Современная западная философия

Современная западная философия – это неклассическая философия. Начало ее становления относится к концу XIX в.

Классическая западная философия выдвинула требование познания природы и общества с целью их разумного преобразования. Французская революция года и первая мировая война, продемонстрировав способность использовать науку для массового уничтожения человечества, нанесли удар по вере в прогресс на основе разумных преобразований и в просвещение. Не удивительно, что наиболее проницательные мыслители конца XIX века вдруг заговорили о сомнительности исторического прогресса, иррациональности истории и самой человеческой души. Таким образом, критики классической философии переходят на позиции иррационализма.

Противоположность неклассической философии предшествующей философской традиции проявляется и в проблематике философии. Представители неклассической философии отказываются от идеи субстанции, введенной еще древними греками для обозначения первоосновы мира. Таким образом, вопрос о сущности мира, в неклассической философии, просто не ставится как не имеющий смысла. Ближайшая человеку, и единственная реальность, с которой имеет дело философ неклассической ориентации – это бытие человеческого сознания.

Надлом классической философии произошел уже в учениях Артура Шопенгауэра, Серена Кьеркегора, Фридриха Ницше и их последователей.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) изложил свои взгляды в большом философском сочинении «Мир как воля и представление». Как можно всю историю упрятать в клетку категорий, если слепая и иррациональная «Воля», а вовсе не «Разум» правит историей и жизнью людей? – спрашивает Шопенгауэр. Жизнь – страдание, история – слепой случай, прогресс – иллюзия. Всякий финализм и всякая форма оптимизма безосновательны, ибо судьбы трагична.

В основе мирового процесса, по убеждению Шопенгауэра, лежит действие слепой, бессознательной силы – воли к жизни. Эта сила бессмысленна, как бессмысленна сама жизнь, а жизнь человеческая – в особенности. Она бессмысленна потому, что каждый из нас обречен на смерть, а многие – на старость, болезнь и страдание. Но именно воля к жизни забросила нас в чуждый, враждебный нам мир. У человека есть только один выход – погасить в себе волю к жизни, т.е. принять ту истину, которую узрели еще древние индусы, выразившие ее в религиозно-философском учении буддизма о нирване (постепенном угасании жизненной воли, свободном выборе небытия).

В рационализме, в попытке установить господство интеллекта над жизнью видел регресс общества («декаданс») и Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900). К главным произведениям Ницше принято относить «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Сумерки богов» и т.д. Как и Шопенгауэр, Ницше говорил о мировой воле, но это уже не воля к жизни, а воля к власти. Воля к власти утверждает в мире власть сильных над слабыми – это и есть естественный порядок вещей. Свою философию Ницше рассматривал как переоценку ценностей.

Подобная переоценка, прежде всего, касалась идеологии и морали христианства, которую философ отвергал как идеологию и мораль «рабов». Христианство – религия сострадания. Сострадание берет под охрану то, что созрело, чтобы уйти, все обреченное. В своих многочисленных книгах Ницше превозносил жизненный инстинкт, аристократическую культуру и «дионисийское» (выражающее буйство жизни) искусство и так же решительно отвергал науку, мораль, рациональное сознание – все то, что, по его мнению, омертвляет и ослабляет жизненный порыв. Культ Ницше – это культ «лучших» и «избранных», культ «Сверхчеловека».

В неклассической философии значительное место занимает также философия, ориентированная на науку.Основные признаки свойственные неклассической философии здесь тоже присутствуют: размежевание с классической философией (старой метафизикой), отказ от идеи субстанции, переход от исследования сущности мира к исследованию человеческого опыта и т.д. К сциентистской философии в современной неклассической философии относится позитивизм в его различных формах и философия прагматизма.

Существует 4 формы позитивизма: классический позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Дж. С. Милля; эмпириокритицизм; неопозитивизм; постпозитивизм.

Главная задача позитивизма – отделение науки от философии и философии от науки. Наука сама себе философия, а философия, в традиционном, классическом понимании к науке не имеет отношения.

Французский философ Огюст Конт (1798-1857) является родоначальником позитивизма. Вся история познания, по Конту – это история появления, существования и смены 3-х стадий:

1. Теологическая стадия – человеческий интеллект находится на стадии детства. Для него характерно наделение мира продуктами своей фантазии, попытка объяснить происходящее в мире по образу и подобию человека. Задачи детского интеллекта – дать исчерпывающее объяснение всему, стремление к абсолютному знанию при неспособности получить даже относительное.

2. Метафизическая стадия – это измененная форма теологической. Сверхъестественные, божественные силы здесь заменяются абстрактными силами, метафизическими сущностями. Прогресс в том, что интеллект опирается не на фантазию, а на рассудок. Метафизическая стадия – это новая рассудочная форма выражения старого теологического содержания.

3. Позитивная стадия – это стадия зрелости ума. Интеллект отличается трезвостью в оценке собственных сил, он ставит перед собой те задачи, которые он может решить, отказываясь от необоснованных притязаний на абсолютное знание.

О. Конт отказывает философии в специфике и собственном предмете, трактуя ее как сжатое изложение науки своего времени.

Идеи О. Конта были развиты английскими философами XIX века Джоном Стюартом Миллем (1806-1873), который продолжил вслед за Ф. Бэконом разработку и усовершенствование индуктивного метода, как универсального способа научного мышления, и Гербертом Спенсером (1820-1903) сформулировавшим эволюционный взгляд на мир. Для О. Конта, Дж.С. Милля и Г. Спенсера характерна ориентация на эмпиризм и на принцип верификации для доказательства истинности научных знаний.

Эмпириокритицизм возник как реакция на революцию в физике. На первой стадии революции в физике имел место кризис – ломка старых представлений, крах механистической картины мира. Философы, ориентированные на науку, должны были перестроиться, «старых» позитивистов они называют метафизиками.

Рихард Авенариус (1843-1896), Эрнст Мах (1838-1916) разработали концепцию нейтральных элементов. Нейтральные элементы нейтральны по отношению к материальному и идеальному, физическому и психическому. Объект состоит из ощущений, но они не в нас, а вне нас. В эмпириокритицизме применяется также принцип экономии мышления, который предполагает, что нужно отбросить все внеопытные допущения, а главным образом - отбросить признание материального мира, существующего независимо от нас, отказаться от понятий атома, причины, материи и т.д.

К неопозитивизму принадлежали Бертран Рассел (1872-1970), Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Морис Шлик (1882-1936) и другие. Общая установка неопозитивизма основана на том, что если любая наука – это прежде всего научная теория, а она, в свою очередь, представляет собой некоторую языковую систему, то проблема разграничения науки и ненаучного знания может быть решена на лингвистическом уровне. Соответственно в качестве эталона науки выступает та языковая система, которая относительно проста, логична и легко проверяема. С точки зрения Л. Витгенштейна, в этой роли выступает формальная логика, задающая общие критерии научности. При этом утверждается, что эмпирическое знание дано человеку в чувственном восприятии и познание здесь возможно с абсолютной достоверностью. Таким образом, функции науки можно свести к описанию явлений, а роль философии – к анализу языка научной теории.

По мнению Л. Витгенштейна, любое высказывание, имеющее смысл, должно быть сводимым к атомарным предложениям, которые, в свою очередь, являются лишь описаниями. Понятно, что философские высказывания свести к атомарным и эмпирически проверяемым предложениям нельзя, поэтому они, по мнению философа, должны быть отнесены к разряду псевдовысказываний, которые лишены всякого значения, а значит, бессмысленны.

Этап  постпозитивизма начался в 1950-х гг. Для постпозитивизма характерно обращение к истории науки, а также разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Представителями постпозитивизма являются Карл Поппер, Томас Кун, Имре Лакатос, Пол Фейерабенд, Стивен Тулмин и другие. Идею своеобразной «реабилитации» метафизики пытался осуществить английский философ К. Поппер (1902 - 1994). По его мнению, философия стимулирует научный прогресс. Метафизические идеи указывают направления и тенденции развития науки. Необходимость философии связана также и с психологическими причинами. Ученый должен верить в свою творческую деятельность и в возможность постижения истины. Следовательно, он должен верить в те умозрительные построения, с которых начинается построение научной теории и которые могут быть «весьма неопределенными» и носить «метафизический характер».

Прагматизм – это философское течение, возникшее в США в 70-е гг. XIX века. Представители прагматизма: Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914), Уильям Джемс (1842-1910), Джон Дьюи и другие.

Основным понятием прагматизма является человеческое действие, которое, представляя собой форму существования человека, обладает чертами сознательности и целенаправленности. Прагматизм является философским учением, занимающимся изучением мыслительных и иных структур, обеспечивающих успешность, полезность и продуктивность человеческих действий.

Чарльз Пирс сформулировал основное положение своей позиции в так называемом «принципе Пирса». Согласно этому принципу, понятие обо всех следствиях, вытекающих из практических действий исследователя с объектом, и есть полное понятие этого объекта. Иными словами объект существует не сам по себе, а лишь как включенный в нашу жизнь.

Основываясь на идеях Пирса, Уильям Джемс развивает теорию истины. В отличие от классического определения, мерилом истины в прагматизме служит не соответствие идеи объективному положению дел в мире, а успешность и полезность результата, достигнутого при ее практическом осуществлении. Истина – это то, что полезно. Проверка на истинность не выявляет истину, а создает истину.

Экзистенциализм – это философия существования. Основные представители этого направления: Габриель Марсель, Жан Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс и другие. В центре внимания экзистенциализма – проблемы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности. Основное понятие экзистенциализма – понятие экзистенции.

Экзистенция – центральное ядро человеческого «Я» как конкретной неповторимой личности; она несводима ни к переживанию в психологическом смысле, ни к всеобщему мыслящему разуму. Экзистенция заключает в себе нерасчлененную целостность субъекта и объекта, недоступную рациональному мышлению исходящему из противопоставления субъекта объекту. Человек осознает себя как экзистенцию прежде всего в «пограничной ситуации» – перед лицом смерти, болезни, катастрофы.

Свобода понимается в экзистенциализме как свобода выбора самого себя, формирование себя своими действиями и поступками. Человек существует лишь настолько, насколько он себя осуществляет, при этом свободный человек несет ответственность за собственный выбор. Экзистенциалисты описывают человеческое существование в терминах тревоги, заброшенности, отчаяния, одиночества. Обсуждение проблем взаимодействия личности и социального целого приводит к понятию абсурда.

Жизнь человека онтологически абсурдна: она не имеет предзаданного смысла. Единственный выход – героически принять абсурдность жизни, но это одновременно означает и бунт. Альбер Камю как иллюстрацию абсурда жизни приводит миф о Сизифе. Сизиф, как и Прометей, богоборец, у него нет никаких иллюзий, он вкатывает свой камень в гору в полном сознании бессмысленности этих действий. Сизиф Камю действует бесцельно, но он находит удовлетворение в осознании бесполезности своих действий.

Герменевтика – философское направление, изучающее искусство и разрабатывающее теорию понимания и толкования текстов (от имени Гермеса, передававшего сообщения от богов людям). Значительный вклад в развитие герменевтики внесли Фридрих Шлейермахер, Вильгельм Дильтей, Мартин Хайдегге р; создателем современного варианта герменевтики является Ганс Гадамер (1900 – 2002). Главная работа Гадамера – «Истина и метод».

Гадамер показал значимость предпосылок понимания. Понимание всегда начинается с подведения объекта под некоторую имеющуюся концептуальную схему. Поэтому отчасти разные люди будут понимать по-разному, но важнее, что существуют общие основания понимания, базовые схемы, заданные культурой и языком.

Понимание как процесс включает в себя ряд процедур интерпретации. Интерпретация – это совокупность приемов выявления и реконструкции смысла.

Существует четыре основных процедуры интерпретации:

1) языковая интерпретация – понимание слов, их этимологии, интерпретация метафор, смысловых ударений;

2) стилистическая интерпретация – выявление жанра произведения и анализ текста по законам этого жанра, оценка индивидуального стиля автора;

3) историческая интерпретация – выявление конкретных обстоятельств создания произведения, описание эпохи;

4) психологическая интерпретация – попытка постичь личность автора, его чувства, войти в его переживание мира.

Понимание как процесс внутренне противоречиво: всякое понимание предполагает некоторое предварительное понимание. Это выражает понятие герменевтического круга.

Фрейдизм. Основоположник направления - известный австрийский врач-психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). З. Фрейд первым из психологов усомнился в разумной природе человека. По мнению Фрейда, биологического в человеке гораздо больше, чем разумного, культурного или социального. Большую роль в детерминации его мышления и поведения играет бессознательное. Бессознательное представляет собой невидимую, скрытую часть человеческой психики, а сознание, или разум, человека – это видимая и незначительная ее частица.

Из всех бессознательных инстинктов наиболее сильным является сексуальный инстинкт, который Фрейд называет «либидо». Другим сильным инстинктом является, по Фрейду, влечение к разрушению, или инстинкт смерти – «танатос», который находит свое выражение в войнах, убийствах и преступлениях. Таким образом, человеческие мысли, действия и поступки определяют биологические инстинкты, составляющие сферу бессознательного. Эту бессознательную инстинктивную область Фрейд называет термином «оно». Кроме нее, на человеческое поведение влияют различные общественные нормы, принципы и законы, которые австрийский ученый обозначает термином «сверх-Я». Получается, что человеческое сознание «Я» вынуждено постоянно раздваиваться, между бессознательными инстинктами и общественными ограничениями. Идей З. Фрейда были подвергнуты критике и продолжены в неофрейдизме.

Неотомизм. Во второй половине XX века происходит активизация религиозных философских течений. Наиболее влиятельной религиозной философией становится неотомизм, являющийся одновременно формальной доктриной католической церкви. Представители неотомизма – Этьен Жильсон (1884-1978) и Жак Маритен (1882-1973) и другие. Название направления происходит от средневекового томизма (вспомните, что вы знаете об этом направлении). В неотомизме возрождаются основные категории философии Фомы Аквинского: бытие, сущее, существование, акт, потенция, форма и материя.

Главной задачей неотомизма является примирение религии, философии и науки. Неотомисты используют для доказательства существования Бога научные открытия и существующие научные проблемы. Доказательством бытия Бога они считают теорию расширяющейся Вселенной, второе начало термодинамики, процесс деления клеток и т.д. Для неотомистов характерно утверждение гармонии между верой и знанием.

Жак Маритен разработал концепцию интегрального гуманизма. Интегральный гуманизм рассматривает человека в целостности его природного и сверхприродного бытия. Благо человека связано не только с уровнем материальной жизни, но и с уровнем жизни духовной, с торжеством божественных ценностей – истины, добра, красоты, милосердия, взаимопомощи. Осуществление идеи интегрального гуманизма ведет к становлению нового, более высокого типа демократии, основанного на торжестве христианских ценностей, преодолении классовых антагонизмов, расцвету культуры.

Во второй половине XX века в Западной Европе возникает широкое философское движение постмодернизма. Ее ведущими представителями являются Ролан Барт, Жак Деррида, Жиль Делёз, Жан Бодрийяр, Мишель Фуко и др.

Можно выделить следующие общие черты данной философской традиции:

1. Философия постмодернизма отказывается от четкого выделения структуры философского знания. Также постмодернизм отказывается от классической философской терминологии и вводит собственные понятия: складка, ризома, деконструкция, диссеминация, симулякр, хаосмос и т.д. Постмодернизм также выделяет совершенно новые вопросы и проблемы, к ним можно отнести вопросы о судьбе философии в обществе потребления, о соотношении письма и речи, о вариативном характере субъективности, о роли пола в познании мира, о возможности понимания науки как элемента принуждения личности в государстве и т.д.

2. Философия постмодернизма отказывается от любой попытки построения единой и системной модели мира (неважно, научной, философской или теологической). С точки зрения постмодернизма конструирование того или иного видения реальности возможно, когда мы действуем в рамках какой-либо знаковой системы, или когда мы моделируем реальность в качестве виртуальной.

3. Постмодернизм отказывается от классической логики, рассматривающей любое явление через призму бинарных оппозиций: субъект – объект, внутреннее – внешнее, тождество – различие, добро – зло, мужское – женское и т.д. Философы-постмодернисты считают, что подобный подход обедняет рассматриваемый предмет и не позволяет увидеть его во всем многообразии.

4. Принцип множественности постмодернизма зафиксирован в понятии «ризома». Ризома – это форма корневища, не обладающая четко выраженным центральным стеблем; метафорически это характеризует логику размышления, в котором нет единой центральной линии. Термин введен в противовес понятию «структура» как четко систематизированному и иерархически упорядочивающему принципу организации.

5. Постмодернисты считают, что сознание современного человека неизбежно находится в плену стереотипов. Необходимо «постмодернистское усилие», чтобы выйти из-под груза этих представлений и сформулировать собственное суждение, поэтому постмодернизм стремится быть не понятным и доступным, а парадоксальным, и многие его идеи направлены на растормаживание мышления, переоценку ценностей, переворачивание привычных взглядов.

Вопросы для самопроверки.

1. Назовите основные черты неклассической философии.

2. В чем суть «переоценки ценностей» Ф. Ницше?

3. С чем связано возникновение философии позитивизма, каковы его особенности? Назовите основные стадии развития позитивизма.

4. Сформулируйте «принцип Пирса», как главный тезис прагматизма, дайте ему оценку.

5. Что такое «экзистенция» как ключевое понятие экзистенциализма?

6. Дайте определения понятиям: герменевтика, интерпретация, герменевтический круг.

7. Назовите основные черты философии постмодернизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: