Возник в Индии около двух с половиной тысяч лет тому назад, — по-видимому, как учение, позволявшее отрешаться от религиозно-мистических культов Вавилона (Ассирии, Шумера и т. п.), которые с позиций «Хроматизма мифа» характеризуются архетипом синего цвета. Общебуддийская мифология считается во многом близкой брахманистской и индуистской. Это объясняется тем, что возрождение индуизма к концу I тысячелетия до нашей эры могло влиять, в свою очередь, и на становление буддизма, который мог ассимилировато многие древние культы, ранее остававшиеся за пределами ортодоксальной ритуально-мифологической системы.[cxliii]
Поэтому мне кажется возможным представить в этом же ряду и элементы такой национальной религии как индуизм. В мифологии индуизма Брахма, Вишну и Шива, по сути своей, представляют предвосхищение будущей троицы христианства, поскольку уже мыслятся в онтологическом и функциональном единстве: Брахма — творец мира, Вишну — его хранитель, Шива — разрушитель. При этом каждый из этих богов представяет воплощение определенных качеств. Так, Брахма — это страстность, активность, действенность; Вишну — ясность, уравновешенность, сознательность; Шива — пассивность, бессознательность, инертность[cxliv]. Иначе говоря, здесь уже возникали представления о трех ипостатических компонентах, в существовании которых мы убедились выше на примере интеллекта.
|
|
В то же время среди множества противоположно-взаимодополнительных характеристик буддистов и христианСудзуки акцентирует основную: христиане в Церкви — группо-центричны, хотя в социальном плане они исповедуют индивидуализм. Буддисты же в интуитивном стремлении к духовной индивидуации придерживаются социальной значимости группы [cxlv].
Символика цвета в буддизме в основном представлена мной по книге буддистского автора Сумбэ хамба Ишбалжир «Гирлянда цветов» и дополнена данными из справочников по цветовой символике, не претендующими на полноту или законченность[cxlvi].
° Белая Тара — высочайшая духовная трансформация через женственное.
° Тара — Мать всех Будд, «та, которая ведет наружу, за тьму оков».
° Белый цвет — (цвет Матери) — святость, непорочность, чистота, овладение самим собой, спасение.
° Пепельно-серый цвет — печаль, покаяние или раскаяние.
° Черный цвет — опасность, бедствие, зло, темнота скрытого (стесненного) бытия.
° Коричневый — (цвет отца).
° Красный цвет — (цвет отца) — материальность, радость, активность, созидание, жизнь.
° Оранжевый — цвет буддистских облачений монахов (в основном в Тибете, Монголии, Индокитае).
° Оранжевато-желтый — отказ от всего, отсутствие желаний, смирение.
° Желтый — (цвет сыновей) — означал боготство, любовь, духовность.
° "Желтый глаз" — ревность (Тибет).
° Ярко-зеленый — (цвет отца, цвет сыновей) — цвет жизни.
° Голубовато-зеленый — (цвет отца, цвет сыновей).
° Голубой цвет — (цвет сыновей) -холод Небес наверху и вод внизу.
° Сине-голубой — мудрость Дхарма-Даты (неразрывного единства интеллекта и Вселенной).
° Синий — (цвет отца) — олицетворял вечность, верность.
° Фиолетовый — (цвет сыновей).