Тема 1. Коммуникации и информация в современном обществе

КУРС ЛЕКЦИЙ

«Связи с общественностью»

Каналы коммуникаций. Роль информации в обществе. Исторические этапы становления и формы проявления СМК в процессе развития общественных отношений. Значение СМК в жизни общества. Особенности работы с ними в процессе осуществления PR-деятельности. Понятие общественных связей и проблема управления ими. Исторические примеры.

Понятие информационного общества. Информационное общество как результат развития общественной эволюции. Зависимость современных общественных процессов от уровня и качества информации.

Следуя весьма распространенной в социогуманитарном знании модели, выделяются две стадии развития любого социума: традиционное и современное общества. В традиционном обществе был распространен подход: “убей дурного вестника”. Пока пришлют следующего гонца, ситуация может кардинально измениться.

Традиционное общество характеризуется приоритетом «старших» и вертикальными (снизу вверх по социальной, государственной, политической, деловой иерархиям), преимущественно, каналами передачи информации, ритуализмом, т. е. приоритетом формы коммуникации над ее содержанием.

Современное общество проходит две стадии: промышленное (индустриальное) и постиндустриальное (информационное).

Промышленное общество, в котором преобладают технические системы и которое само отождествимо с инженерной схемой, не требовало налаживания коммуникации как социально-технологического действия. Проблема налаживания информационного взаимодействия была чисто технической. Формирование в условиях развитого промышленного капитализма рекламной индустрии, а затем сферы глубокого и целенаправленного изучения и формирования рыночного спроса, маркетинга, объясняется двумя дополняющими друг друга факторами. Во-первых, формируется весьма значительный по численности средний слой, класс потребителей, которому можно «навязать» товар. Во-вторых, большая часть населения развитых капиталистических государств остается пролетарской, с весьма ограниченными потребительскими возможностями – это в условиях массового производства и обострившихся циклических кризисов заставляет вести активную борьбу «за потребителя».

Промышленное общество еще три-четыре десятилетия назад представляло собой относительно простую, растущую преимущественно по количественным параметрам (увеличение производства и потребления) систему. При всей важности процессов интенсификации, это был экстенсивный рост. Исчерпанность «пределов роста» («Пределы роста» – одна из первых работ о глобальном кризисе современной цивилизации) требует использовать лишь факторы роста интенсивности (повышения эффективности, т. е. увеличение результата на единицу затраченного ресурса). Аналогии индустриального общества с системой технической, которая делает человека своим придатком, были излюбленной темой как ученых, философов и социологов, так и писателей, других представителей духовной культуры, причем в равной мере сатириков и фантастов. Техническая система могла быть разложена на уровни иерархии (по вертикали), отрасли (по горизонтали), соответственно, раскладывались и управленческие задачи. Роль индивида сводилась к положению «винтика» государственной машины в авторитарных политических системах, – легитимизирующего фактора (как правило, лишь во время голосования) в демократических.

Современный (постиндустриальный, информационный, постсовременный, постмодернизированный) социум, даже абстрагируясь от нахождения, как нашей страны, так и глобального сообщества в точке бифуркации, всех прочих кризисных характеристик современного мира, которые не входят в предмет нашего разговора, разительно отличается от описанной выше индустриально-технической модели. При всей важности в постиндустриальном обществе финансово-экономических, политико-правовых, социокультурных реалий, его принципиальное отличие – приоритет информационно-коммуникативной сферы. При этом именно модусы, направления, каналы связи приобрели стохастический характер. Соотношение индустриального и постиндустриального (информационного) общества в упрощенной форме сводится к следующей схеме:

Индустриальное общество Постиндустриальное общество
Легко предсказуемые конкретные проблемы Бифуркационность (нахождение в ситуации, сценарии будущего развития, в которой не просто многовариантны, а непредсказуемы), вероятностностный характер процессов во всех областях человеческой деятельности
Возможность разложения проблем на составные части Комплексность, системность любых социальных процессов
Стабильность Динамизм
Экстенсивный рост Интенсивный рост
Ценности создаются лишь в сфере материального производства Сфера работы с информацией становится местом производства большей части валового внутреннего продукта развитых стран
Наука и научно-технические достижения опосредованно влияют на производственный процесс Наука становится непосредственной производительной силой
При важности в обществе творческой работы, человеческий фактор не является в производстве важнейшим, “человек – придаток машины” Инновационность экономики требует иной роли человеческого фактора: творческий работник важнейшее условие успешного развития фирмы
Полнота и надежность информационных баз Ненадежность даже наиболее полных банков данных в силу слишком быстрого изменения системы знаний
Четкое разделение социального, равно как и политико-правового, статусов, социальных функций и ролей Сильная стратифицированность общества, нестабильность социальных границ и политико-правовых статусов, влекущая нестабильность статуса индивидов
Предсказуемость социально-политических позиций Сочетание недоверия и абсентеизма, аномии с экспрессивным голосованием
Стабильность социокультурной и экологической среды Социально-демографический и экологический кризисы

Преодоление кризисов современного общества требует перехода к устойчивому развитию, комплексному решению проблем на основе системы мер по сохранению среды человеческого обитания, природной, духовной, социокультурной. Информационное общество требует свободного и ответственного индивида, способного, прежде всего (независимо от сферы его деятельности), к принятию решений на основе объективной информации.

Глобальная деревня ─ термин М. Маклюэна для обозначения современного общества, в котором благодаря развитию коммуникационных систем люди рассуждают и поступают так, как если бы они были совсем рядом, жили в одной деревне.

Информация ─ сведения, передаваемые одними людьми другим людям каким-либо способом; сообщение об актуальных новостях внутренней и международной жизни или средство прямого воздействия на поведение человека через его психолого–личностные состояния.

Информация бывает: нейтральная текущая, акцентированная (положительная), открытая негативная (скандал), скрытая негативная (утечка), открытая негативная личностная (компромат), неожиданная (сенсация).

Роль информационных процессов и СМК для общественного развития. Изменения современного человека и его информационная зависимость. Информационная перегруженность и информационное пресыщение. Управляемость современного общества. Изменение социальных процессов: социализации, коммуникации, управления.

При всей важности в постиндустриальном обществе финансово-экономических, политико-правовых, социокультурных реалий, его принципиальное отличие – приоритет информационно-коммуникативной сферы. Преодоление кризисов современного общества требует перехода к устойчивому развитию, комплексному решению проблем на основе системы мер по сохранению среды человеческого обитания, природной, духовной, социокультурной. Информационное общество требует свободного и ответственного индивида, способного, прежде всего (независимо от сферы его деятельности), к принятию решений на основе объективной информации.

Эффективные технологии PR предполагают перевод ключевых сообщений на весь комплекс языков – вербального, событийного, визуального, направленность каждого сообщения на свою аудиторию. Реакции на сообщение, поведенческой и иной, следует уделять не меньшее внимание, чем передаче информации.

Современные законы социальной дифференциации и социального неравенства.

Информационное пространство ─ открытая самоорганизующаяся система, включающая в себя разнообразие информационных потоков и информационных полей, находящихся во взаимодействии. ИП динамично (не имеет завершенного состояния); структурировано (существуют аттракторы и барьеры); всегда защищено; не связано напрямую с реальным пространством; национально-специфично; безгранично; может вбирать в себя альтернативные и несовместимые элементы

Понятия информационного потока, информационного канала, информационной среды, информационного поля. Информационное поле ─ совокупность существующей в обществе информации. Информация существует только в процессе своего функционирования.Информационный поток последовательность сообщений, доносимых до аудитории посредством того или иного информационного канала. Основной акцент при характеристике информационного потока – содержательная сторона сообщения.

Информационная власть как основа современного социального управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: