Для студентов заочной формы обучения

В соответствии с планом изучения курса римского права студенты должны выполнить контрольную работу по одной из предлагаемых ниже тем. Написание контрольной работы позволит глубже уяснить одну из предлагаемых проблем.

При выполнении контрольной работы студенты приобретают определенные навыки самостоятельной работы с литературой, правильно и четко письменно излагают свои мысли.

Темы римского права, как правило, внутренне взаимосвязаны. При незнании предыдущего материала невозможно уяснить последующий. Поэтому к написанию контрольной работы можно приступить после изучения основных тем курса, особенно рекомендованных литературных источников. Наряду с вышеназванной, студенты могут пользоваться и другой доступной им литературой по римскому праву, в которой освещаются изучаемые вопросы

Контрольная работа по римскому праву состоит из выполнения трех заданий. Первое – это раскрытие теоретического вопроса. Второе и третье – решение казуса, которое должно вырабатывать у студента умение объяснить содержание абстрактных понятий, составляющих в своей совокупности учение о праве.

Целью написания теоретической части является обобщение материала по избранной теме и его самостоятельный анализ и комментарий. Критериями оценки являются правильность и полнота раскрытия темы, полнота охвата рекомендованной литературы, использование римских правовых текстов в подтверждение излагаемых положений, стиль изложения материала.

В решениях казусов должны быть даны четкие ответы на поставленные вопросы. Ответы необходимо излагать развернуто, ссылаясь на формулировки римских юристов (Дигесты Юстиниана и Институции Гая) и положения теории. Решения, в которых отсутствует анализ изложенных в задачах обстоятельств и положение теории применительно к указанным в задаче обстоятельствам, положительно не оцениваются.

Приступая к решению задачи, необходимо ознакомится с её содержанием и поставленными вопросами. Затем изучить рекомендуемую литературу и лишь потом переходить к решению задач. Работа, механически переписанная из источника, положительно не оценивается и не засчитывается. Она возвращается студенту для соответствующей переработки.

Контрольная работа выполняется строго по вариантам. Вариант контрольной работы выбирается в соответствие с последней цифрой номера зачетной книжки студента. Если последняя цифра -5, то вариант выполняемый студентом будет 5, если последняя цифра – 0, то выбирается 10 вариант контрольной работы.

Контрольная работа может быть, как выполнена от руки (при условии разборчивого почерка), так и набрана на компьютере. Объем работы должен составлять не менее 12-ти листовой ученической тетради, или 10–15 листов текста, набранного 14 размером шрифта через 1,5 интервала шрифтом «Times New Roman». Работу следует излагать разборчиво, нумеруя страницы и оставляя поля для пометок преподавателя. В работе оформляется список литературы, который не включается в её общий объем работы.

Работа должна быть сдана за 10 дней до начала сессии. Контрольные работы не соответствующие данным требованиям возвращаются студентам без рецензирования.

К зачету (экзамену) допускаются студенты, представившие соответствующую контрольную работу, которая положительно оценена преподавателем.

Варианты контрольных работ

Вариант № 1.

Историческая роль римского права и его значение для современной юриспруденции.

Некто назначил раба своим наследником. Может ли раб отказаться? Можно ли сделать раба наследником без отпущения на свободу?

При каком условии правоспособность распространялась и на младенца, находящегося в утробе матери, т.е. еще не рожденного на свет?

Вариант № 2.

Семейные правоотношения в Древнем Риме.

Став императором, Марк Ульпий Траян предоставил нескольким городам своей родной Испании латинское гражданство. Сможет ли кто-либо из жителей этих городов претендовать на титул римского императора, подобно Траяну? Могли ли они купить в Риме дом? землю?

У римского гражданина Тиверия было три внука. Один родился от сына, жившего вместе с отцом. Другой родился в семье эмансипированного сына. Третий был рожден дочерью, состоявшей в “правильном браке”.

Какой из внуков находился под властью деда?

Вариант № 3.

Место и время исполнения обязательств. Просрочка в обязательстве.

Мы приобретаем владение:

а) телесным воздействием на вещь;

б) по уговору;

в) волей владеть;

г) по необходимости (и против воли);

д) ради какой-либо посторонней выгоды.

Изберите два условия, которые Папиниан (личный друг императора Севера, с 203 г. префект претория) считал определяющими (Д. 4.6.19.)

Как прекращается действие вещного сервитута:

а) погасительной давностью;

б) приобретением служащего участка собственником участка господствующего;

в) через публичный отказ, сопровождаемый ин юре цессио;

г) установлением родственных отношений между собственниками господствующего и служащего участков;

д) переменой собственников;

е) в результате обмена господствующего участка на служащий?

Возможно несколько вариантов ответов.

Вариант № 4.

Ответственность за неисполнение обязательств.

С разрешения отца сын поступил на военную службу. Со временем он достиг высокого положения и купил имение. Отец же, вовлеченный в неудачную сделку, разорился. Вправе ли он расплатиться с кредиторами имением сына?

При сомнении в действительном правовом статусе раба следует считать его: а) рабом; б) свободным (сентенция Помпония, Д. 50. 17.20).

Вариант № 5.

Наследование по римскому праву.

На улице Гай увидел человека, одетого в дорогой плащ, украденный у Гая год назад. Он попытался отобрать плащ у незнакомца. Тот обратился за помощью к претору. После преторского вмешательства Гай предоставил многочисленных свидетелей того, что этот плащ некогда принадлежал ему, но был украден. Хозяин плаща также представил свидетелей того, что он полгода назад купил этот плащ у торговца на рынке. Что решит претор?

Некто заказал скульптуру портрет своей жены и предоставил для этой цели мрамор. Между тем скульптор получил более выгодный заказ – изваять скульптурный портрет императора. Не имея под рукой материала, он использует мрамор первого заказчика. Тот, увидев результат, согласился принять и оплатить скульптуру императора. Скульптор возражал, упирая на то, что собственником изделия должно считать мастера, “вдохнувшего в безжизненный камень душу“. Заказчик настаивал на том, что собственность должна принадлежать тому, кто предоставил материал, ибо в основе всякой духовной деятельности “ грубая материя”.

Как решили этот спор римские юристы? Как решался описанный спор в праве Юстиниана?

Вариант № 6.

Обязательство и его виды.

Добросовестный приобретатель купил по незнанию краденую вещь. Может ли он ссылаться на истечение срока приобретательной давности?

Во всех случаях, когда срок уплаты долга не обозначен в договоре, исполнение надлежит совершить:

а) по усмотрению кредитора;

б) по усмотрению должника;

в) немедленно.

Вариант № 7.

Обеспечение обязательств.

Согласие, данное вследствие заблуждения, недействительно, ибо:

а) сделка становится явно убыточной;

б) противоречит доброй совести и справедливости;

в) отсутствует воля.

Гай нашел на улице золотую цепочку и взял ее себе. Спустя полтора года против него был предъявлен виндикационный иск Сеем, потерявшим эту цепочку. Что решит суд?

Вариант № 8.

Пакты и их исковая защита.

Гай купил у Сея дом. Спустя год он обнаружил замурованный в стену ларец с драгоценностями. Сей потребовал отдать ларец ему. Правомерно ли это требование?

Некий гражданин приобрел статую Юпитера, но не оговорил при этом, что покупает ее вместе с пьедесталом. Может ли он, увидев в мастерской скульптора купленную статую на гранитном пьедестале, требовать выдачи пьедестала вместе со статуей?

Вариант № 9.

Обязательства как бы из договора.

Что следует считать ошибкой, порочащей договор:

а) сказано не то, что хотел сказать;

б) не сказал то, что, быть может, самое важное для соглашения;

в) думал, что подарок, а оказалось – купля-продажа;

г) думал, что допустимо, а оказалось запрещено законом?

Цессия (перевод долга на третье лицо) могла быть двух видов: 1) должник по воле кредитора обещает исполнение третьему лицу; 2) кредитор по просьбе должника соглашается принять исполнение от третьего лица. Одна цессия называлась активной, другая пассивной.

Какая? Почему?

Вариант № 10.

Деликтные обязательства и квази – деликты.

Некий гражданин, уезжая в провинцию, куда он был назначен на высокую должность, передал своему приятелю ценный подарок для вручения их общему другу, будущему юбиляру. Случилось так, что этот друг, не дожив до юбилея, скоропостижно скончался, и подарок так и не был вручен. Сделается ли приятель, у которого на руках остался предназначенный другому подарок, собственником этой вещи по приобретательской давности?

Согласие, данное вследствие заблуждения, недействительно, ибо:

противоречит доброй совести и справедливости;

сделка становится явно убыточной; отсутствует воля сторон?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ




double arrow
Сейчас читают про: