Виды пекулия

- Военный пекулий (peculium castrense)

Император Август в специальном постановлении отнёс к военному пекулию военную добычу и всё имущество добытое на военной службе, например: жалованье, военные награды, подарки командиров и.т.д. Относительно этого имущества подвластный мог оставлять завещание.

- Как бы военный пекулий (peculium quasi castrense)

При Константине правила о военном пекулии изменились, теперь они были распространены на всё имущество, приобретённое сыном на гражданской или церковной службе, в качестве юриста, а также подарки императора

- Добро, пришедшее со стороны (bona adventicia)

В IV в. при Константине имущество, унаследованное детьми от матери, состоявшей в браке sine manu, было объявлено принадлежащим детям, правда отец семейства обладал этим имуществом на правах пожизненного пользования и управления. В дальнейшем к этой категории стали относить вообще всякое имущество пришедшее от восходящих или боковых родственников.

33.Усыновление и узаконение

Узаконение – признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.

Способы узаконения:

1. путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цензом;

2. путем последующего брака родителей внебрачного ребенка;

3. путем издания специального императорского указа (рескрипта);

4. путем зачисления сына в члены муниципального сената, а дочери – выдачи замуж за члена муниципального сената.

Усыновление – способ установления отцовской власти (patria potestas) над чужими детьми.

Формы усыновления:

1. arrogatio – усыновление persona sui iuris (семейно самостоятельных лиц). Первоначально производилось публично в народных собраниях (куриатных комициях), затем императором и судом, но важно было, чтобы об усыновлении было публично объявлено;

2. adoptio – усыновление persona alieni iuris (семейно подвластных лиц). Означало смену paterfamilias (отца семейства), которому подчинялся подвластный. Влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя.

Процедура adoptio:

- освобождение подвластного от власти отца семейства (patria potestas), под которой он находился, для чего была необходима троекратная фиктивная продажа с последующим освобождением мнимым покупателем. Досрочное освобождение из-под отцовской власти в древнюю эпоху могло быть и при посвящении дочери в весталки, а сына – во фламины, в период империи – при назначении на высшие государственные либо церковные должности;

- вступление под власть отца семейства (patria potestas) усыновителя путем иска vindicatio in patriam potestam (виндикационного иска, возникающего из отцовской власти).
После того как продажа ребенка совершалась в третий раз, мнимый покупатель не отпускал его на свободу и выступал в качестве ответчика по указанному иску, который к нему согласно достигнутой заранее договоренности предъявлял усыновитель. Усыновитель вместе с подвластным являлись к претору, где позитивно или путем молчания признавали иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя. Adoptio, будучи, в отличие от arrogatio, частноправовым актом, не содержало ограничений для усыновления совершеннолетних и женщин, тем более что освобождение женщины от patria potestas наступало уже после однократной «продажи».

При Юстиниане описанная процедура была заменена заявлением перед судом: adoptio совершался путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого. А усыновленный продолжал состоять под patria potestas родного отца, становясь лишь законным наследником усыновителя.

Условия усыновления:

· усыновлять могли только мужчины (женщины – лишь для возмещения потери сына);

· усыновитель должен быть persona sui iuris (семейно самостоятельным лицом). Подвластные не могли быть усыновителями в связи с тем, что в то время за все совершаемые сделки ответственность за них нес их домовладыка;

· усыновитель должен быть старше усыновляемого на 18 лет;

· при arrogatio усыновитель должен быть не моложе 60 лет.

В императорский период был отменен запрет на усыновление детей, не достигших совершеннолетия.

34. Понятие и виды вещных прав.

Вещное право – совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность вещи отдельным лицам.

Римское право установило, что вещные права могут быть неодинаковы по своему содержанию, соответственно некоторые права представляют наиболее полное господство над вещью, некоторые – ограниченное господство. Выделяют следующие институты вещного права:

1) право владения вещью
2) право собственности на вещь
3) право на чужую вещь

В тех случаях, когда лицо имеет такое право на вещь, которое предоставляет его носителю возможность непосредственного воздействия на нее (когда предметом права является вещь), право называется вещным (т.е. правом на вещь). К вещным правам относится право собственности (в связи с которым изучается также фактическое владение вещью) и права на чужие вещи. В последнюю группу входят: сервитутное право, залоговое право (или право залога), а также эмфитевзис (вещное право долгосрочного, отчуждаемого, наследственного пользования чужим сельскохозяйственным участком за вознаграждение) и суперфиций (вещное долгосрочное, наследственное и отчуждаемое право пользоваться за вознаграждение строением на чужом городском земельном участке).

35.Понятие и виды вещей.

Римские юристы не разработали определения понятия вещей. Они широко пользовались этой категорией, тщательно регламентировали правовой статус вещей, их виды, однако понятия не оставили. Проблема вещей занимала одно из центральных мест и в самом римском гражданском праве, и в посвященной этой проблеме древнеримской юриспруденции.

Вещь — определенная часть природы, представляющая некую ценность для ее обладателя. Эта часть природы может быть изолирована от остальной природы (например, животное, раб, дом), а может быть и неотделима от нее (например, земля, вода, лес). Не имеет значения и то, живая ли это природа или неживая (например, животное и дом). С точки зрения римского гражданского права вещами признавалось все, что окружало человека, могло быть объектом вещного права и заключало в себе определенную ценность. Однако эти признаки вовсе не обязательны для признания того или иного объекта вещью Так, развитое римское гражданское право знало так называемые бестелесные вещи, т.е. вещи, которые материального субстрата не имели. Вещами гражданское право признавало как то, что создано самой природой, так и то, что создано трудом человека.

С гражданско-правовой точки зрения вещи подразделяются на ряд определенных групп. Деление вещей на обособленные группы обусловило их различный правовой режим, имевший важное значение. Некоторые виды вещей остались сугубо римскими, другие группы надолго пережили римское право.

1. Важнейшим и сугубо римским разграничением вещей на отдельные виды было их деление на манципные и неманципные (res mancipi et res nés mancipi), что в какой-то мере соответствует современным основным средствам производства и предметам потребления. Деление обусловлено ценностью вещей в хозяйственном обороте. К манципным римляне относили землю, рабов, рабочий скот и земельные сервитуты — наиболее важные и ценные вещи в хозяйстве, по существу, это действительно группа основных средств производства. С учетом их особой важности для хозяйства и ценности при заключении сделок для них был установлен специальный, более усложненный порядок отчуждения. Он заключался в том, что для осуществления, например, купли-продажи приглашались не менее 5-7 свидетелей и весовщик с весами. Передача права собственности на эти вещи продавцом покупателю происходила в присутствии свидетелей с выполнением ряда ритуальных действий в торжественной обстановке. В те далекие времена купля-продажа столь важных вещей происходила редко и выполнение торжественных обрядов ничуть не стесняло оборот. Выполнение этих ритуальных действий получило название манципации (mancipatio). Вещи, при отчуждении которых требовалось исполнить манципацию, стали называть манципными, а все остальные входили в группу неманципных вещей. Для их отчуждения исполнения манципации не требовалось.

Важнейшее правовое значение этого деления заключалось в следующем. Если при отчуждении манципных вещей (например, земли) обряд манципации не исполнялся, право собственности к приобретателю не переходило (со всеми вытекающими из этого последствиями), т.е. покупатель земли, несмотря на уплату цены и получение ее в фактическое владение и пользование, собственником земли не становился. Формализм преобладал над сущностью, что часто приводило к злоупотреблению со стороны продавца, который формально оставался собственником земли и мог истребовать ее обратно от покупателя. Республиканские суды удовлетворяли такие иски.

И все же смысл манципации был глубоко рациональным. Он состоял в засвидетельствовании приглашенными свидетелями факта перехода права собственности на особо важные вещи от отчуждателя к приобретателю. В случае возникновения сомнения в этом факте присутствовавшие при этом свидетели могли подтвердить его действительность. В классический период манципация отпала.

2. Следующим весьма важным и чисто римским делением вещей было разграничение по их субстанции. Вещи, имеющие материальную субстанцию, назывались телесными (res corporales), а не имеющие — бестелесными (res incorporales). К первому виду относились вещи, которые можно было осязать, потрогать, например земля, рабы, скот, дом и т.п., ко второй — те, которых нельзя было осязать. Это даже и не вещи, а скорее права (например, право наследования или право, возникшее из договора, сервитуты и т.п.). Имеющиеся источники подтверждают, что к бестелесным вещам римляне относили не вещи в смысле предметов материального мира, а именно права.

3. Первоначально деление вещей на движимые и недвижимые (res mobiles, res immobiles) почти не имело правового значения. Те и другие подлежали одинаковому правовому режиму. Однако со временем правовой режим движимых вещей стал отличаться от правового режима недвижимых.

К движимым вещам относили вещи, которые можно было передвигать в пространстве (например, животные, рабы, домашняя утварь и т.п.), а к недвижимым — землю, дома, дороги, городские стены и т.п., т.е. вещи, которые нельзя было передвигать в пространстве. Это понималось не буквально. К недвижимым вещам причисляли также все, что было связано с ними (например, неснятый урожай, рабочий скот, предназначенный для обработки земли, сельскохозяйственный инвентарь для этой же цели). Они считались составными частями земли и подлежали правилу superficies solo cedit — сделанное над поверхностью следует за поверхностью. В соответствии с этим построенный дом независимо от того, кто и за чей счет его строил, — всегда собственность собственника земельного участка, на котором дом стоит.

Правовой режим движимых и недвижимых вещей четко обозначился в период империи, хотя их различия заметны уже в эпоху Законов XII таблиц. Цицерон, ссылаясь на Законы XII таблиц, пишет, что уже тогда были установлены различные сроки приобретательной давности для земельных участков и других вещей: «Давность владения в отношении земельного участка (устанавливалась) в два года, а в отношении всех других вещей — в один год». В период домината приняты различные правила передачи прав недвижимости и движимости. Земля и земельные сервитуты относились, например, к манципным вещам и требовали при передаче прав на них соблюдения манципации.

4. Веши, находящиеся в обороте, и вещи, изъятые из оборотиres in commercio et res extra commercium. Если определенная вещь могла быть объектом частной собственности и предметом сделок между отдельными лицами, то она находилась в обороте. Напротив, если вещь в силу каких-либо своих естественных свойств или назначения не могла быть объектом частной собственности отдельных лиц, то она находилась вне оборота, была изъята из него.

Изъятыми из оборота вещами считались воздух, текучая вода, моря со всем содержимым. К этой же группе римляне относили п убличные вещи, т.е. вещи, принадлежащие римскому народу: общественные здания, укрепления, театры, стадионы, бани, государственную землю и государственных рабов. Изъятыми из оборота считались и вещи божественного права, предназначавшиеся для религиозных целей и потому не могущие быть объектом собственности частных лиц: храмы, богослужебные предметы, места погребения. Все остальные вещи были в обороте.

5. С правовой точки зрения очень важным было деление вещей на родовые genus и индивидуально-определенные et species, проведенное римскими юристами еще в период республики, которое заключалось в выявлении хозяйственной сущности вещи. Если для собственника имеют значение только вес, мера и количество вещи, т.е. ее общие родовые признаки, то это — вещь родовая. Если же для него представляют ценность не родовые признаки, а индивидуальные свойства, отличия, приметы вещи, то это — вещь индивидуально-определенная. Например, господин ценит своего раба не как единицу рабочей силы, а за способность писать стихи или картины.

К родовым относили вещи, измеряемые числом, весом или мерой, которых в природе существует много, а поэтому они взаимозаменяемы (рабы без учета их индивидуальных свойств, лошади, деньги, продукты питания и т.д.).

Индивидуально-определенные — это прежде всего вещи уникальные, единственные в своем роде (например, скульптуры, картины и другие предметы искусства).

Некоторые вещи в одном случае признавались родовыми, а другом — индивидуально-определенными. Так, рабы, захваченные на войне, — вещи родовые. Однако среди них мог оказаться раб, способный, например, хорошо петь, т.е. обладающий индивидуальной способностью, которая превращает его в вещь индивидуально-определенную.

Наконец, есть вещи, которые никогда не могут быть индивидуально-определенными (например, мука одного сорта, строительный песок, пищевой сахар и т.п.).

Деление вещей на родовые и индивидуально-определенные необходимо при распределении риска их случайной гибели. В отношении родовых вещей применялся принцип — genus non périt — род не погибает, т.е. владелец родовой вещи обязан вернуть ее (другую подобную) собственнику даже в том случае, когда она утрачена им случайно. Например, поставщик продовольствия в случае безвиновной утраты продовольствия не освобождается от обязанности поставить такое же в обусловленном количестве.

В отношении индивидуально-определенных вещей применялся принцип —dominus sentit periculum — собственник несет риск (случайной гибели вещи), т.е. убытки от случайно погибшей вещи во всех случаях независимо от того, у кого погибла вещь (у собственника или у третьего лица), всегда несет ее собственник.

В силу изложенных правил займополучатель, например, при случайной гибели денег не освобождался от обязанности возвратить взятую в займы сумму. В то же время ссудополучатель или наниматель за случайную гибель вещи ответственности перед ее собственником не нес.

6. Римские юристы считали вещи делимыми, если их можно было разделить любым образом и они при этом не утрачивали своей хозяйственной ценности и назначения (на сколько частей ни разделили булку хлеба, она останется хлебом), и неделимыми, если при разделе они утрачивали хозяйственное назначение, целостность (например, зарезанный и разделенный на части баран).

Делимыми считались земельные участки. Построенные на них здания делились, но только по вертикали. Делилась недвижимость, а также и движимые вещи.

Такое деление имело важное практическое значение при разделе общей собственности. Спор, возникающий по поводу общей собственности на делимую вещь, легко разрешался: вещь в натуре разделяли между собственниками. Гораздо сложнее было распорядиться вещью неделимой. При общей собственности на нее каждый собственник имел право на идеальную долю вещи, т.е. такую, которую можно было представить только мысленно, сохраняя при этом реальную долю в праве на вещь в целом.

7. Веши, которые в процессе их использования физически исчезали, назывались потребляемыми (res quae usu consumatur) — продукты питания, корм для животных, строительный материал и т.п. Они потому и назывались потребляемыми, что служили для удовлетворения возникших потребностей людей и использовались путем потребления: для утоления голода съедались продукты, для постройки дома использовался песок, кирпич и т.д. К потребляемым вещам относили и деньги, поскольку пользование ими возможно только путем расходования.

Вещи, которые служили людям более или менее длительный срок, считались непотребляемыми (res quae non consumatur). В процессе единичного использования они физически не уничтожались, не исчезали, а при длительном использовании изнашивались постепенно (земля, строения, одежда и т.п.).

Естественное различие указанных вещей обусловливало различие их правового режима. Так, предметом договора займа могли быть только потребляемые вещи, внаем же сдавались только непотребляемые.

8. Римские юристы обратили внимание на то, что по физическому составу вещи делятся на три вида: а) состоящие из одной материальной субстанции (земля, песок, мел, раб, животное и т.д.); б) искусственные образования, созданные путем соединения разнородных вещей (здание, корабль, повозка); в) совокупность однородных вещей, материально не связанных, но объединенных общим назначением или названием (библиотека, коллекция, стадо коров, табун лошадей).

Вещи, состоящие из одной материальной субстанции, назывались простыми, а соединения вещей (разнородных или однородных) — сложными. В свою очередь, они делились на искусственные соединения разнородных вещей и соединения однородных вещей. Иногда в сложных выделяли главную вещь и принадлежности к ней (скрипка и футляр, очки и футляр). Они могут существовать и независимо одна от другой, однако лишь при совместном их использовании достигается наибольший эффект.

Принадлежности разделяют правовую судьбу главной вещи. Точно так же меньшая часть совокупных вещей разделяет правовую судьбу их большей части. Поэтому в случае возникновения спора о принадлежности отдельных книг из библиотеки, принадлежащей определенному лицу, вопрос решался однозначно — чья библиотека, того и книги. Части вещи юридической самостоятельности не имели.

Плоды, Римские юристы различали плоды естественные (fructus naturales) и цивильные (fructus civiies). Плоды, произведенные природой, т.е. самой вещью (например, фрукты сада, приплод животных и т.д.), назывались естественными. Плод, который приносит вещь в результате использования ее в обороте, назывался цивильным (например, проценты, полученные по договору займа, плата за пользование вещью по договору найма).

Правовое значение понятия плодов и различие их видов заключалось в различии их правовой судьбы. Позднее римские юристы расширяют понятие плодов, включив в него всякий постоянный доход (в виде как естественных, так и цивильных плодов). Так возникает термин доходы.

36.Понятие и виды владения.

Владение (possessio) — это такое общественное отношение, при котором данное лицо считает ту или иную вещь находящейся в составе своего хозяйства, а также считает ее своей. Это реальное господство лица над вещью. В каждом факте владения, как учили римские юристы, следует различать два элемента: corpus possessions, т. е. тело владения, фактическое обладание вещью — это телесный момент, и animus possessions — душу владения, т. е. наличие желания, намерения владельца иметь вещь у себя, сохранить ее за собой и обращаться с ней как с собственной. Только такое владение считается юридическим и будет подлежать юридической защите, где есть сочетание указанных двух элементов: факта нахождения вещи в хозяйстве и наличия желания сохранить, иметь эту вещь у себя. Первый элемент является объективным, второй — субъективным. Термин «possessio» является сравнительно поздним. По цивильному праву владение обозначалось словом «usus», т. е. «пользование». Обычно владелец и собственник как бы сливаются. Поэтому говорят о «владеющем собственнике». Но владение может возникать и вне связи с правом собственности, и даже быть его нарушением. Некоторые римские юристы говорили: «Собственность не имеет ничего общего с владением».

Обычно владельцем становится первый приобретатель. Установление фактического господства над вещью именовалось завладением (apprehensio), например, некто захватил дикое животное. В передаче владения (traditio — от одного лица другому) римское право усматривало производное приобретение владения. Владение могло приобретаться и через третьих лиц. «Corpus» некогда понималось как физическое обладание вещью: в руках, в доме, во дворе. Позднее стали рассуждать так: «corpus» — налицо во всех случаях, когда при нормальных условиях обеспечена возможность длительного и беспрепятственного проявления господства лица над вещью.

Различаются несколько видов владения исходя из законности владения вещью:

1) законное владение (posessio iusta) — вещью владеет ее собственник;

2) незаконное владение (posessio vitiosa) — когда тот, кто владеет вещью, не имеет на это права:

добросовестное владение (posessio bona fidae) — владелец вещи не знает, что вещь принадлежит не ему;

недобросовестное владение (posessio malae fidae) — владелец знает, что вещь ему не принадлежит, но ведет себя так, как будто вещь ему принадлежит. В этом случае не действует приобретение права собственности по давности, и предъявляются более строгие требования относительно возмещения реальному владельцу после суда стоимости плодов или ухудшения состояния вещи;

3) производное владение возникало из временного нахождения вещи у третьего лица.

Владение вещью третьим лицом осуществляется до разрешения спора о том, чья это вещь на самом деле (фактически он — хранитель вещи). Такие отношения считались владением с целью упрощения возможности хранителю осуществить защиту вещи в случае посягательств на нее. В этом случае о защите нельзя попросить и собственника, ведь он не известен. Владение вещью залогодержателем владения осуществляется также с целью защиты вещи от посягательств.

Также различали следующие виды владения:

цивильное владение (posessio civilis) — владение в соответствии с ius civile (цивильным правом). Этот вид владения существовал в древнее время еще до принятия Законов XII таблиц. Цивильный владелец должен был быть лицом правоспособным (sui iuris), поэтому чаще всего таким владельцем являлся глава семьи. Он владел имуществом на свое имя, подвластные владели имуществом также на его имя. В то время были уже известны сроки для обращения владения в право собственности по давности владения;

посредственное владение — нахождение вещи во владении у третьих лиц (фактически — держание вещи). Оно не признавалось владением, несмотря на то, что имело место воздействие на вещь, но держатель не имел права владеть вещью от своего имени. Чаще всего в роли держателей выступали поверенный, поклажеприниматель и ссудоприниматель. Они были экономически зависимы от владельца и владели «для него». По усмотрению владельца вещи такое держание могло быть прекращено. С течением времени отношения держания развивались, стали появляться договоры пожизненного «посредственного владения» землей и другим имуществом по договору найма;

преторское владение — владение, признанное претором и защищаемое им до истечения срока владельческой давности. Претор предоставлял свою защиту на основе интердикта. С течением времени защита претора стала предоставляться любому лицу, осуществляющему господство над вещью, при наличии у него кроме фактического обладания вещью намерения владеть ею. Защита предоставлялась вне зависимости от способа, которым это лицо приобрело право владения, кроме незаконного недобросовестного.

37.Установление и прекращение владения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: