Эстетическое чувство.Познавательная и воспитательная природа искусства

Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются в нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Чувство удовлетворения возникает в связи с восприятием того, что человек считает красивым, возвышенным. При восприятии безобразного, низменного появляется чувство отвращения, неудовлетворенности, гнева. Чувство красивого не безотчётно, оно, всегда имеет оценочный характер. Это чувство развивается вместе с развитием человечества, имеет историческую общественную, а не естественную природу, в нем отражаются свойственные тому или иному обществу, в ту или иную историческую эпоху эстетические вкусы, представления и понятия. В связи с этим чувство красивого различно проявляется у разных людей в зависимости от усвоенных ими представлений и понятий о прекрасном; оно достигает своей совершенной формы только через эстетическое воспитание человека. Функции искусства возникают и складываются на протяжении всего развития цивилизации в связи с формированием новых потребностей и особенностей поведения человека.

Вопросом функций искусства уделено значительное внимание еще ​​в теоретических разработках Аристотеля, который выделял следующие три функции - познавательную, воспитательную и эмоционального воздействия.
Познавательная (гносеологическая) функция. Отражая действительность, искусство является одним из способов познания духовного мира людей, психологии классов, наций, отдельных личностей и общественных отношений. Специфика этой функции искусства – в обращенности к внутреннему миру человека, стремлении проникнуть в сферу сокровенной духовности и нравственных побуждений личности.Воспитательная функция- В искусстве выражена вся система человеческих отношений к миру – нормы и идеалы свободы, истин, добра, справедливости и красоты. Целостное, активное восприятие зрителем художественного произведения есть сотворчество, оно выступает способом интеллектуальной и эмоциональной сфер сознания в их гармоническом взаимодействии. В этом состоит предназначение воспитательной и праксиологической (деятельностной) роли искусства.

Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются в нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА - переживание эстетического отношения к действительности. Они выражают понимание прекрасного, активизируют деятельность, помогают яснее понять высокое назначение человека, осуждать неблаговидные поступки, заставляют быть пунктуальным, собранным, аккуратным, следить за одеждой, чистотой помещений, точно и четко выполнять обязанности. Эстетические чувства разнообразны: чувство удовлетворения, восхищения, чувство героического, чувство отвращения и т. д. Чувство удовлетворения возникает в связи с восприятием того, что человек считает красивым, возвышенным. При восприятии безобразного, низменного появляется чувство отвращения, неудовлетворенности, гнева. Развитие эстетических чувствах требует от учащихся выработки эстетического идеала и усвоения эстетических оценок содержания и форм объектов. Эти нормы и оценки, как и понятие о прекрасном, совершенном в жизни, создаются на основе мировоззрения, овладения научными знаниями и культурой. Познавательная функция искусства основана на получении новой для индивида информации. Чаще всего она ассоциируется с историческими произведениями: романами, картинами, фильмами.Читая Аристотеля или Достоевского, мы можем вообразить, как жили наши соплеменники в Древней Греции или в России в девятнадцатом столетии. А романы Алексея Толстого или Михаила Шолохова приблизят нам не только в деталях, но и в описании способа мышления - менталитета - людей эпоху Гражданской войны. Познавательная функция искусства (или иначе - когнитивная) заключается также и в анализе живописных полотен, графики, иллюстрирующих действительность ушедших столетий. Ведь, к примеру, мы не смогли бы узнать о том, как выглядел Петр Первый, что носила Екатерина Великая, если бы они не были запечатлены на портретах художников-современников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: