в выполнении своей работы, наличие социальной поддержки от коллег и руководства, а также возможность участвовать в принятии решений, важных для организации.

Безусловно, помимо внешних факторов, способствую­щих развитию синдрома выгорания, существуют и внут­ренние. Именно это группа факторов помогает понять, почему в одной организации один специалист успешно развивается в профессии, а другой не выдерживает и со временем у него формируется профессиональное выгора­ние. К субъективным факторам, обусловливающим эмо­циональное выгорание, относят следующее:

• Склонность к эмоциональной сдержанности. Есте­ственно, эмоциональное выгорание как средство психоло­гической защиты возникает быстрее у тех, кто более эмоционально сдержан. У такого человека эмоциональное напряжение постепенно накапливается, не находя выхо­да. Напротив, формирование симптомов «выгорания» бу­дет проходить медленнее у людей, умеющих отреагировать эмоции безопасным способом.

• Интенсивное восприятие и переживание обстоя­тельств профессиональной деятельности. Данное психоло­гическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Особенно опасным этот фактор является на этапе вхожде­ния в профессию, на этапе адаптации. Довольно часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людь­ми, воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Размышления над случаями, с которыми пришлось столкнуться, уточнение необходимой информа­ции может занять все свободное время специалиста. При этом оставляются «на потом» важные личные дела, отда­ляются близкие и друзья, забывается хобби. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие пострадав­шего вызывают интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоци­ональные ресурсы истощаются, и возникает необходи­мость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль рабо­ты и даже профессию.

Или наблюдается отождествление себя с профессио­нальной ролью. Такие спасатели ощущают себя спасате­лями везде и всегда: не только на работе, но и в общении с семьей, друзьями, выбирая себе в качестве хобби занятия, теснейшим образом связанные с помощью.

• Иррациональные убеждения. Например, убежден­ность в том, что все окружающие должны ценить и уважать труд спасателя и пожарного. Или что главная задача госу­дарственных служащих — заниматься решением служеб­ных и бытовых проблем специалистов экстремального профиля.

• Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профес­сиональной деятельности. Часто специалист считает, что проявлять соучастие и сопереживание коллегам и постра­давшим не является необходимым. И тогда профессионал не чувствует разницы между спасением человека и спасе­нием имущества. В конце концов, подобная установка при­водит не только к развитию синдрома выгорания, но к личностным изменениям: человек становится равнодуш­ным, черствым, а иногда безжалостным.

Подчас, считая необходимым эмоционально откли­каться, сопереживать, специалист не умеет получать «воз­награждение», поощрять себя за проявленную чуткость, получать удовлетворение от этой части своей работы. Си­стему самооценок он поддерживает иными средствами — материальными или формальными показателями дости­жений. И со временем эмоциональная отдача перестает казаться необходимой в профессиональной деятельности.

• Нравственные дефекты и дезориентация личности. Нравственные дефекты обусловлены неспособностью включать во взаимодействие с коллегами и пострадавши­ми такие моральные категории, как совесть, добродетель, порядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности. Нравственная дезориентация вызывается неумением отличать добро от зла, благо от вреда, наноси­мого личности.

• Трудоголизм. Одним из факторов риска развития синдрома выгорания является трудоголизм. Однако при­чины, порождающие это явление, могут быть разными. В группу риска развития выгорания попадают трудоголи­ки, ориентированные на процесс, а не на результат, зацик­ленные на работе. Такие трудоголики не умеют поощрять себя за успешно решенные профессиональные задачи. У них отмечается низкое качество жизни, выражены забо­левания и расстройства, связанные с работой. Часто тру­доголизм — форма защиты от неблагополучия в другой сфере жизни, например, в семейной жизни.

• Количество изменений в жизни за текущий период. Много перемен в жизни, даже позитивных, происходящих одновременно, сужают «зону стабильности». Например, рождение ребенка, получение новой квартиры, повыше­ние в должности за короткий период времени значитель­но повышают риск развития синдрома выгорания.

Синдром выгорания подробно описан в концепции эмоционального выгорания В.В. Бойко (1996). С точки зрения автора, эмоциональное выгорание — динамичес­кий процесс, возникающий поэтапно, в полном соответ­ствии с механизмом развития стресса и состоящий из трех фаз: фазы напряжения, резистенции и истощения.

Каждой фазе соответствуют отдельные признаки или симптомы развивающегося синдрома эмоционального выгорания. Нервное напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоцио­нального выгорания. Нарастание напряжения обусловли­вается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Фаза напряжения включает следующие симптомы:

1. Симптом «переживания психотравмирующих обсто­ятельств». Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной дея­тельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек активно реагирует на обстоятельства професси­ональной деятельности, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразре­шимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

Важно подчеркнуть, что все профессионалы сталкива­ются со схожими психотравмирующими обстоятельства­ми. Однако часть специалистов умеют переработать ситуацию, найти то позитивное, что заключено в этих об­стоятельствах, определить возможности, которые заклю­чены в них. В этом случае специалист находит ресурс, дающий силы развиваться в профессии дальше. Необхо­димо отметить, что ресурс, подходящий для одного чело­века, может не являться ресурсом для другого. Поэтому работа по нахождению ресурса — внутренняя, индивидуальная. Один из приемов нахождения ресурса — это рас­ширение контекста ситуации (рис. 7).

2. Симптом «неудовлетворенности собой». В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недо­вольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Возникает замкнутый контур «Я и обстоятельства». Впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельно­сти. В развитии этого симптома особое значение имеют субъективные факторы, способствующие появлению про­фессиональных деструкции.

3. Симптом «загнанности в клетку». Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением разви­вающегося стресса. В таких случаях часто можно услы­шать: «Неужели это не имеет пределов», «Нет сил с этим бороться», «Я чувствую безысходность ситуации».

4. Симптом «тревоги и депрессии». Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо ослож­ненных обстоятельствах, побуждающих к эмоционально­му выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порожда­ют мощные переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности или месте работы.

Вычленение фазы резистенции в самостоятельную весь­ма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного на­пряжения. Формирование фазы резистенции происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного реагирования». Этот симптом — несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное эмоциональное избирательное реагирование. В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке взаимодействия с партнерами, с использованием ограниченного спектра эмоций невысокой интенсивности — сдержанных реакций на сильные раздражители, лаконичных форм выражения несогласия, отсутствия категоричности, грубости.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным — уделю внимание данному партнеру, будет на­строение — откликнусь на его состояния и потребности.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориента­ции». Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, профессионал защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «Это не тот случай, чтобы пережи­вать», «Такие люди не заслуживают доброго отношения», «Таким нельзя сочувствовать», «Почему я должен за всех волноваться?». Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о развивающейся профессиональной де­формации.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Такое проявление эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профес­сиональной области — в общении с родными, приятелями и знакомыми. Часто именно семья и близкие люди стано­вятся первой «жертвой» эмоционального выгорания.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Термин редукция означает упрощение. В профессиональ­ной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Появление этого симптома сопровождается более частыми опозданиями на работу, более частыми заболева­ниями, длительными перерывами и т.д.

Фаза истощения характеризуется более или менее вы­раженным падением общего энергетического тонуса и ос­лаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибу­том личности.

1. Симптом «эмоционального дефицита». К професси­оналу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состо­янии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуж­дать усиливать интеллектуальную, волевую и нравствен­ную отдачу.

2. Симптом «эмоциональной отстраненности». Лич­ность почти полностью исключает эмоции из сферы про­фессиональной деятельности. Реагирование без чувств и эмоций — наиболее яркий симптом «выгорания». Он сви­детельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнерам. Особенно опасна демонстра­тивная форма эмоциональной отстраненности, когда про­фессионал всем своим видом демонстрирует безразличие и неприязнь к людям.

3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсона­лизации». Проявляется в широком диапазоне умонастрое­ний и поступков профессионала в процессе общения.

Человек, которому помогает специалист, воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуля­ций — с ним приходится что-то делать. Наиболее выражен­ная форма этого симптома: «ненавижу...», «презираю...», «взять бы автомат и всех...». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями лич­ности, с неврозоподобными или психопатическими со­стояниями. Выраженная симптоматика является противо­показанием к профессиональной деятельности в помога­ющих профессиях.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптом проявляется на уровне физическо­го и психического самочувствия. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, про­воцирует отклонения в соматических или психических со­стояниях. Порой даже мысль о работе вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство стра­ха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Наличие этого симптома свидетельствует о том, что психологичес­кая защита — «выгорание» — самостоятельно уже не справляется с нагрузками.

Выводы

Таким образом, эмоциональное выгорание приобрета­ется в процессе профессиональной деятельности специа­листа и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций. «Выгорание» отчасти функ­циональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать ресурсы. В то же вре­мя, синдром выгорания негативно сказывается в сфере профессиональной деятельности, в сфере межличностных отношений, в сфере соматического здоровья.

Эмоциональное выгорание представляет собой само­стоятельное явление, отличное от психических состояний, возникающих в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия) (Орел, 1999). Стресс и выгорание — это хотя и родственные, но относительно самостоятельные явления. Различие между стрессом и выгоранием состоит, прежде всего, в длительности процесса. Выгорание пред­ставляет собой длительный, «растянутый», «накопленный» во времени стресс. Другим различием между стрессом и выгоранием является степень их распространенности. В отличие от стресса, возникающего в бесчисленном мно­жестве ситуаций (например, война, стихийные бедствия, болезнь, безработица, различные ситуации на работе), выгорание проявляется в связи с профессиональной дея­тельностью. Стресс не обязательно приводит к выгоранию. Подавляющее число профессионалов способны прекрас­но работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима.

Некоторые исследователи связывают выгорание с деп­рессией и разочарованием в работе. Действительно, эти понятия могут быть тесно связаны друг с другом. Однако депрессия более универсальна, а выгорание проявляется только в связи с профессиональной деятельностью. Ис­следования связи депрессии и составляющих выгорания показывают наличие тесной корреляции депрессии и эмо­ционального истощения (там же).

Существенное различие между выгоранием и утомлени­ем заключается в том, что при утомлении специалист мо­жет достаточно быстро восстановиться, а при выгорании — нет. Специалисты так же отмечают существенную разницу в субъективных ощущениях эмоционального истощения при эмоциональном выгорании и обычного состояния утом­ления. Кроме того, эмоциональное выгорание, как прави­ло, сопровождается ощущением безысходности, отсутствия перспективы, в отличие от состояния утомления.

Часто говорят, что «выгорание — плата за сочувствие». Более глубокое изучение этой проблемы свидетельствует о том, что выгорание — плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания. Действи­тельно, лица с высокой степенью выгорания имеют нега­тивные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности. Напри­мер, «отчаяние из-за отсутствия результата», «работа впу­стую», «недооценка руководством» приводят к утрате смысла профессиональной деятельности.

В тесной связи с понятием профессионального выго­рания находятся и меры по профилактике нарушений про­фессионального развития и эмоционального выгорания. Конечно, в любой профессии можно встретить специали­стов, которые полноценно приспосабливаются к любым условиям профессиональной деятельности без каких-либо признаков эмоционального выгорания. Однако в профес­сиях экстремального профиля, к которым относятся спа­сатели и пожарные, сохранение профессионального здоровья предполагает обязательное обращение к систе­ме профилактики профессиональных деструкции.

Вопросы и задания к главе 11:

1. Приведите пример нарушения профессионального развития.

2. Приведите пример биографии профессионала, дос­тигшего этапа наставничества.

3. Перечислите этапы профессионального становле­ния личности.

4. Перечислите ряд профессионально важных качеств спасателей и пожарных.

5. Приведите пример профессионала (из литературных источников или из собственного опыта), у которого сфор­мировался синдром выгорания.

6. В чем отличия симптома эмоционального выгора­ния «неадекватное эмоциональное реагирование» от раз­дражения?

7. Перечислите, на какие сферы может оказывать не­гативное влияние сформировавшийся синдром эмоцио­нального выгорания у специалиста.

Глава 12. ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ

Вопросы, рассматриваемые в главе:

Профилактика синдрома профессионального выгорания Система профилактики профессиональных деструкции Методы и приемы саморегуляции Концепция «заботы о себе»

При чтении литературы, посвященной проблеме синд­рома выгорания, может возникнуть впечатление, что это неизбежный итог профессиональной деятельности. Одна­ко это далеко не так.

В меньшей степени подвержены выгоранию те специ­алисты, которые оценивают свою работу как стабильную и привлекательную, предполагающую возможность про­фессионального и личностного роста; имеют высокую удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспек­тах, разнообразные интересы, перспективные жизненные планы. По типу жизненной установки такие люди оптими­стичны и жизнерадостны; успешно преодолевают жизнен­ные невзгоды и возрастные кризисы; сохраняют актив­ность жизненной позиции; обладают высоким творческим потенциалом и достаточно общительны.

Меньший риск выгорания у тех, кто получает сильную и надежную социальную, профессиональную поддержку, располагает кругом надежных друзей и содействием со сто­роны семьи и использует нестандартные способы решения жизненных и профессиональных вопросов (Гримак, 1991).

Реже выгорание встречается у тех, кто работает в орга­низациях с сильным корпоративным духом, с преоблада­нием «клановой» организационной культуры.

Риск выгорания снижается при высокой профессиональ­ной компетентности и высоком социальном интеллекте. Чем они выше, тем меньше риск неэффективных коммуника­ций, значительнее вариативность в ситуациях межличност­ного взаимодействия и, как следствие, меньше пресыщение и утомление в ситуациях межличностных контактов. Раз­витие творческого потенциала — один из эффективных спо­собов противостоять развитию синдрома выгорания.

Риск развития профессионального выгорания опреде­ляется «зоной





Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 368; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10326 - | 7631 - или читать все...

Читайте также:

 

3.233.219.101 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.038 сек.