Объясните общую схему оценки рисков СП-методом. Проиллюстрируйте на конкретном примере алгоритм его применения

В рамках рассматриваемого метода процесс идентификации риска разделяется на четыре последовательных этапа, на каждом из которых следует ответить на свой ключевой вопрос:

1. й этап — каково назначение исследуемой части установки или процесса?

2. й этап — в чем состоят возможные отклонения от нормаль­ного режима работы?

3. й этап — в чем причины отклонений?

4. й этап — каковы последствия отклонений?

Первый этап — определение назначения устройства. Проил­люстрируем использование СП-метода на простом примере. Рас­смотрим подземную емкость для хранения топлива для автомобилей. Емкость оборудована насосом, вентилями и клапа­нами, а также уровнемером. Схема всего оборудования приведена на рис. 5.3, на котором изображен подземный бак, из которого то­пливо подается на поверхность при помощи насоса. Насос включа­ется, когда наконечник бензошланга вынимается из гнезда шлангодержателя. Такая схема устройства характерна для боль­шинства бензоколонок.

Первым делом необходимо выяснить назначение установки. В нашем случае назначением является подземное хранение бензина и использование его для заправки автотранспорта. Теперь следует составить карточку, в которой будут указаны возможные отклоне­ния параметров, возможные причины таких отклонений, послед­ствия и необходимые меры безопасности, а также ключевое слово, которое должно предупредить об отклонениях от проектного ре­жима работы системы.

Прежде чем говорить о ключевом слове, группа исследовате­лей должна решить, какие особенности системы она собирается исследовать. В нашем примере необходимо определить, что имен­но представляет здесь интерес: поток топлива через систему, дав­ление или какие-либо другие ее характеристики. Большинство установок и систем в процессе работы характеризуется различны­ми параметрами. Такими параметрами могут быть поток, объем, температура, давление и другие, отклонение значений которых от нормы может привести к аварии или к невыполнению установкой своего назначения, а следовательно, к убыткам. Все важные для анализа характеристики системы должны быть приняты во внима­ние.

В рассматриваемом случае основная характеристика, которую необходимо исследовать, это поток бензина из емкости в автомо­биль.

Второй этап — выявление отклонений. Итак, в нашем случае назначение системы — создание потока бензина. Теперь следует выбрать ключевые слова. Примеры таких слов представлены в табл.1.

Таблица.1

Описание ключевых слов, используемых в СП-методе

Ключевые слова Значение Комментарии
Не или нет Полное отрица­ние назначения Ни одна из функций установки не осуще­ствляется, т.е. нет или потока, или нагре­ва, или давления. Еще ничего не случилось, просто не выполняется назна­чение системы
Больше или меньше Большее или меньшее значе­ние параметра Это может быть большая или меньшая величина потока. Точно также может быть большая или меньшая температура или давление
Кроме того Возникают какие то дополни­тельные свойства Проектное назначение осуществляется, но что-то еще происходит, например, в сис­тему поступает вода, которая попадает в бензохранилище, а оттуда в бак автомо­биля
Частично Качественное уменьшение свойств Только часть назначения осуществляется, а часть не осуществляется. Это не коли­чественное уменьшение (обозначаемое как «меньше, чем»), а уменьшение каче­ства
Обратно Логически про­тивоположное назначение Пример такой ситуации — реверсирова­ние потока или вместо кипения жидкости се замораживание
Другое, чем Полное измене­ние назначения Ни одна из функций проектного назначе­ния не осуществляется, а имеет место что- то совершенно другое. Например, какое- то количество другой жидкости попадает в бак и затем поступает по трубе в авто­мобиль

Ключевые слова, перечисленные в табл..1., предназначены для того, чтобы подсказать пользователю системы различные воз­можные ситуации, с которыми он может столкнуться в процессе ее эксплуатации.

Третий этап — анализ причин и последствий. После того как назначение системы определено, следует установить все, что мо­жет произойти с ней неприятного. Каждая возможная причина должна быть пронумерована, и под этим номером должны быть указаны возможные последствия и меры, которые необходимо принять.

Этот метод подходит как для действующего предприятия, так и для стадии проектирования любой системы или процесса. Группа проектировщиков вместе с риск-менеджером может подробно ис­следовать все варианты еще до того, как начнется изготовление установки.

Очень важно быть уверенным, что ничего не пропущено. Если система сложная, т.е. состоит из множества компонентов, напри­мер, клапанов, баков, трубопроводов и т.д., то очень трудно что- либо не пропустить. Чтобы избежать этого, полезно вести специ­альную контрольную карточку потоков, которая будет служить руководством и проводником в процессе исследований. Образец такой карточки показан в табл.2.

В этой карточке просто отмечаются различные этапы исследо­вания, и использование ее позволяет уменьшить возможность пропустить какую-нибудь секцию установки или процесса. После того как весь процесс анализа завершен, на карточке делается по­метка, что все секции и части системы проверены. Полезно завести специальный дневник, в котором будет отмечаться выполнение мер по предотвращению нежелательных событий и поломок.

Таблица.2

Карточка контроля потоков

Ключевое слово Отклонение Причины Последствия Меры
Нет Нет потока 1. Емкость пус­та 2. Входной клапан KI за­крыт 3. Не работает насос 4. Закрыты два других вентиля 5. Заблокиро­вано гнездо 1—5. Бензин не поступает в автомобили 4,5. Бензин просачивает­ся из труб 1. Регулярная про­верка бензохрани­лища 2,4. Ежедневная проверка вентилей 3. Регулярный про­филактический ре­монт насоса
Больше Больший поток 1. Неисправен насос 1. Утечка то­плива 1. Регулярный про­филактический ре­монт
Меньше Меньший поток 1. Неисправен насос 2. Не полно­стью открыты вентили 3. Частично закрыто гнездо 1—3 Дольше заполняется бак автомо­биля 1—3. То же, что в случае «нет потока»
Кроме того В бензин попала вода 1. Вода в бен­зохранилище 1. Вода попа­дает в баки автомобилей 1. Регулярная очи­стка бензохрани­лища

Общая схема последовательности этапов исследования риска при помощи СП-метода представлена на рис.4.

Преимущества рассматриваемого метода можно кратко сфор­мулировать в виде следующих выводов.

1. Возможные риски выявляются очень детально. Маловероят­но, что при таком подходе можно что-либо существенное упус­тить, при условии, что исследование выполняется компетентными специалистами.

2. Метод позволяет также подробно проанализировать отдель­ные части или секции сложной системы, что едва ли можно дос­тичь без ее предварительного структурирования.

1. Главный недостаток метода заключается в значительных за­тратах времени на проведение полного комплекса исследований Причем это не только затраты времени риск-менеджера, но и теx специалистов, которые привлекаются к работе. В результате по­добные исследования обходятся довольно дорого.

2. Второй недостаток связан с методологией анализа. Для того чтобы нарисовать схему установки, часто ее необходимо упростить. Но при этом упускаются некоторые детали, так что всегда существует опасность исключить из рассмотрения некоторые аспекты риска.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: