Христианская символика цвета получила наибольшее развитие и распространение в восточной ветви христианства, где иконопись объективно нуждалась в такой символике. Согласно средневековой эстетике рай обычно представлялся в гамме золотисто-зеленых и красных тонов. В разных сценах меняется цвет одеяний Христа, связанный с широкими символическими представлениями:
‡ белый — святость, чистота, невинность, божественный свет;
‡ серый — смирение и победа духа над телом;
‡ черный — символ смерти; в сочетании с белым имеет значение чистоты и траура;
‡ коричневый — отречение от мира;
‡ зеленый — триумф жизни, надежда на воскресение, духовное посвящение в тайну;
‡ синий — цвет небес, божественной любви и истины;
‡ фиолетовый — страдание и покаяние.
Эти широкие представления о цвете были перенесены на облик отдельных героев библейской драмы. В изобразительном искусстве иконография закрепляет за отдельными персонажами Нового завета определенные тона одежд:
‡ Бог-отец в могуществе изображен в красных одеяниях,
|
|
‡ Богоматерь — в голубых,
‡ Богоматерь — Царица небесная — в пурпурных,
‡ Иоанн Предтеча — в светло-зеленых;
‡ Петр — в белых и синих одеяниях,
‡ Павел — в зеленых и красных,
‡ Мария Магдалина — фиолетовых,
‡ Иуда — темно-желтых,
‡ херувимы окрашены в голубые тона,
‡ серафимы — в красные,
‡ святая Троица — красный, синий и зеленый цвета.
Большое внимание уделялось фону, который окрашивался в золотой, белый и синий цвета, передающие ирреальность пространства.
Если следовать "Повести временных лет", то безусловным критерием истинности веры для русских послов (делегированных князем Владимиром в Константинополь) была ее красота. Именно красотой отличалась служба в Софийском соборе Константинополя и Русская культура оказалась подготовленной к восприятию Византийской эстетики. В Киеве, Владимире, Новгороде возводились великолепные Софийские соборы со службами священников в красочных облачениях.
«Внутренность русского храма, как и внутренность византийского храма, олицетворяет Вселенную. Наверху, в куполе, Христос Вседержитель благословляет мир из темно-синего неба», — отмечает доц. прот. В. Федоров. Зеленый цвет Троицы на золотом фоне икон, голубые и пурпурные цвета Богородицы и сине-голубые цвета куполов церкви вполне сочетались с красной («красивой») одеждой славян, опредмечивая архетипическое содержание их внутреннего мира.
Прихожане молятся стоя. Вместе мужчины и женщины. Крестное знамение заканчивается слева (лоб — живот — правое плечо — левое плечо) и согласуется с расположением нижней перекладины православного креста (взгляд спереди: левая часть выше правого). Показательно, что сзади левая часть этой перекладины оказывается ниже правой. Это вполне согласуется, если можно так сказать, с «семантическим взглядом из прошлого на православие», когда смысл возвышения левизны будет восприниматься «с точностью до наоборот».
|
|
Проповедуется единобрачие, однако фактически оно не соблюдается, так как параллельно существует неофициально признанный институт любовников и любовниц[clv].