Примечания к 5 части

[mccxxviii] Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996. С. 208.

[mccxxix] Лестер Ирина. Зачем нам феминизм? // «Женщина Плюс…». 2002. № 3 (27). С. 13–15; Абарбанел Гейл, Ричман Глория. Жертва изнасилования // «Все люди — сестры». Бюллетень № 1–2. Петербургского Центра Гендерных Проблем. СПб., 1993. С. 106–124.

[mccxxx] Яньшин П. В. Эмоциональный цвет… С. 197–199.

[mccxxxi] Дорофеева Э. Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний // Психические заболевания. Л.: Медицина. С. 319–327.

[mccxxxii] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 55.

[mccxxxiii] Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969. С. 84.

[mccxxxiv] Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984. С. 10.

[mccxxxv] Там же. С. 24.

[mccxxxvi] Лингвисты нередко смешивают понятия о светлоте и яркости. Последняя, по определению фотометрии, является характеристикой цветного света, а не цветовых образцов, цвет которых принято характеризовать понятием светлоты.

[mccxxxvii] Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 231–290.

[mccxxxviii] Kay P., McDaniel C. The linguistic sighificance of the meaning of basic colour terms // Language. 1978. V. 54. P. 629 (Цит. по: А. Вежбицкой, 1997. С. 238).

[mccxxxix] Категориальной универсалией цвета, согласно концепции Анны Вежбицкой, является цветовой фон природы. Так, по мнению этого исследователя, коричневые и рыжие цвета представляют культурный интерес, который безусловно связан с важностью почвы и скота в жизни человека и поэтому должны рассматриваться в контексте зрительной релевантности таких пространств (конструктов), как небо (чаще всего голубое), море (чаще всего синее), земля, покрытая травой (обычно зеленой), земля, покрытая снегом (белым) и голая земля (обычно коричневая). Однако этой концепции противоречат по меньшей мере три положения. Во-первых, голая земля не всегда является черноземом, так нередко встречаются и красноземы, и желтоземы, и песчаники. Во-вторых, человек чаще обращает внимание на фигуру на каком-то фоне, чем на фон за кокой-то фигурой. Внутренние универсалии для фигуры (компоненты интеллекта и времени) достаточно детально представлены в работах по хроматизму. И в-третьих, материалы, к примеру, чукотского языка показывают, что с подобного рода предметными цветовыми универсалиями связаны названия лишь для желтых, зеленых и синих тонов, тогда как обозначения для белого, черного и красного цветов не выводятся из названий и поэтому не связываются с какими-либо из перечисленных универсалий (Шемякин Ф. Н. К проблеме словесных и чувственных обобщений (на материалах названий цвета в чукотском языке) // Изв. Ак. Педагог. наук РСФСР. М., 1960. Вып. 113. С. 75).

[mccxl] Здесь, правда, следует учесть, что в лингвистике под означаемым нередко имеют в виду не реальный предмет, а соответствующий концепт или понятие, что, вообще говоря, снимало бы сам предмет дискуссии, если бы обсуждение велось исключительно в пределах лингвистического анализа и не переставляло акценты в основах хроматизма.

[mccxli] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 56.

[mccxlii] Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 125.

[mccxliii] См., к примеру, коллективную монографию (Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Л.: Наука, 1990).

[mccxliv] Иное дело, если это слово сопоставляется с материальным объектом, например, с краской, о чем в данном случае речи не идет.

[mccxlv] Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара, 1996. §5.4.

[mccxlvi] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. 2001. Часть 3.

[mccxlvii] Это подтверждается феноменом образования образ-концепта, в котором смысл образа (концепт) принципиально не отделим от образа (апертурного цвета). Об этом размышлял еще Витгенштейн в § 239 Философских исследований: «Откуда человеку знать, какой выбрать цвет, когда он слышит слово «красный»? — Очень просто: он должен взять тот цвет, образ которого всплывает в его сознании при звуках услышанного слова. — А как ему узнать, каков тот цвет, «образ которого оживает в его сознании»? Нужен ли ему для этого еще какой-то критерий? (Разумеется, существует некая процедура: выбор цвета, возникающего у кого-то в сознании, когда он слышит слово…) Фраза: «Слово “красный” обозначает цвет, возникающий в моем сознании, когда я слышу слово “красный”» — была бы дефиницией, а не объяснением сути обозначения чего-нибудь словом» (Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 170).

[mccxlviii] Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета: Учебно-методическое пособие. Самара: СамГПУ, 2001. Гл. 6.

[mccxlix] Любопытно, что не только лингвисты, но и психологи старательно обходят хроматическое соответствие психического идеальному. К примеру, в своей замечательной книге О. А. Орехова пишет, что «хрома» включает три основных значения: обозначение цвета; цвет как ощущение; энергия — эмоции, чувства как их информационно-энергетическое отношение (Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002. С. 39). Однако никогда еще обозначение цвета не включалось в понятие “цвет”, включая сюда и термин “хрома”. Так, у большинства античных мыслителей наиболее часто используемым значением “хрома” было именно представление о цвете как идеальном (внутреннем, чисто психическом!) образе по меньшей мере относительно материальной краски внешнего мира. Цветообозначение же является материальным относительно этого образа. Еще раз напомню, что в любом разделе науки (в отличие от философии), вероятно, никогда не будет соблюдаться принцип абсолютного детерминизма — в силу относительной идеализации как объектов, так и граничных условий их исследования.

[mccl] Если под «образом» понимать субъективную картину мира всех планов интеллекта, а под «концептом» — смысл образа, то «образ-концепт» включает смысл образа с картиной мира, объективированной Ид-планом. Иначе говоря, образ-концепт представляет собой смысл архетипического образа, сублимированного в процессе фило- и онтогенеза. Поэтому — в отличие от образа и концепта — в образ-концепте смысл и несущий его образ принципиально неразделимы в силу сублимации. Наиболее характерный пример образ-концепта — апертурный цвет, где смысл и образ цвета содержат информацию исключительно в интегрированном сублимацией виде (Под «сублимацией» в хроматизме понимается вид обобщения на уровне «чувственно-образной» логики подсознания).

[mccli] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психология). СПб.: ДНК, 2000. С. 29–31.

[mcclii] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 28–30.

[mccliii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980, P. 124, 189–191.

[mccliv] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990. С. 9, 45, 112.

[mcclv] Серов Н. В. Античный хроматизм. Гл. 7, 14, 17; Серов Н. В. Эстетика цвета. § 1.2–1.5.

[mcclvi] Соколов Е. Н. Векторная психофизиология // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 4–5. Леонов Ю. П. К теории цвета в евклидовом пространстве // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 54–67; Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 43–47.

[mcclvii] Серов Н. В. Хроматизм мифа. С. 112, 212. Он же. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. С. 447–474; он же. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб.: Бионт, 1997. С. 42–45.

[mcclviii] Серов Н. В. О междисциплинарном языке и моделировании интеллекта // Теоретические и прикладные вопросы психологии. СПб., 1997. С. 193–201; он же. Семантика цвета в традиционных культурах. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. культуролог. наук. СПб.: СПбГУ; М.: Деп.ВИНИТИ, 1998. С. 1–282; Serov N. Semantics of color in chromatism // The 9th Congress of International Color Association // Proc. SPIE, 2002. Vol. 4421. P. 48–51.

[mcclix] Серов Н. В.. Семантика цвета в традиционных культурах. Дисс. на соиск. уч. ст. докт. культуролог. наук. СПб.: СПбГУ; М.: Деп.ВИНИТИ, 1998. С. 1–282; он же. О классификации формул физики на основе теории размерностей // Физика твердого тела. Л.: ЛГУ, 1975. С. 236–241.

[mcclx] В самом деле, казалось бы, «нельзя в одну реку войти дважды», — как говаривал Гераклит и упорно повторяют современные философы, забывая, что принципы научной идеализации еще Платоном только начинали осознаваться.

[mcclxi] Дорфман Л. Я. Эмпирическая психология: исторические и философские предпосылки. М.: Смысл, 2003. С. 45.

[mcclxii] Весьма показательным мне показался вопрос участницы одной из конференций в конце 2002 года: «А кто вам сказал, что психология должна быть наукой; это вы сами так решили?». — Чтобы не ссылаться на авторитеты, я ответил утвердительно. В действительности же, эта проблема в течение веков вставала перед учеными и прежде всего — в ее этическом аспекте. Лицам, которых волнует эта проблема, я мог бы рекомендовать внимательно прочитать 10 Главу монографии Карла Роджерса «Становление личности. Взгляд на психотерапию» (М.: ЭКСМО-Пресс, 2001) и сопоставить все «за» и «против» лично для себя.

[mcclxiii] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 246.

[mcclxiv] Там же. С. 43.

[mcclxv] Килошенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты. СПб., 2001.; Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М., 2001; Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002; Бреслав Г. Э. Цветопсихология СПб., 2000; Яньшин П. В. Эмоциональный цвет: Самара, 1996; он же. Введение в психосемантику цвета. Самара, 2001.

[mcclxvi] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., ДНК, 2000. С. 21.

[mcclxvii] Там же. С. 248, 380, 211.

[mcclxviii] Бреслав Г. Э. Цветопсихология… СПб.: Б&K, 2000; Ульяновский А. В. Мифодизайн рекламы. СПб.: Петрополь, 1995.

[mcclxix] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 445.

[mcclxx] Так, например, Рудольф Арнхейм полагает, что «объективный перцепт — это объект, который мог бы быть рожден в нервной системе, если бы не существовали активные внутренние силы, вызывающие различия при восприятии. В ряде случаев на объективный характер перцептов косвенно указывает их сходство с физическими эквивалентами <…> Будучи измеренными, яркость цвета или длина соответствующей волны — это не свойства объекта восприятия, а лишь его физические корреляты; между тем, одни лишь перцепты доступны человеческому опыту» (Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. С. 341). На мой взгяд, эти рассуждения позволяют лучше понять первоочередную важность перцепта в жизни человека, и в то же время еще раз доказывают принципиальную неразделимость образа и цветового концепта в сублиматах, то есть в образ-концептах.

[mcclxxi] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 54–58.

[mcclxxii] Цит. по: Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 441.

[mcclxxiii] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 28, 29.

[mcclxxiv] Там же С. 31, 20, 211..

[mcclxxv] Вспомним, что о связи психологии и философии говорил и Пиаже, но основополагающим принципом его теории было все же подразделение терминологии для этих областей познания (Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969. С. 70).

[mcclxxvi] Никандров В. В. Метод моделирования в психологии: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2003. С. 20.

[mcclxxvii] Приведение хроматического тезауруса в качестве примера для Сборника мне кажется достаточно обоснованным. Ибо у любого серьезного исследователя закономерно возникает вопрос: «На какой основе можно создавать подобный Сборник?» И, разумеется, вряд ли это сможет быть реальным мероприятием, если он будет основан на одной из «субъективных» (см. § 1.1.) теорий одного из исследователей. Именно это «рассогласование» известных мне психологических теорий и позволило предложить в качестве основы хроматическую модель интелекта, объективированную мировой культурой. Это предложение связано и с тем, что переход от объективного к субъективному всегда осуществляется более адекватно, чем обратный переход.

[mcclxxviii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. § 8.4.

[mcclxxix] Напомню, что согласно К. К. Платонову, к первой подструктуре относятся исключительно социально обусловленные свойства личности (направленность, моральные свойства и отношения; ко второй — индивидуально приобретенный опыт (знания, навыки, умения, привычки, уровень личной культуры); к третьей — индивидуальные особенности отдельных психических процессов (форм отражения); наконец, к четвертой — биологически обусловленные свойства личности (темперамент, инстинкты, органические изменения) (Платонов К. К. Теория и методы изучения личности // Личность и труд / Под ред. К. К. Платонова. М.: Мысль, 1965. С. 21; он же. Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 69–70). В хроматизме же рассматриваются не структуры (ибо они обозначают некие материальные свойства отношений) а системные функции. См. мою «Светоцветовую терапию», где эти функции сопоставлены с подструктурами К. К. Платонова. Структуры же и подструктуры могут рассматриваться в физиологии на уровне материальных субстратов этих относительно идеальных функций.

[mcclxxx] Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: ИП, 1969. С. 177–214.

[mcclxxxi] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 123.

[mcclxxxii] Там же. С. 248.

[mcclxxxiii] Там же. С. 245.

[mcclxxxiv] Платонов К. К. Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 21.

[mcclxxxv] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 247.

[mcclxxxvi] Платонов К. К. Личность при социализме. М.: Наука, 1968. С. 21.

[mcclxxxvii] Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000. С. 243.

[mcclxxxviii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. 2001. Ч. 3.

[mcclxxxix] Там же. С. 36.

[mccxc] Там же. Ч. 2.

[mccxci] Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984. С. 19.

[mccxcii] Шопенгауэр А. ПСС. Т. I. М., 1901. С. 193.

[mccxciii] Невская А. А., Леушина Л. И. Ссимметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов. Л.: Наука, 1990. С. 28–30, 75–82.

[mccxciv] Кольцова М. М. Обобщение как функция мозга. Л.: Наука, 1967. С. 169.

[mccxcv] Невская А. А., Леушина Л. И. Ссимметрия полушарий … С. 28–30, 75–82.

[mccxcvi] Основанием этому служит гипотеза нейрофизиологов, согласно которой межполушарные различия существуют не только на когнитивном уровне, где производится классификация сенсорных сигналов и принимаются решения о зрительных образах, но и на более раннем этапе — еще при описании изображений с помощью врожденных, необучаемых механизмов зрительной ситемы (Невская А. А., Леушина Л. И. Ссимметрия полушарий…. С. 82–84).

[mccxcvii] Напомню, что Л. Витгенштейн намечал проблему Видение общего следующим образом: « Представь, что я показываю кому-нибудь разноцветные картинки и говорю: «Цвет, который ты видишь на всех этих картинках, называется “охра”. — Это — определение, и другой человек поймет его, отыскав и увидев то общее, что есть в этих картинках. Тогда он может взглянуть на это общее, указать на него. Сравни этот пример с таким: Я показываю ему фигуры разной формы, но окрашенные одним цветом и говорю: «То общее, что в них имеется, называется “охра”» (Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 113).

[mccxcviii] Василевич А. П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. На материале цветообозначения в языках разных систем. М.: Наука, 1987. С. 53.

[mccxcix] Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект / Сост. В. В. Петров. М.: Прогресс, 1995. С. 95–142.

[mccc] Серов Н. В. Светоцветовая терапия, 2001. § 11.3.

[mccci] Цит. по: Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 352.

[mcccii] Позже, правда, сама Э. Рош отказалась от этой гипотезы, но в информатике ее экспериментальные и аналитические работы, подтверждавшие существование «прототипов» и «фокусных цветов» считаются вполне работосопособными. См.: Лакофф Дж. Когнитивное моделирование // Язык и интеллект / Сост. В. В. Петров). М.: Прогресс, 1995. С. 143–184. Аналогичный вывод сделан и в хроматизме в связи с тем, что между «прототипами» фокусных цветов и апертурными цветами архетипов мной было установлено множество связей.

[mccciii] Витгенштейн Л. Философские исследования. § 501.

[mccciv] Цит по: Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. / Сост. М. С. Козлова. М.: Гнозис, 1994. С. 426. Для лучшего понимания смысла ОК отметим, что этот афоризм Витгенштейн заключает следующими словами: «Какое странное признание». Действительно для формальной логики это абсолютно непонятно, тогда как для образной — априорная истина. Это Витгенштейн — как гений аналитической философии — выразил весьма четко.

[mcccv] В этом смысле публикации психологов до сих пор пленяют своей философичностью. Что, к примеру может означать фраза: «Психический образ — результат сложно организованной деятельности, опосредованной категориальными структурами различного типа и происхождения». См., например, Яньшин П. В., Фомина Ю. В. Специфичность эмоциональной категоризации хроматических и геометрических признаков у детей дошкольного возраста // Психол. Журн. 2002. Т. 23. № 1. С. 61–70. При этом как всегда испытуемые не ранжированы ни по гендеру, ни даже по полу. Поэтому, разумеется, без философии здесь не обойтись.

[mcccvi] Международный светотехнический словарь / Под ред. Д. Н. Лазарева. М.: Русский язык, 1979. С. 71–72.

[mcccvii] Луизов А. В. Свет и цвет. Л.: Энергоатомиздат, 1989. С. 27.

[mcccviii] 2 Нюберг Н. Д. Курс цветоведения. М.; Л.: ГИЛП, 1932. С. 94–103; Максимов В. В. Трансформация цвета при изменении освещения. М.: Наука, 1984. Гл. 1.

[mcccix] 3 Максимов В. В. Трансформация цвета при изменении освещения. М.: Наука, 1984. Гл. 1; Nayatani Y. On attributes of achromatic and chromatic object-color perceptions // Col. Res. Appl., 2000. V. 25. P. 318–332.

[mcccx] Рабкин Е. Б. Методы спектральной индикации // Проблемы физиологической оптики. 1969, Т. 15. С. 43–48.

[mcccxi] Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир, 1978. С. 422.

[mcccxii] Hard A., Sivik L. A theory of colors in combination. A descriptive model related to the NCS color-order system // Color Res.& Appl. 2001. V. 26. P. 4–28.

[mcccxiii] Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: АН СССР, 1951. С. 67.

[mcccxiv] Ярбус А. Л. О работе зрительной системы человека // Биофизика. 1975. Т. 20. Вып. 5. С. 916–919; Graham C. H., Brown J. L. Color contrast and color appearances: brightness constancy and color constancy // Vision and visual perception (Ed. C. H. Graham). N.Y., John Wiley & Sons 1966. P. 469–472.

[mcccxv] Nayatani Y. On attributes of achromatic and chromatic object-color perceptions // Col. Res. Appl. 2000. V. 25. P. 318–332; Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. Гл. 14.

[mcccxvi] Серов Н. В. Светоцветовое представление информации // Научно-техническая информация. 2001. Сер. 2. № 12. С. 1–3.

[mcccxvii] Серов Н. В. Светоцветовое представление информации // Научно-техническая информация. Сер. 2. Информационные процессы и системы. 2001. № 12. С. 2.

[mcccxviii] Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: ИЛ, 1963. С. 243–332.

[mcccxix] Цветовые образцы хроматических тестов (хром-тестов) помещены на задней стороне обложки «Светоцветовой терапии». СПб.: Речь, 2001, 2002.

[mcccxx] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. 2001. § 1.6.

[mcccxxi] Оствальд В. Цветоведение. М.; Л.: Промиздат, 1926. Гл. 4.

[mcccxxii] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета. СПб.: Речь, 2001. Гл.11.

[mcccxxiii] В «Светоцветовой терапии» не учитывались функции процесса осознания информации, что и привело к безразмерной характеристике сознания как компонета интеллекта.

[mcccxxiv] Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 43–47. Прошу отметить, что в формулах (4) этой статьи и (14.43) «Светоцветовой терапии» вкралась опечатка. Должно быть: l2 =(lо -a l1) / (1 -a).

[mcccxxv] Colby K. M. Energy and structure in psychoanalysis. N.Y., 1955. Eysenck A. A critical and experimental study of color preference // Am. J. Psychol. 1941. 54. 385–394.

[mcccxxvi] Серов Н. В. Светоцветовое определение информации // Информатика. 2001. Сер. 2. № 12. С. 1–3.

[mcccxxvii] См.: Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы? // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 14–15, 45–46; Канаев И. И. Очерки из истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до ХХ века. Л.: Наука, 1971. С. 148–153.

[mcccxxviii] В психологии задание граничных условий нередко не оговаривается. Поэтому мы акцентируем тот факт, что только благодаря граничным условиям можно легко разрешить достаточно сложные проблемы и парадоксы. Так, например, известный под именем «бесконечного спуска» парадокс первичности яйца или курицы не имеет решения ни в формальной логике, ни в онтологии. Законы же семантической логики (разрабатываемые в рамках хроматизма) позволяют ввести четкие критерии познания этой системы благодаря заданию граничных условий. Так, при появлении новой (неизвестной ранее) информации о том, к примеру, какое будет яйцо — «золотое» или «серебряное», мы наблюдаем случай экстремальных условий (рождения нового как революционный путь, занимающий к тому же много меньший интервал времени, чем эволюционный путь) и, безусловно первичным здесь будет курица. При обычных же, то есть нормальных (известных заранее) условиях вылупления и роста цыпленка первичным в этом эволюционном (более длительном) процессе становится яйцо и т. д.

С этих позиций весьма проблемный вопрос о соотнесении образа и предмета (см., например, Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 4. С. 120–121) в хроматизме решается однозначно именно благодаря заданию четких граничных условий. В нормальных условиях существования субъект (строго говоря, реципиент) соотносит свойства и отношения предмета в образе. В экстремальных же условиях (процесс рождения, творческого озарения и т. п.) субъект (творец) соотносит свой образ с предметом, который он создает ab ovo. Иное дело, что реципиент (в отличие от творца) этот образ может и не осознавать, что нередко позволяет ему категорически отрицать его существование на недизъюнктивном уровне описания. Вообще говоря, такой подход к разрешению этого парадокса может сводить развитие современной психологии исключительно к безубразному (следовательно, и внесемантическому) описанию предметов исследования в связи с тем, что может отрицать первичность образа как принцип порождения информации (то есть нового знания) и утверждать истинность лишь эволюционного пути развития науки.

[mcccxxix] При поиске факторов, от которых в наибольшей мере зависит величина вегетативных компонентов эмоциональной реакции, выяснилось, что к ним можно отнести величину потребности, на базе которой возникает данная эмоциональная реакция, и прогнозируемую мозгом вероятность удовлетворения этой потребности (Симонов П. В. Вегетативные корреляты эмоциональных состояний // Физиология вегетативной нервной системы. Л.: Наука. С. 596–617).

[mcccxxx] При М = 0 величина отношения (38) стремилась бы к бесконечности, что противоречило бы атрибутам настоящего времени, тогда как при d = 0 стремилась бы к нулювеличина Id. Отсюда остается предположить, что Md ® Id. Поэтому соотношение (38) следует признать чисто гипотетическим без введения дополнительных данных.

[mcccxxxi] Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 44.

[mcccxxxii] Оствальд В. Цветоведение. М.; Л.: Промиздат, 1926. Гл. 4.

[mcccxxxiii] Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 46.

[mcccxxxiv] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. § 12.2

[mcccxxxv] Серов Н. В. Электронные термы молекул // Оптика и спектроскопия. 1984. Т. 56. Вып. 4. С. 390, 405.

[mcccxxxvi] Вавилов С. И. Глаз и Солнце. М.: АН СССР, 1961. С. 71–110.

[mcccxxxvii] Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: АН СССР, 1951. Гл. 4.

[mcccxxxviii] Результаты этих исследований мы приводим без поправок на хроматическую аберрацию, поглощение, отражение и рассеяние света глазными средами, что, как известно, лишь смещает границу Vl (Vl’))(Graham C. H., Brown J. L. Color contrast and color appearances: brightness constancy and color constancy // Vision and visual perception (Ed. C. H. Graham). N.Y.: John Wiley & Sons 1966. P. 469–472).

[mcccxxxix] Кравков С. В. Цветовое зрение. М.: АН СССР, 1951. С. 125.

[mcccxl] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968; Цуканов Б. И. Время в психике человека. Одесса: Астропринт, 2000.

[mcccxli] Данный парадокс разрешается при задании граничных условий на изучаемую систему (см. примечание выше). Помимо этого следует учесть, что для испытуемого K? Одежды = K?, так как K? одежды = K? тела и, следовательно, K? одежды = K??тела.

[mcccxlii] Стимульные образцы хром-тестов приведены на обложке всех изданий «Светоцветовой терапии».

[mcccxliii] Ming-Chuen Chuang, Li-Chen Ou. Influence of a holistic color interval on color harmony // Color Res & Appl. 2001. V. 26. P. 29–39.

[mcccxliv] Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001.

[mcccxlv] Строго говоря, в хроматизме используется круг оппонентных цветов Геринга, который включает в себя как дополнительные, так и контрастные цвета. Для поставленных нами задач этот фактор является весьма существенным, так как позволяет учитывать оппонентный характер взаимодействия компонентов интеллекта.

[mcccxlvi] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. 2001. § 14.2–14.3.

[mcccxlvii] Wittgenstein L. Bemerkungen über die Farben. Frankfurt, 1979. S. 10–11.

[mcccxlviii] Метамеризация (физиолог.) — бессознательный процесс одинакового цветового ощущения от стимулов, образованных смесями различных спектральных цветов.

[mcccxlix] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990; он же. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995; он же. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб.: Бионт, 1997; он же. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001.

[mcccl] Сегодня практически все лингвисты пришли к выводу, что вербальный язык не в состоянии решить проблему адекватной интерпретации собственно языковых сложностей (к примеру, в проблемах «лексического класса», «цветовых концептов», «конверсных отношений» и т. п.), и что для этого необходимо построение некоего контекстно-зависимого языка, который был бы в состоянии сочленить лигвистические и чувственные предикаты на уровне единого представления. См.: Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 34; Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 286; Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. М.: Наука, 1984. С. 27–31.

[mcccli] Так анализируя новые контексты межконфессионального диалога, М. А. Сиверцев отмечает, что пространство личного религиозного опыта оказывается пространством становления особого религиозного самосознания, включающего и право на личную духовную автономность, и принятие другой религии как пути столь же ценного, как и путь собственной традиции. См. статью: М. А. Сиверцев. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации // Человек. 2002. № 5. С. 76–87. Обоснование аналогичных выводов на примере цветового пространства приведено также в моей статье Аксиология цвета в культурах Востока и Запада // Евразия. 2001. № 2. С. 85–91.

[mccclii] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 479

[mcccliii] Гуревич П. С. Роптания души и мистический опыт (Феноменология религии У. Джеймса) // Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. С. 411.

[mcccliv] Сиверцев М. А. Межрелигиозный диалог в условиях цивилизации / Человек, 2002, № 5. С. 76, 81–82

[mccclv] Здравомыслов В. И., Анисимова З. Е., Либих С. С. Функциональная женская сексопатология. Пермь: Репринт, 1994. С. 22–25.

[mccclvi] Хельмиус Г. Сценарий взросления… СПб., 2003; Тэниэхилл Р. Секс в истории. М., 1995; Эндимион. Философия низа…СПб., 1992; Лев-Старович Зб. Секс в культурах мира. М., 1991.

[mccclvii] Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990. С. 52–54.

[mccclviii] См. также: 3 Царств 8: 27; 2 Парал. 6:18. В буддизме эта мысль выражается более психологично: «Трудность заключается именно в том, что оно есть особо интимная вещь, которую наиболее трудно постигнуть, так как человеческий глаз не может взглянуть на самого себя» (Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму. С. 30). С этой концепцией в хроматизме смыкаются и заключения современных нейрофизиологов, которые постоянно отмечают невозможность планомерного сопоставления определенных функций со структурами гипоталамо-гипофизарной области мозга. Эти же заключения делает А. С. Батуев (Батуев А. С. Высшие интегративные системы мозга. Л.: Наука, 1981. С. 211–224). По данным же А. В. Завьялова, источником наиболее эффективных системоорганизующих влияний, адресованных остальным структурам, являются ретикулярная формация, хвостатое ядро и гипоталамус (Завьялов А. В. Соотношение функций организма. (экспериментальный и клинико-физиологический аспекты) М.: Медицина, 1990. С. 96, 143–146).

[mccclix] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I. М.: Гнозис, 1994. С. 487.

[mccclx] Серов Н. В. Светоцветовое представление информации // Научно-техническая информация. 2001. Сер. 2. № 12. С. 1–3 (См. формулу (18) в настоящем издании).

[mccclxi] Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М., 1990. С. 28–29.

[mccclxii] Цит. по: Клеман О. Истоки. Богословие отцов Древней церкви. Тексты и комментарии. М.: Путь, 1994. С. 77–78.

[mccclxiii] Цит. по: Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М., 1990. С. 51. Как замечает Судзуки (С. 103) по поводу непереводимости представления «праджня» на западные языки, «европейцы не имеют духовного опыта, сколько-нибудь напоминающего праджню. Праджня — особое преживание человека, когда он чувствует в глубинах своего существа бесконечную тотальность вещей. Говоря языком психологии, это переживание конечного эго, разрывающего свою тягостную оболочку и обращающегося к бесконечному, которое порождает все конечное, ограниченное и потому преходящее. Мы можем рассматривать подобный опыт как целостную интуицию того, что выходит за предел любого нашего частного, специфического опыта». Итак, выводы биогеохимика В. И. Вернадского полностью совпадают как с христианской, исламской и буддийской концепциями, так и с опытными данными хроматизма.

[mccclxiv] Разумеется, я вполне сознаю, что для создания мировой религии потребуются годы и годы, однако, на мой взгляд, предложенная здесь модель вполне работоспособна именно в силу веры каждого индивида в принципиальную связь как с собственным внутренним «непознаваемым» божеством под- и бессознания, так и со всем человечеством, наблюдающим за его земной жизнью путем постоянной связи биополя «ноосферы» с его гипоталамусом. О божественности.

Выводы

1. Анализ семантики цвета показал тысячелетиями воспроизводимое («архетипическое») единство представлений человека о внешнем и внутреннем мире — независимо от каких-либо миграционных процессов — что привело к созданию архетипической модели интеллекта (АМИ).

2. Хроматический анализ независимых источников информации о смысле и значении цвета в мировой культуре показал воспроизводимую картину следующих представлений АМИ: компонентов (дифференцированных по полу и/или гендеру), периодов времен и основных типов обобщения.

3. Разделение понятий «пол» и «гендер» (на уровне АМИ) привело к адекватному представлению граничных условий для психологических экспериментов.

4. Обобщение полученных данных для поло-возрастного и, в частности, гендерного моделирования интеллекта позволило создать условия для исследований онтогенеза (взросления) человека на новом («атомарном») уровне научных представлений.

5. Цветовая гармония моделировала партнерам всестороннюю динамическую устойчивость их совместного существования для оптимальной рекреации и воспроизводства физически и психически здорового потомства, способного к обучению и социализации.

6. Установлено три типа обобщения по цвету, которые функционально связаны с тремя компонентами АМИ — цветообозначение (сознание, формальная логика), апертурный цвет (подсознание, образная логика) и метамерный цвет (бессознание, «природная» логика).

7. Все цвета можно рассматривать как пары, которые обладают взаимодополняющим и одновременно оппонирующим характером воздействия на определенные компоненты сложных открытых систем.

8. Хроматическое моделирование определило оппонентно-преемственный характер основных религиозных течений и реальную возможность обобщения их архетипов в цветовом теле для научного обоснования единой гуманистической религии.


Приложения

Приложение 1. Ключевые термины

Абстракция (лат. abstractio — отвлечение, отдаление) — вид формально-логического обобщения, например, осуществляющийся при переводе апертурных цветов в имена цвета.

Адаптация (лат. adaptare — приспособлять) — негэнтропийное приспособление интеллекта к изменяющимся условиям внешней среды.

Амбивалентность (лат. ambo — оба, valens — основательный) — двойственность хроматических свойств конверсива.

АМИ (архетипическая модель интеллекта) — информационная модель личности, объективированная мировой культурой в моделируемых цветом функциях взаимодействия планов для оптимальной адаптации индивидов и воспроизводства вида.

Апертурный — (лат. apertus — открытый) — цвет, воспринимаемый во всем видимом пространстве вне его предметной отнесенности.

Архетип (гр. arce — начало + tupoz — образец) — формирующийся в фило- и онтогенезе культурно-генетический ноумен восприятия, определенные информационные характеристики которого могут быть выявлены по его метамерным и сублимированным цветам.

Аффект (лат. affectus — страсть, возбуждение) — неосознаваемая реакция бессознания.

Базисное (гр. basis — основа) — свойство системы, обеспечивающее функционирование всех ее компонентов.

Бессознание (бессознательное) — связанный с неосознаваемой обработкой информации компонент интеллекта как психофизиологический коррелят соматических (гр. soma — тело), гуморальных (лат. humor–жидкость), гормональных (лат. harmao — возбуждаю, двигаю) и других базисных свойств интеллекта, обеспечивающих его гомеостаз. В АМИ бессознание формализовано как квантифицируемый Син-план.

Гендер (гр. gen, англ. gender — род, пол) — психологическая характеристика, связанная с социокультурными особенностями интеллекта, репрезентативно связанными с половым диморфизмом.

Гомеостаз (гр. homoios подобный + stasis стояние) — неравновесная адаптация организма.

Денотат (лат denotato — обозначаю) в семантической логике — десигнат, то есть предметное значение, обозначаемое собственным именем.

Диморфизм половой (гр. di(s) — дважды + morphe — вид) — физиологическое подразделение человека на мужчину и женщину.

— гендерный — психологическое подразделение человека на фемининный и маскулинный тип интеллекта (личности).

Доминанта (лат. dominatio — господство) — господствующая функция определенных компонентов интеллекта.

Женщина (f) (лат. femininus — женский род) — репрезентативный интеллект с доминантами сверхсознания и бессознания в нормальных (N) условиях.

Значение — материальный (экстенсиональный) план какого либо смысла.

Ид-план (Id-, идеальное — от греч. ιδεα — идея) — функциональное проявление компонентом замкнутой хроматической системы менее опредмеченных (менее материальных и/или вербализованных) свойств относительно свойств других компонентов.

Имя цвета — название цветообозначения в психолингвистике и семантической логике.

Инверсия (лат. inversio — перестановка) — функциональное изменение свойств интеллекта в экстремальных (Е) условиях, определяемое перераспределением доминант его компонентов.

Интеллект (лат. intellectus — ощущение, восприятие, понимание) — (в психологии — «сознание», личность[mccclxiv]) — хроматическая модель личности, функционально подразделяемая на сознание, подсознание и бессознание.

Интенсионал — концепт, включающий единый код однородных экстенсионалов, согласно семантике кода и LIT-критерию адекватности получаемой величины.

Информация (лат. informatio — разъяснение) — базис хроматического взаимодействия между компонентами любой системы, определяемый согласованным распределением вероятностей источника по релевантным кодам связанных и свободных состояний приемника [83].

Квантификация (лат. quantum — сколько) — полуколичественная оценка заданной функции компонента по его цвету и/или плану системы.

Коды цветовой информации — виды обобщения по цвету каждым из компонентов АМИ: М-план — имя цвета как понятия и представления об этом цвете, Ид-план — апертура как его образы и образ-концепты, Син-план — метамер как аффекты и ощущения.

Компонент (лат. componens — составляющий) — один из функционально-взаимосвязанных элементов хроматической системы.

Конверсив (лат. conversio — обращение) — объединение оппозиционных функций в хром-плане сложной системы.

Концепт (conceptus — представление) — по Р. Карнапу, смысл образа.

Корреляция (лат. correlatio — соотношение) — хроматическое выявление функций компонентов в одной системе относительно подобных функций других компонентов в другой системе.

Личность — коррелят интеллекта в психологии.

М-план (М-, материальное; — от др. греч. mathr — мать £ maqhma — знание) — функциональное проявление компонентом замкнутой хроматической системы таких свойств, которые являются более опредмеченными (материальными, вербализованными) относительно свойств других компонентов.

Маскулинный (лат. masculinus — мужской) — характеристика гендерного диморфизма — мужественный.

Метамеризация (гр. meta... — пере... + meros — часть) — вид биологического обобщения как процесс преобразования информации внешней среды в бессознательную, например, осуществляющийся при переводе предметных цветов в метамерные.

Мечта — глобальная потребность, направленная на отдаленное будущее.

Моделирование (ит. modello—образец) — (хроматическое) — представление относительных свойств компонентов в заданной системе через хроматические планы и цвета.

Модель информационная — представление сложной ситемы в определенном плане анализа с заданным отношением подобия.

Мозг (головной, спинной) — коррелят интеллекта в физиологии.

Мужчина (m) (лат. masculinus — мужского рода) — репрезентативный индивид с доминантой самосознания и подсознания в нормальных (N) условиях.

Негэнтропия (лат. neg...— негативный) — отрицательная энтропия, периодически придающая компонентам интеллекта динамический характер функциональной неравновесности.

Нервная система (ЦНС, ВНС) — коррелят интеллекта в психофизиологии

Образ — субъективная картина мира, в частности, его компонентов, произвольно и/или непроизвольно возникающая в сознании и/или в подсознании, соответственно.

Образ-концепт — генетически и личностно-социально объективированная картина мира, в которой образ и его смысл принципиально неразделимы в силу процесса их интегральной сублимации подсознанием, например, в виде апертурных цветов как интенсионалов.

Относительность хроматическая — идеальность апертурных цветов в различных (N + Е) условиях, приводящая к методологии хроматизма.

План (лат. planus — ровный; понятный) — хроматические свойства одного из компонентов замкнутой системы, взятые относительно свойств другого или других компонентов этой же системы.

План анализа — аспект (философский, культурологический, психологический, физиологический и т. п.) изучения сложной системы с построением специфической информационной модели.

Планы системы — выделение в информационной модели триады компонентов, соотносимых по характеристическим свойствам, во-первых, друг с другом и, во-вторых, с подобными свойствами релевантных компонентов в других аспектах (планах) анализа[mccclxiv].

Подсознание (подсознательное) — компонент интеллекта, связанный с чувственно-образной обработкой информации и формализованный как квантифицируемый Ид-план АМИ.

Пол — физиологическая и паспортная характеристика интеллекта (личности).

Понятие — единица знания (как формы мышления), характеризующая природу определенного круга объектов [105].

Пубертат (лат. pubertas — половая зрелость) — период резкого ускорения интеллектуального (физического и психического) развития, связанный с половым созреванием в подростковом возрасте.

Размерность (хроматическая) — единое для всех областей науки выражение любой величины исключительно через категории информации (I), пространства (L) и времени (T).

Репрезентативный (фр. représentant — представитель) — статистически представительный в плане историзма.

Семантический (гр. sëmantikos — обозначающий) — смысл и значение образов.

Син-план (S-, Sin-, синеальное, от греч. sun — вместе £ suggenez — врожденные свойства) — функциональное проявление компонентом триадной системы такой совокупности относительно идеальных и материальных свойств, которая не может характеризоваться хром-планом в силу своих базисных функций.

Система (гр. systēma — составленное из частей целое) — образование функционально взаимосвязанными компонентами общности, обладающей характеристическими свойствами целого.

Смысл — идеальный план одного или нескольких конкретных значений (экстенсионалов).

Сознание (сознательное) — компонент интеллекта, связанный с формально-логической обработкой информации, вербализацией и социальными предписаниями (предпосылки правосознания у женщины закладываются генетически, тогда как самосознание у мужчины вырабатывается путем социальных воздействий). В АМИ сознание формализовано как квантифицируемый М-план.

Способность — индивидуально-психологическое свойство личности (интеллекта — Н.С.), являющееся условием успешности выполнения какой-либо деятельности [105].

Стремление — активизация потребности.

Структура (лат. structura — строение) взаиморасположение и связь компонентов материальной системы.

Сублимат (лат. sublīme — высота; возвышенно) — сублимированный образ, включающий результат обобщения на уровне образной логики подсознания.

Сублимация (лат. sublimãre — вздымать, возносить) — вид образно-логического обобщения как интеллектуальный процесс преобразования бессознательной информации в подсознательную, например, осуществляющийся при переводе метамерных цветов в апертурные.

Условия — нормальные (N — лат. norma — правило) и экстремальные (E — лат. extremum — край) — определяются, в частности, по относительному времени пребывания (более 75 % — N; менее 25 % — Е).

Фемининный (лат. fēminīnus — женский) — характеристика гендерного диморфизма — женственный.

Формула (лат. formula — определенное правило, форма) — формализация взаимоотношений планов в информационной модели сложной системы, позволяющая проводить их квантификацию.

Функциональный (лат. functio — исполнение) — семантически взаимосвязанный с характеристическими свойствами компонентов.

Функция (лат. functio — осуществление, деятельность) — взаимосвязь компонентов идеальной системы как обусловленность их характеристических свойств каким-либо специфическим видом деятельности и\или назначением в данной системе.

Характеристическое (гр. charakter — особенность) — относительно-доминирующее свойство, которым обладает один и тот же план в разнородных системах различной степени сложности.

Хроматизм (гр. chrõma — цвет; краска, эмоции) — 1. интердисциплинарное изучение реального (f-m) человека в реальной (светоцветовой) среде. 2. методология хроматического анализа и создания информационных моделей сложных саморазвивающихся систем.

Хроматический (= системно-функциональный) анализ — (гр. analisis — разложение) — выделение (в замкнутой системе и/или системах) хром-планов в виде относительных функций взаимосвязанных компонентов с одновременным выявлением характеристических отношений между ними.

Хром-план — проявление одним из компонентов триадной системы конверсивных свойств, которые в свою очередь путем дихотомии могут сводиться к диадной системе Ид- и М-планов[mccclxiv].

Хром-тест (= тест АМИ) — стандартизированное задание для выявления гендерных доминант интеллекта и последующей квантификации планов.

Цвет — интенсионал, позволяющий квантифицировать компоненты информационных моделей.

Цвета — апертурные (лат. apertus — открытый) — воспринимаются во всем видимом пространстве вне какой-либо предметной соотнесенности как интенсионалы.

— архетипические (интегральная характеристика апертурных и метамерных цветов).

— ахромные (континуум от белого — через серый — до черного) — характеризуются только светлотой.

— метамерные (гр. meta... — пере... + meros — часть) — ощущаются идентичными при различающемся спектральном составе.

— монохромные — идеализация полихромных цветов в определенных разделах науки.

— полихромные — реальные цвета, характеризующиеся цветовым тоном, светлотой и насыщенностью.

— предметные — реальные цвета предметов (экстенсионалов).

— сублимированные (см. апертурные).

— фокусные (лат. focus — очаг) — в силу их интенсиональности воспринимаются и запоминаются лучше других, независимо от наличия цветообозначений.

Цветовое пространство — объективное (внешняя среда) и субъективное (интеллект).

— тело — информационная модель цветового пространства с измеримыми параметрами.

— ахромная ось — информационно-временные сублиматы цветового пространства.

— цветовой круг — пространственно-гендерные сублиматы цветового пространства.

Экстенсивные величины — величины, значения которых определяются наличием информации как интенсионала релевантных величин в различных областях знания.

Экстенсионал (по Р. Карнапу) — предмет и/или класс предметов, обозначаемый данным именем.

Эмоция (лат. emoveo — волную) — интегральная характеристика реакций бес- и подсознания.


Приложение 2. Хром-тест

Основная особенность хром-теста — принципиально исследовательский характер, поскольку прежде всего он предназначен для верификации архетипической модели интеллекта (АМИ). Последняя была отнесена к разряду объективированных в силу того, что цветовые каноны и их гендерное соотнесение с планами интеллекта весьма близки к достоверным.

Это было подтверждено прогностической валидностью семантики цвета в гендерных отношениях, поскольку, как показано выше, «тест-ретестовая валидность» цветовых канонов базировалась на многомиллионной выборке репрезентативных данных, которые, так сказать, упорно сохранялись, и что особенно важно, в течение тысячелетий воспроизводились мировой культурой независимо от каких-либо миграционных влияний.

Данный вариант хром-теста предназначен для определения типа темперамента и гендерных доминант АМИ. Как показано в §23.3, по его результатам проведена квантификация эмоционального состояния и потребностей, разнесенных по релевантным планам АМИ.

Инструкция по выбору предпочтительных цветов в тест-таблицах (Þ Цв. рис.88)

1. Выберите три предпочтительных цвета (сектора) в верхнем цветовом круге (обозначения: нравится больше всех — №1, затем — №2 и №3) и три не нравящихся (отвергаемых) цвета (больше всего не нравится — № 1, затем — №2 и №3).

2.Выберите один предпочтительный и один отвергаемый цвет на 7-ступенчатой ахромной шкале.

3. Выберите три предпочтительных и три отвергаемых цвета (сектора) в нижнем цветовом круге (обозначения в п.1).

Обработка результатов

1.Выбранные три предпочтительных цвета обозначить полученными номерами в круге темпераментов (Рис.1). При отличиях выбора для верхнего и нижнего цветовых кругов полученные данные оцениваются по правилу аадитивного смешения цветов для каждого номера.

2. Стрелками, проведенными от №2 и 3 к цвету №1, оценить ближайший к №1 тип темперамента испытуемого.

«РЕЧЬ»: Дать сканерный рис — два цветовых круга (есть в сканерах цветных рисунков)

Рис.1. Восьмицветовой круг темпераментов Рис.2. Восьмицветовй круг гендерных планов АМИ

3. В круге гендерных планов АМИ (Рис.2) построить треугольник предпочтительных цветов с указанием номеров каждого цвета в углах полученного треугольника.

4. По этим номерам определить доминантные и субдоминантные компоненты интеллекта:

a Без учета гендера и условий проведения опыта цвета К, О и Ж — доминанта бессознания, Г, С и Ф — подсознания, П и З — сознания.

a При учете гндера и условий проведения опыта цвета К, З и Ф — маскулинная доминанта в нормальных условиях и фемининная — в экстремальных (Þ Цв. Рис.83 и 86);

a цвета Ж, Г и П — фемининная доминанта в нормальных условиях и маскулинная — в экстремальных.

5.Определить симметричность (или отклонение) полученного треугольника относительно вертикальной <П-3> оси для выявления под- или бессознательной доминанты: Г, С, Ф = Id-план и К, О, Ж = S-план.

6.Аналогичную процедуру провести относительно горизонтальной <О — С> оси для выявления доминанты сознания: П = M(f)-план и П = M(m)-план.

7. Выбор цвета по ахромной шкале позволяет определить доминирующий план интеллекта {Белые (3 левых ступени) — M-, Серый (1 в центре) — Id-и Черные (3 правых) — S-план} без разделения от условий проведения опыта (N — левые и Е — правые ступени относительно центра).

8. Результаты выбора для отвергаемых цветов (среди полихромных и ахромных стимулов) служат верификацией полученных данных «от противного».

Приложение 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АМИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: