ГЛАВА 4. Тонкая анатомия тела

[30а] Зятем, после разъяснения пропорций телу, риши Мудрость Познания сказал такую речь.

— О! - воззвал он, - великий риши Рожденнын-из-ума вместе с соратниками, слушайте, воспринимайте!

Завершив описание принципов формирования (тела) и описание пропорций - (двух) из семи пунктов наставлений о существовании созданного (составного) тела, теперь следующим образом изложим в этой главе третий пункт — анатомию тела.

Она описывается по четырем пунктам, известным как

(1) Количественная характеристика — учение об анатомии составляющих организма.

(2) Связь - учение об анатомии каналов.

(3) Уязвимость - учение об анатомии опор (болезней).

(4) Путеводы - учение об анатомии отверстий (тела).

(Первое). Так называемая количественная характеристика (учитывает) величину рупа-формы.

Старость, юность и другие (возрасты) имеют свои болезни, (свои характеристики) составляющих и нечистот; норма их функционирования (наблюдается) у человека в расцвете сил. При переходе от зрелости к старости ветер и прочие (энергии) отклоняются от нормы, в сторону увеличения, остальные же составляющие организма по большей части отклоняются в сторону уменьшения. У ребенка зубы, семя и некоторые другие (части) не соответствуют норме (в силу неразвитости).

Тело во время болезни рассматривается с учетом увеличения, уменьшения, возмущения соответствующего компонента (трех «виновников», семи составляющих, трех нечистот) каждого.

Так, чтобы привести в действие все вышеизложенное, (в сочинении) «Лучи луны» (сказано):

«То, что названо горстью и пригоршней, измеряется по величине меры собственной руки. Что касается меры, обозначенной словом лян, то (мера) в четыре ляна и два ляна не применяется, потому что для этого есть свои (единицы измерения).

Из перечисленного горсть — это то, что получается при соединении двух ладоней; пригоршня — это то, что можно поместить в ладонь одной руки».

[30б] Для дальнейшего разъяснения в собственного коментарии (автора к своему сочинению сказано):

«Мера горсти такова - в одной пригоршне два ляна, в одной горсти четыре ляна. Утверждают, что описанные выше меры относятся к обычному небольному человеку, а при неуравновешенных элементах (земли, воды, огня, дерева, жеза) они неприемлемы.

- Такого разъяснение. Если это не так, то ученик опровергает учителя, и учитель не знает соответствующего значения (терминоз) и допускает и иные погрешности.

Об этом наставник сказал:

«Находящиеся в теле костный мозг, сало, жир, моча, желчь, слшь. кал, кровь, питательный сок, вода — каждое измеряется горстью; тонкое семя, мозговая оболочка, семенная жидкость - каждого по пригоршне».

В «Лучах луны» дано такое же (описание), как и в авторском комментарии:

«Телесные (субстанции) от костного мозга и до воды все измеряются горстью каждая. Так, костный мозг в полгорсти, сало - две горсти, жир — три горсти, моча — четыре горсти, желчь — пять горстей, слизь — шесть, кал — семь, кровь — восемь, питательный сок — девять, вода — десять».

А также: «Тонкого семени и других — всей троицы — каждого соответственно имеется по пригоршне. Так утверждаю я, наставник».

Также е авторском комментарии сказано:

«В этом случае вода значит желтая вода, а мозговая оболочка означает кровяной костный мозг».

Однако практика (показывает, что данные характеристики) не совпадают с описанными в этих книгах. Так, в частности, количественные характеристики желчи и слизи сказываются намного больше, и поэтому я не могу своего несогласия (с цитируемыми сочинениями).

(Итак), болезненные основы, составляющие организма и нечистоты.

Что касается первого из перечисленных, то ветер имеет следующую количественную характеристику — по величине собственного мочевого пузыря; подобным же образом количественная характеристика желчи — poenis собственного тайного места человека; количественная характеристика слизи - три собственных горсти. [31а] Таково их содержание.

Количественная характеристика крови и кала—по семь горстей.

Количественная характеристика мочи и желтой воды — по четыре горсти.

Количественная характеристика жира и сала — по две горсти.

Количественная характеристика тонкого семени мужского и женского тела и белого мужского семени — по одной пригоршне.

Количественная характеристика мозга — одна собственная горсть.

Количественная характеристика мяса у мужчины — 500 мер ладони, у женщины сверх того 10 на бедрах и 10 на груди, итого превышает на 20 мер ладони. Здесь, однако, в «Восьмичленной» (тантре) не сказано о том, что грудное молоко женщины составляет две горсти и месячные выделения четыре горсти. Таким образом, у женщин белых и красных элементов на это количество больше. Поэтому-то говорят, что у них вообще (особенности) возраста, величина рупа-формы, продолжительность жизни и пр. имеют прямую зависимость от указанных факторов...

[33а] (Второе.) Теперь опишем связь — учение об анатомии каналов

По общей классификации каналы подразделяются на три вида в силу (наличия различных) базисов.

По количеству различают 1072, затем 72000, от них же еще отходят 13,5 миллионов.

Короче, это тело не является однородной массой, но пребывает как некое целое, будучи пронизано решеткой или клубком каналов.

В «Ваджрамале» говорится: «1024 — это (каналы) нисхождения «луны» по генезису Лаланы, (еще) 1024 — это (каналы) нисхождения «солнца» по генезису Расаны, (Затем еще) 1024 — это (каналы) движения ветра по генезису Авадхути».

— Это, а также:

«Согласно совокупному смыслу (сочинения) «Зародыш радости», по четырем сторонам тела находятся пять каналов и по десяти ответвлений их, на каждом по сто ветвей. Всего же каналов имеется 80 000. Они наполнены восемьюдесятью тысячами «червей» и нечистыми вещами».

— А также:

«Согласно совокупному смыслу Калачакра (тантры), от них расходится 13,5 миллионов тонких каналов, формирующих поры (на теле)».

— А также:

«Зная так сущность каналов, познаешь сущность организма».

Эти и другие (каналы) имеют огромное значение, и их количество выходит за пределы понимания. Здесь же, в высшем разделе науки врачевания, [33б] описываются четыре вида каналов:

(1) каналы формирующие,

(2) каналы бытия,

(3) каналы связи,

(4) содержащие жизнь каналы всех начал.

Если по существу говорить в медицине об Авадхути, Лалане и Расане с их окружением в соответствии с тем, как они описаны в разделе тантр, то (мы увидим, что) колесница плода тайной тантры сама здесь допускает неточности и колебания, ведь скрытые свойства прежними поколениями по большей части применялись для целей созерцания, а в обычном теле, утверждалось, их нет; если же и есть, то в теле умершего они непосредственно не обнаруживаются. Так и каналы, (понимаемые только в смысле пульсаций), и бинду, являясь опорой мысли и наличествуя у живого, со смертью вместе с сознанием исчезают, говорят, подобно радуге осенью — именно такие безрассудные глупые слова приводятся в Калачакратантре, в тантре все объединяющей Махайоги и других.

Подобно тому, как мы говорим о грубых опорах, следует говорить и о тонких опорах, как о двух сторонах одного и того же; так, канал жизни или Авадхути — все это изначально по сути имеет грубое формирующее содержание.

Формирующие каналы суть три, расходящиеся от пупа. Это (рассматривается) следующим образом.

О способе привязки, мере пальцев и т. д. в отношении пупочной верхней части Авадхути отошлем к описанному выше во второй главе. То же можно сказать в отношении взятых по порядку Лаланы, Расаны и нижней части Авадхути.

Пульсация, порождающая слизь и т. п. — это движущая дхату воды Лалана; пульсации, порождающие желчь и другие (ее корреляты) — это движущая дхату огня Расана; пульсация, порождающая ветер и т. д. — это канал, в котором наличествует дхату ветра, это нижняя часть Авадхути ниже пупа.

Нижние концы Расаны и Лаланы, имея опору в энергии, порождают ее в трех концах каналов выше и ниже пупа. Это соответствует мнению, изложенному в Шри-Калачакре.

Согласно Адибудде, «они суть три конца (направленные) вниз. Подобным же образом три конца (направлены) вверх. Верхушка Раху находится и центре, верхушка солнца справа, я верхушка луны слева. (По ним) вода, огонь1 и пространство-ветер через правый, левый и центральный нижние концы движут кал, мочу и семя. Каналы эти подобны связанным звеньям цепи, они имеют природу трех путем очищения в длину и вниз». Так сказано (в Шрикалачнкрачангре). А в большом комментарии (на нее) говорится:

«Проводники нектара — это каналы, связанные в цепочку. Из них каналы нектара — это лобные каналы. Здесь проводники - то есть проводники нектара — это Лалана. и Авадхути. Они же, будучи связаны цепочкой и образуя три пути между сердцем и пупом, идут, пронизывая центр сердца, соединяясь с Авадхутн. Лалана и Расана движутся по левому и правому крыльям. Затем между сердцем и горлом движутся, вновь образуя три пути.

Подобным же образом между горлом и лбом – три пути, и между лбом и ушницей – три пути, составляя, таким образом, четыре (отрезка) по три пути.

В главе о болезнях говорится, что Лалана проходит через отверстие левой ноздри в другие места, расходясь в 12 концов, расана - через правое (отверстие), Аватхуди идет через обе ноздри вместе.

Подобным же образом и внизу, обрязуя от пупа к тайному месту. [34б] они проходят через промежуток между калом и мочой. Это каналы, сворачивающиеся в середине тайного лотоса-падмы.

Внизу тайного лотоса через середину его проходит канал кала; в мужском и женском половом органе слева проходит канал мочи, справа канал семени.

Таким образом, если объединить все виды каналов, они группируются в три — каналы ветра, каналы крови, каналы воды. Из них же каналы ветра единственно от Авадхути, каналы крови от Расаны и каналы воды только от Лаланы расходятся и обладают способностью (проводить соответствующие энергии).

Но от чего же считать расходящимися каналы смешанных ветра и крови? - Все эти три пульсирующих канала — Расана, Лалана, Авадхути—собравшись в корне сердца, силою промежутка, в котором функционирует подверженный сквернам ум, заставляют пульсировать сердце, и по этой причине в сердце и во всех соединивших принцип (этой пульсации) каналах движутся, соединившись, ветер и кровь, и каналы пульсируют. Таковы грубые характеристики этих каналов.

У этого тела при зачатий в матке все каналы вначале суть только формирующие каналы; от этих каналов, (сконцентрированных) в середине пупа, отходят три бесподобных острия.

Из этитх так разветвляющихся каналов первый — это некий движитель базиса воды-луны, проходящий по левой стороне тела и связующей сердце, горло и макушку по центрам чакр, а и других (местах), разветвлениями опираясь на этот идущий вверх белый канал, (ветви канала) формируют мозг, и по причине того, что мозг активизирует омраченность - слизь, в силу условия их совместной деятельности, эта омраченность, опираясь на мозг, локализуется и проявляется (там).

Глупость, тяжкая темнота и пр., ибо они по большей части проявляются в голове, [35а] порождают из этой омраченности слизь и осуществляют локализацию в верхней части тела причин, условии и результатов.

Подобным же образом второй из этих трех каналов — что некий движитель базы крови-огня, он в середине тела в обширной области печени втыкается во вбирающий питательный сок канал. Его ветвь, доходя до десятого позвонка и опираясь на него, возбуждает черный канал жизни с его ответвлениями. (Здесь) кровь активизирует гнев и желчь, и в силу условия их совместной деятельности этот гнев, опираясь на черный канал жизни и кровь, локализуется там; от этого гнева рождается желчь, вследствие чего в середине тела локализуются причины, условия и результаты, и гнев, когда он внезапно возникает, производит возмущение в средней части тела, где он рождается и проявляется. Структурно этот протыкающий середину тела красный канал соединяет центры чакр сердца, горла и макушки, в другие же места он идет, разветвляясь.

Затем третий из этих каналов. Это некий движитель базы ветра — мудрости. В направлении выхода дыхания из тела он идет вверх, как это описано выше. Его одно острие пронизывает нижнюю часть тела, там вследствие движения базы блаженства возбуждается тайное место, и семя активизирует страсть и ветер. В силу условия их совместной деятельности страсть проявляется, локализуясь в тайном месте мужчины и женщины. Так как из этого рождается ветер, он локализуется в нижней части тела вместе с причинами, условиями и результатами. Эта сущность [35б] именно в силу своей локализации и активности так мощно проявляется.

Далее. Понятие существовании, когда речь идет о некоторых сущностях, имеет смысл пребывания. Это подобно тому, например, как землю, где постоянно пребывает царь, называют царством2.

Также и здесь - в тех случаях, когда нужно указать на места опоры всех каналов, происходящих от органов чувств, шести групп сознания, скандх тела, мужских и женских органов, указывают, что разделенные на четыре группы большие каналы опираются на мозг и т. д. - здесь (опираются) употреблено в смысле локализуются.

Поэтому у всех чакр, центр которых создается локализацией в них Авадхути, Лаланы и Расаны, по четырем сторонам от Авадхути отходят по четыре ответвления канала, совпадающие со спицами (чакр), а вверх и вниз от Расаны и Лаланы отходит по 10 ответвлений (этих каналов). На каждой чакре находится по 24 больших ответвления каналов, и затем у Расаны и Лаланы на каждом из двадцати отходящих (ответвлений) имеется по 20 (ответвлений), а на четырех отходящих от Авадхути (ветвях) свернуто по 25 ответвлений, и каждая чакра, вместе с пятьюстами пятьюдесятью тонкими каналами на ней, осуществляет деяния по поддержке тела над нею, под нею, в месте ее нахождения и удерживает болезненные основы (в здоровом балансе). —Так сказано.

Также в «Ваджрамале» сказано:

«8 расходятся в 64. Они свисают сверху вниз и, вновь собравшись, так пребывают».

Это истинное разъяснение (в отношении) сердца и энергии. Что касается других чакр, то следует говорить о четырех или шести чакрах, которые описываются в разделе тантр (колесницы) тайной тантры; и хотя они описываются так же, [З6а] изложение идет секретными словами.

Чтобы обозначить большие каналы бытия в этом теле, называют четыре или пять (их групп), и они таковы:

(1) Двадцать четыре канала, поддерживающие индрии глаза и других (органов чувств), форму и другие (корреляты) объектов (этих чувств), они на основе пяти отдельных ветров окружают закручивающийся в мозг подобный царю канал и (сами) окружены пятьюстами мелкими каналами.

(2) Во время привлечения шести чакр, если считать чакры горла и ушниши3 несвязанными, чакра ушниши, полагаемая корнем ушниши Татхагат, как о ней говорилось, не пребывает, как о ней говорят, в пространстве созревания не принадлежащего (ей) содержания, но относится к середине головной чакры великого блаженства, а горловая чакра не относится к наслаждению шестью вкусами. Агенты, порождающие составляющие тела, как имеющие малые значения, рассматриваются не в их предметной подлинности, а как показатели энергий.

Канал, осуществляющий наслаждение вкусом принятой нищи, окружен в горле пятьюстами мелкими каналами бытия. Это можно понять, если ухватить смысл.

(3) Подобным же образом, вера в «я», память и другие надстройки, проясняя индрии, наличествуют как 24 канала, порождающие 6 групп сознания, они окружают пребывающий подобно царю канал, известный как канал благого ума. Они окружены пятьюстами мелкими каналами.

Утверждают, что от (канала), называемого (каналом) благого ума, вперед направлен красный канал течения сознания пяти входов (органов чувств); желтый канал течения сознания-вместилища направлен в правую сторону; синий канал течения сознания идейного [36б] направлен в левую сторону; зеленый канал движения загрязненного ума направлен назад.

(4) 24 канала, возбуждающие и распространяющие в три верхних предела сами скандхи тела каждого (человека), окружают подобный царю канал, удерживающий середину пупа в зависимости от извержения ч удержания семени. Они окружены пятьюстами мелкими каналами.

(5) 24 канапа, неустанно порождающие и умножающие продолжателей рода - детей и внуков - окружают подобный царю канал, отмеченный знаком полового признака в опоре базы блаженства. Они окружены пятьюстами мелкими каналами.

Вышеприведенное описание сделано грубо. Точное число и названия ответвлений каналов разъяснено в Калачакре и в соответствующих разделах других тантр.

При исполнении функций всех баз находящихся выше, ниже и в середине пупа грубых и тонких каналов пяти чакр вместе с горловой осуществляется во всем объеме связь (всего организма, что удерживает от несвоевременного распада части тела, (опоры) болезней, составляющие, нечистоты и все другие (компоненты), сколько их есть. Каналы, связанные с Расаной и Лаланой с силу внутреннего движения белой и красной баз, бывают в основном белыми и черными. Затем идет черный канал жизни, являющийся основой, производящей все ответвления кровеносных каналов; этот канал жизни, порождаемый Расаной через канал печени, имеет содержание пульсаций, осуществляющих богащение мяса и крови. По сути он наполнен только кровью, [37а] черного цвета, по толщине похож на бамбуковую стрелу средних размеров. Он находится над тринадцатым позвонком, под горловой полостью, внутри спины, подобно помещенному в середину (спины) стволу. От него к ногам, рукам и горлу подобно отходящим вверх ветвям идут 24 больших канала, обогающих мясо и кровь...

[44а]/ Йогам известны знаки удлинения, уменьшения жизни и прочие по (движениям) ветров; с опорой на это проведено и настоящее исследование.

Исходя из этого, части «жизни» (тиб. срог) дано название пульсации времени жизни (тиб. цхэ), она с дыханием от кончика носа выходит на 16 пальцев и затем вновь входит внутрь. Другая (часть) известна в мире как заблудившийся принцип жизни (тиб. бла). Постоянно проходя через множество водных нитей рук, (эта часть жизни) заблуждается и выходит наружу. Что касается третьей (части жизни), она, если собрать то, что (о ней сказано) в разделе тантр и других (источниках), находится в основе (всего проявления жизни) и, являя необходимую пульсацию в природе собственной длительности, равна принципу жизни (как таковому); не останавливаемый подобно выше упомянутому заблудшему, (этот принцип жизни) охватывает все тело с головы до ног и движется, сочетаясь с внутренними пульсациями — пульсациями, жизни белыми, черными и синими и с дыханием. Вместе с необходимо исследуемыми пятью выдохами и вдохами он считается подходящим для восприятия вышеуказанных пульсаций. Они же все, представляя части жизни, в целом определяются словом жизнь (в этом теле — цхэ).

Ветры, кровь, тонкое семя и все осадки тонкими и грубыми движущими полостями соединяют все внешние и внутренние, (части) тела, и, благоустроив это тело, в течение длительного времени эта определяющая существование грубая основа является как бы его корнем. Более того, поскольку (эти структуры) являются как бы корнем, на котором держится жизнь, они носят название каналов-пульсаций (жизни).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: