Особенности и тенденции современной Западной философии, её Основные течения

Философия в конце XIX начале XXI века пережила процесс «переоценки ценностей», свойственный всей духовной жизни общества этого времени. Это выразилось в критике рационализма, «романтизма», метафизики, а также «позитивного» гуманизма. Под рационализмом понималось специфическое толкование разума как движущей силы природы, истории и человеческой деятельности. Под «романтизмом» - оптимизм философии Нового вр., основанный на убеждении в разумной закономерности развития природы и общества к высшей «разумной цели». «Метафизикой» современные критики окрестили классическую философию за стремление к системному, строгому, безупречно логичному изложению. Наконец, «позитивный гуманизм» означал подход к человеку как носителю неизменных и незыблемых «разумных начал».

Используя термин современная западная философия, мы подразумеваем философскую мысль Западной Европы и Америки конца Х1Х – начала ХХ1 века. Развитие классической философской традиции можно обозначить, начиная с Античности и заканчивая серединой 19 ст. Классическое философствование характеризуется ясностью, рациональностью, системностью, вниманием к онтологической и гносеологической проблематике, а так же некоторой универсальностью и стремлением к научности понятийного аппарата философии.

С середины 19 века начинается новый этап развития философской мысли, который включает в себя как неоклассические, так и постклассические направления. Причинами возникновения новой философии становится кризис рационалистического мировоззрения, симптомы которого хорошо видны уже в иррационалистической традиции 19 века (Шопенгауэр, философия жизни), и существенная фрагментация проблемного поля философии, что явилось следствием переосмысления сущности философских проблем и невозможности системно охватить все вопросы человеческого и природного бытия. Главная особенность неклассического философствования – так называемый антропологический поворот, т.е. осмысление всех философских проблем, прежде всего как проблем человеческого бытия. Нео- и постклассическое философствование отличается плюрализмом, предъявляет серьезные претензии к разуму, акцентирует интерес к человеку в мире (в «жизненном мире» и мире культуры), в числе главных задач ставит проблему анализа языка, языковой реальности, текстов культуры, а так же отличается, как правило, особым понятийным аппаратом, использующим художественные сравнения, метафоры, иносказания и пр.

Преобладающая антиклассическая ориентация современной философии отнюдь не исключает связи современных направлений с классикой. Основная закономерность развития культуры - преемственность, поэтому даже самое новаторское философствование органично связано с развитием философии.

На первый план выходят различия, общефилософский стержень разрушается, происходит выделение и локализация отдельных философских проблем, которые оформляются в самостоятельные направления. В науках господствует принцип относительности, наука перестает восприниматься как нечто, имеющее общую цель с др. способами духовного постижения мира, проникновение науки во все сферы жизни человека. Впервые в истории сам человек стал проблемой. Наряду с радикальной переоценкой ценностей, свойственной наиболее распространенным влиятельным направлениям (ф-я жизни, аналитич.ф-я и др), в современной философии есть и школы традиционные: неокантианство, неогегельянство, неотомизм.

Современная западная философия чрезвычайно многообразна. Вместе с тем, в ней есть свои центры притяжения в виде относительно самостоятельных направлений или течений. Их тоже много, но в плане самой общей картины можно ограничиться тремя, достаточно, как представляется, репрезентативными: аналитическим, феноменологическим и постмодернистским, экзистенциализм.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: