Особенности личности и общения старшеклассника

Старший школьный возраст - это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В отличие от подростков юноши гораздо более обеспокоены формированием собственных убеждений, развитием философского мировоззрения.

В связи с необходимостью самоопределения возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего.

В старших классах учащиеся, усваивая теоретические основы учебных дисциплин, систематизируют, обобщают знания, устанавливают межпредметные связи, что способствует формированию у учащихся:

- обобщенной и систематизированной научной картины мира

- научного мировоззрения.

Старший школьный возраст - это возраст формирования собственных взглядов и отношений. Если подростки проявляют самостоятельность в делах и поступках, то старшие школьники считают проявлением самостоятельности собственные взгляды, оценки, мнение.

Стремление самому во всем разобраться способствует формированию нравственных взглядов и убеждений. Хотя порой они могут быть ошибочными из-за недостатка жизненного опыта.

Характерная особенность личности старшеклассников - рост его самосознания. Старшие школьники систематизируют и обобщают знания о себе. Мир собственных чувств, желаний, мыслей становится предметом внимания их внимания. Они стремятся разобраться в своем характере. Уровень самосознания определяет и уровень требований к окружающим людям и к самому себе. Они становятся более самокритичными. Больше требований предъявляют к моральным качествам человека (подростки - к волевым качествам). Причем в этом случае проявляются половые различия: девушки предъявляют больше требований к моральным качествам.

Составляющей самосознания является и самооценка. Оценка группы мало влияет на самооценку старшеклассника. При этом, оценивая товарищей, он порой завышает, а у себя занижает качества личности. Говоря о себе, старший школьник чаще останавливается на своих недостатках, реже - на добродетелях. При этом речь обычно идет о качествах, которые важны для установления контактов с другими людьми.

Центральным психологическим процессом развития самосознания в ранней юности является формирование личной идентичности - чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.

Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие своего внутреннего мира.

Обретая способность погружаться в себя, свои переживания, юноша заново открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки. Эмоции становятся состоянием собственного «Я».

Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в тишине природы, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос, не заглушенный суетливой будничной повседневностью.

Стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. Эта потребность у них значительно выше, чем в других возрастах. В юности возникает много проблем, которые со сверстниками решить невозможно. Им не хватает жизненного опыта. И тогда на помощь приходят взрослые. Но старшие школьники не всегда готовы выполнять их советы и рекомендации.

Таким образом, формирование мировоззрения, самостоятельности суждений, повышенные требования к моральному облику человека, формирование адекватной самооценки, стремление к самовоспитанию - основные новообразования в личности старшего школьника.




double arrow
Сейчас читают про: