Воспитание и самовоспитание воли в подростковом и старшем школьном возрасте

В старшем школьном возрасте интенсивно развиваются моральные силы человека, формируется его духовный облик, определяются черты характера, происходит становление мировоззрения.

На развитие личности в старшем школьном возрасте решающее влияние оказывает изменение положения учащегося в школе, семье, в системе общественных отношений.

Все дело в том, что изменяется характер деятельности учащегося. Деятельность школьника-подростка в основном учебная и ограничена рамками школы. Иное дело — старший школьник. Общественная деятельность его часто выходит за рамки школы; в школе он выполняет организаторские, руководящие и воспитательные функции. Ясно, что положение его в обществе резко меняется и влияет решающим образом на становление личности. Под этим влиянием происходит глубокий процесс идейного становления личности, ее самоопределение. Руководство взрослых в этот период развития личности не только не снимается, но оно совершенно необходимо. Однако важно, чтобы это руководство было очень тактичным, умелым. Формы воздействия на школьника старшего возраста должны быть совершенно новыми по сравнению с формами воздействия на предыдущих этапах развития личности.

Однако нужно помнить, что иногда старшие школьники, как и подростки, скептически относятся к возможностям воспитания и самовоспитания. Изучая физиологию, генетическую теорию, некоторые юноши и девушки приходят к выводу, что многое в организме и психике человека является врожденным. Отсюда возникает в отдельных случаях совершенно безразличное отношение к вопросам самовоспитания.

Возникновение потребности в самовоспитании - одна из самых ярких возрастных особенностей подростков. Уровень развития мышления, воли в этот период формирования личности, активно действующей в направлении самоутверждения, позволяет открыть подростку «волшебную» силу воли в этой ответственной и значительной для него деятельности. Возникнув стихийно, чаще как порыв, потребность совершенствовать себя находит удовлетворение в мальчишеских коллективах, в рискованных состязаниях в смелости, доказываемой и демонстрируемой прыжками с крыш, с подножек поездов и т.д., или в упрямстве, выводящем из «равновесия» и родителей, и учителей.

Во всех этих случаях естественная и положительная потребность в самосовершенствовании характера выливается в нежелательные для воспитания виды активности подростков. С другой стороны, хорошо известно также, что педагогически управляемое самовоспитание, начинающееся с мечты, с интереса, превращается постепенно в важнейший факт развития личности. Самовоспитание может быть разным по содержанию (умственное, физическое, волевое, нравственное и т.д.) в зависимости от установки личности, создаваемом в процессе воспитания.

Доказано также, что по своей сущности самовоспитание является волевым процессом.

Существует два аспекта воли в самовоспитании? влияние воспитания на формирование воли и воздействие воли на самовоспитание. Самовоспитание воли и волевую сторону самовоспитания объединяет процесс достижения. Говоря о волевом самовоспитании подростков, имеется в виду направленность его на развитие и формирование волевых качеств.

Как показал ряд исследований, раньше и охотнее всего подростки начинают заниматься волевым самовоспитанием. Оно вытекает из складывающейся установки на самоутверждение, для чего надо быть самостоятельным, смелым, настойчивым и т.д. Это не значит, конечно, что школьники этого возраста не хотят быть умными, сильными или что всякое другое самовоспитание является «не волевым». Подростки на основании личного опыта, знаний о людях и жизни, личных самонаблюдений приходят к правильной оценке воли как средства к достижению целей, как такого качества, которое определяет успех.

Воля расценивается как средство. Существует 6 специфических функций воли в процессе самовоспитания.

Подавляющее большинство учащихся рассматривают волевые качества как основу для активной и плодотворной жизни, ориентируются на выработку их у себя. К этому подростка подводят и его социальное положение, и предъявляемые к нему требования. Однако сама но себе ценностная ориентация на волевые качества, как показало наше исследование, не является еще показателем такого уровня психологической готовности к самовоспитанию, который выражается в осознанной, мотивированной потребности в самовоспитании воли.

Потребность во внешних впечатлениях является движущей в развитии психики, она питает знания и представления, воображение и желания, интересы и потребности ребенка.

Очень рано на основе этой потребности развивается другая? внешнее подражание своеобразию поведения и деятельности людей.

Но и эта вторая потребность (один из наиболее устойчивых и ранних механизмов психической деятельности) претерпевает глубокие изменения в подростковом возрасте. Потребность в подражании, удовлетворяемая внешним «копированием» взрослых, перерастает в очень стойкую установку на отбор комплекса наиболее ценных качеств, имеющихся у взрослых, то есть, наряду с дифференциацией (не вообще подражать взрослому, а каким-то его особенностям), отмечается интеграция ее (не просто внешне подражать взрослому, а повторять его «сущность», становиться взрослым). Это качественное изменение потребности подражать приводит к формированию потребности в самовоспитании как специальной деятельности.

Избирательность отношения к волевым качествам взрослых завершается формированием идеала. Сопоставление «Я» с идеалом на основе моральных знаний и оценок, желаний и установок под воздействием воспитателей доводится до высшей ступени внутренней активности личности? до потребности в самовоспитании. Это уже сознательная активная деятельность по развитию собственной личности. Хотя в следовании идеалу продолжают иметь определенное место и копирование, и подражание, осуществляются они на основе качественно новой потребности, осознанной необходимости двинуться вперед в своем развитии. И именно на этом этапе развития личности необходимо умелое, педагогически грамотное руководство самовоспитанием со стороны учителей и родителей.

Однако, когда речь идет о педагогическом руководстве процессом самовоспитания, не менее важным становится другой аспект? специфика процесса самовоспитания, определяющая формы и методы педагогического воздействия.

Успех протекания самовоспитания в значительной мере определяется не только отношением к нему ученика, но и отношением к нему воспитателей, взрослых людей. Практика показывает, что пока существует неправомерная недооценка самовоспитания, остается низкой и эффективность воспитания. Перенос в систему личных ценностей того, что узнает ребенок (нормы морали и этики, оценка поступков, знаний и т.д.), происходит при таком обязательном условии, как поддержка взрослых авторитетных людей, подкрепление ценностей ориентации подростка со стороны учителей, родителей, старших братьев и сестер и т.д. Следовательно, рассмотрение вопроса о побуждении подростка к самовоспитанию должно идти по двум аспектам взаимосвязи с целостным процессом воспитания: готовность подростков к самовоспитанию и готовность воспитателей к педагогически правильному руководству самовоспитанием ребенка.

Под первым надо понимать передачу детям необходимых знаний о воле и самовоспитании, целенаправленную воспитательную работу в школе и семье (которая подводила бы к осознанию необходимости самовоспитания), создание положительного эмоционального отношения подростков к самовоспитанию, развитие активности, выражающейся в выработке индивидуальной программы самовоспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: