Титул I. О правосудии и праве

1. (Ульпиан). Изучающему право надо прежде всего узнать, от­куда произошло слово «право». Право получило свое название от «правосудия», ибо согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом.

§ 1. По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозво­ленного. Желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к ис­тинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой.

§ 2. Изучение права распадается на две части: публичное и ча­стное (право). Публичное право, которое (относится) к положению римского государства, частное, которое (относится) к пользе от­дельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении. Публичное право включает в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов. Част­ное право делится на три части, ибо оно составляется или из есте­ственных предписаний, или (из предписаний) народов, или (из предписаний) цивильных.

§ 3. Естественное право — это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, кото­рое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же вос­питание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права.

§ 4. Право народов — это то, которым пользуются народы че­ловечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а пер­вое — лишь для людей (в их отношениях) между собой.

2. (Помпоний). Подобно почитанию богов, мы должны пови­новаться родителям и родине.

3. (Флорентин). Мы должны отражать насилие и противо­правность, ибо правом установлено, что если кто-либо сделает что-либо для защиты своего тела, то считается совершившим пра­вомерный поступок; и так как природа установила между нами не­кое родство, то последовательно, что является преступлением, ко­гда один человек строит козни другому.

4. (Ульпиан). Освобождение от рабства относится к праву на­родов. Manumissio происходит от manu missio (отпущение из-под власти), ибо, доколе кто-либо находится в рабстве, он подчинен власти, отпущенный же на волю освобождается из-под власти. Это дело ведет свое происхождение из права народов; так как по есте­ственному праву все рождаются свободными, не было освобожде­ния, когда было неизвестно рабство; но после того, как по праву народов возникло рабство, за ним последовало благодеяние отпу­щения из рабства. И хотя мы носим единое наименование «люди», но, согласно праву народов, возникли три категории: свободные и в противоположность им рабы, и третья категория — отпущен­ные на волю.

5. (Гермогениан).... Правом народов введена война, разделе­ние народов, основание царств, разделение имуществ, установле­ние границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства, за исключением тех, которые введены в силу цивильного права.

6. (Ульпиан). Цивильное право не отделяется всецело от есте­ственного права или от права народов и не во всем придерживает­ся его, если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-ни­будь из него исключаем, то мы создаем собственное, т.е. цивиль­ное право.

§ 1. Это наше право состоит или из писаного (права), или из неписаного.

7. (Папиниан). Цивильное право — это то, которое происхо­дит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов.

§ 1. Преторское право — это то, которое ввели преторы для содействия цивильному праву или для его дополнения или исправ­ления в целях общественной пользы...

8. (Марциан). Ибо и само преторское право является живым голосом цивильного права.

10. (Ульпиан). Правосудие есть неизменная и постоянная воля
предоставлять каждому его право.

§ 1. Предписания права суть следующие: жить честно, не чи­нить вреда другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит.

§ 2. Правосудие есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом.

11. (Павел). Слово «право» употребляется в нескольких смыс­лах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым — каково естественное право. В другом смысле «право» — это то, что полезное всем или многим в каждом государстве — каково цивильное право. Не менее правильно в нашем государстве «правом» называется «jus honorarium». Говорится, что претор высказывает право (выносит решение), даже если он решает несправедливо; это (слово) относится не к тому, что претор сде­лал, но к тому, что ему надлежало сделать. В другом смысле «пра­во» означает то место, в котором выносится решение, здесь назва­ние переносится с того, что делается, на то, где это делается...

12. (Марциан). Иногда мы говорим право 6 родственных связях; например: «мне принадлежит право родства или свойства».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: