Титул I. О приобретении права собственности на вещи

1. (Гай). На некоторые вещи мы приобретаем собственность по праву народов, которое соблюдается в силу естественной целесооб­разности одинаково среди всех людей, на некоторые же — по ци­вильному праву, т.е. собственному праву нашего государства. И так как право народов — более древнее право, поскольку оно появилось одновременно с самим человеческим родом, то необходимо прежде всего рассказать о нем. [§ 1]. Итак, все животные, которые захваты­ваются на суше, на море, в воздухе, т.е. дикие звери, птицы и рыбы, становятся [собственностью] захвативших...

3. (Гай).Ведь то, что никому не принадлежит, в силу естественной целесообразности оставляется [в собственность] захватившему...

7. (Гай) ... § 7. Нерва и Прокул считают, что если кто-то сделал из чужого материала какую-либо вещь для себя, то ее хозяином является тот, кто ее сделал, так как то, что сделано, до этого не принадле­жало никому. Сабин и Кассий полагают, что более имеет значение естественное основание, что, мол, кто был хозяином материала, тот является и собственником сделанной из этого материала вещи, так как без материала не может быть создана никакая вещь... Однако существует даже среднее мнение справедливо полагающих, что если вещь может быть возвращена в состояние материала, то более вер­ным является то, что заявляли Сабин и Кассий, а если же вернуть вещь в состояние материала невозможно, [ближе к истине] мнение Нервы и Прокула... § 8. Воля двух собственников, смешивающих материалы, делает общим вещество в целом... § 10. Когда кто-либо на своем участке возведет постройку из чужого материала, то он считается хозяином, так как все, что строится на поверхности земли, принадлежит земле. Однако же и тот, чей материал был использо­ван, не перестает по этой причине быть его собственником. Но пока он не может ни виндицировать его, ни предъявить относительно не­го иск о предъявлении предмета спора, вследствие Законов XII Таб­лиц, которыми постановляется, чтобы никто не принуждался к вы­даче включенного в свою постройку чужого бревна, но предостав­лял в двойном размере его стоимость... § 12. С другой стороны, если кто-нибудь возвел постройку из своего материала, но на чужом уча­стке, то строение становится [собственностью] того, кому и земля принадлежит.

9. (Гай). Как растения, пустившие корни, принадлежат земельно­му участку, так и посеянное зерно считается принадлежащим зе­мельному участку. Впрочем, как тот, кто возвел постройку на чужой земле, в том случае, если у него собственник участка истребует по­ стройку, может защищаться с помощью эксцепции о злом умысле, так защитой этой эксцепции может быть огражден и тот, кто засеял чужой участок за свой счет... § 3. Также по праву народов приобре­таются нами те вещи, которые становятся нашими в силу простой передачи: ведь нет ничего более соответствующего естественной справедливости, чем признание законной воли хозяина передать свою вещь другому.

10. (Гай). Мы приобретаем [собственность] не только лично, но и через тех, кто находится под нашей властью, а также через рабов, на которых имеем узуфрукт, и через свободных, и через чужих рабов, которыми владеем добросовестно... § 2. Через своих подвластных мы приобретаем не только собственность, но и владение: какую бы вещь ни получили во владение наши подвластные, считается, что ею владеем мы. Через них же мы приобретаем доминий по давности владения.

19. (Помпоний). Аристон говорит: «Если свободный, находящийся в моем добросовестном владении на положении раба, приобретет что-либо своим трудом или из моих средств, это, несомненно, пере­ходит ко мне. Если же он получил от кого-то подарок или приобрел что-то, ведя чужие дела, это переходит в его собственность»...

20. (Ульпиан). Передача может и должна перенести на того, кто приобретает, ничуть не более того, чем располагает передающий. Следовательно, если некто имел право собственности на участок, то путем передачи он переносит право собственности, если же не имел, то ничего не переносит на того, кто получает. § 1. Однако всякий раз, когда передается право собственности на того, кто получает, оно переносится таким, каким было у того, кто передает...

31. (Павел). Никогда голая фактическая передача [вещи] не пере­носит права собственности. Оно переходит только в том случае, ес­ли передаче предшествовала продажа или какое-нибудь законное основание.

36. (Юлиан). Если мы приходим к соглашению относительно под­лежащей передаче вещи, но расходимся во мнениях относительно оснований, я не думаю, что передача недействительна, как, напри­мер, если я уверен, что обязан передать тебе участок на основании завещания, а ты убежден, что он должен быть передан тебе по стипуляции. Ведь если я передам тебе наличные деньги в качестве дара, а ты примешь их как данные в долг, установлено, что собственность переходит к тебе, и не является препятствием то, что мы расходимся относительно основания дачи и получения.

46. (Ульпиан). Не является новым, что тот, кто [сам] не имеет пра­ва собственности, тем не менее может отдать эту собственность дру­гому: ведь и кредитор, продавая залог, предоставляет основание для [приобретения] собственности, которой сам не имел.

48. (Павел) ... Нет сомнения, что добросовестный покупатель, из­влекая плоды даже из чужой вещи, между тем делает своими не только те [плоды], которые достались ему благодаря собственному труду и старанию, а все, так как [в том], что касается плодов, он почти замещает собственника. Наконец, даже прежде, чем добросовестный покупатель овладеет этими плодами, как только они будут отделены от почвы, то немедленно становятся его [собственностью].

52. (Модестин). Мы считаемся имеющими вещь в нашем имуще­стве, если, владея ею, мы имеем эксцепцию, а утратив ее, — иск о возврате.

59. (Каллистрат). Вещь, купленная по моему поручению, станет моей не раньше, чем купивший передаст ее мне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: