Примечания к 2 Части

[ccix] Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство. Прикладная цветопсихология. М.: Стройиздат, 1973. С. 105.

[ccx] Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 67.

[ccxi] Бьерре Й. Семи — посвящение в мужчины // Вокруг света. 1966. № 1. С. 14–17; Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В.О., 1990. Гл. 7.

[ccxii] Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 55–63.

[ccxiii] Если корление грудью для женщины и, разумеется, для младенца — норма жизни, то семяизвержение для мужчины (творца, традиционно бравшего на себя функции правления в экстремальных условиях) — экстремум сексуса. Критерием экстремальности в хроматизме принято считать не столько обнажение-предъявление себя противоположному полу, сколько интервал времени: нормальные условия жизни занимают много больший отрезок времени, чем экстремальные. Таким образом, уже в отношениях материальных (физиологических) маркеров белого цвета проявляется половой диморфизм человека в различных (нормальном или экстремальном) состояниях (Серов Н. В. Хроматизм мифа. Гл. 6–7).

[ccxiv] Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983.

[ccxv] Ранович А. Происхождение христианских таинств. М.; Л.: ОГИЗ, 1931. С. 102.

[ccxvi] Смысл и значение белого цвета верхних мужских одежд: доминанта сознания в измененном состоянии интеллекта. Детальный анализ и вывод этого положения был проведен мной в I части книги «Хроматизм мифа» (Л., 1990).

[ccxvii] Левинский Й.-Т. Еврейские праздники. Тель-Авив: Ахиасаф, 1991.

[ccxviii] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: изд. А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 81.

[ccxix] Brémond É. L’intelligence de la couleur, Paris: Albin Michel, 2002. P. 61. Как отмечает Рамачарака, цветом седьмого начала является цвет особенной яркости, какого никогда не видел человеческий глаз. Это абсолютно белый цвет, самое существование которого отрицается наукой (Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 50–52). Действительно, в физике до сих пор не существует реального (то есть не идеализированного) абсолютно белого цвета; в реальной жизни — тем более. Каким же образом тогда стал известен этот цвет? И Рамачарака поясняет: Об ауре седьмого начала мы можем сказать очень мало, и это немногое дошло до нас только по преданию. Нам говорили, что она состоит из «чистого белого цвета», цвета, неизвестного науке. Среди нас нет ни одного человека, кто бы видел его и никто никогда не увидит (на человеческой стадии развития. Зрелище этой изумительной лучезарности представляется существам, стоящим на гораздо более высокой ступени, чем мы.

[ccxx] Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИ иП, 1976. С. 7.

[ccxxi] Символика цвета в буддизме в основном представлена по книге буддистского автора Сумбэ хамба Ишбалжир «Гирлянда цветов», дополнена данными из справочников по общей символике и никак не претендует на полноту или законченность. См.: Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986.

[ccxxii] Мифы народов мира. М.: СЭ, 1980. Т. 1. С. 149,248, 614, 656; Т. 2. С. 22, 144, 407; Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975. С. 15–78.

[ccxxiii] Поэтому попытки, например, Р.-Л. Руссо характеризовать белым цветом мужественную категорию Ян вряд ли можно считать обоснованными в конфуцианстве. Тайцзи же как даосский символ объединения Инь и Ян, который Руссо принимает за основу своего анализа, не подлежит разделению именно в силу догмата веры даосизма (ср.: Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, 1980. P. 50, 62 et c. и Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993; Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 33–50). Ибо, как писал К. Г. Юнг о тайцзй вслед за китайскими философами, “состояние Дао — это начало мира, в котором еще ничего не началось, а также состояние, достигаемое высшим разумом” (Хуайнань-цзы // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 36–65; Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб., 1994. С. 85).

[ccxxiv] Серова С. А. Пекинская музыкальная драма. М.: Наука, 1970; Сычев Л. П., Сычев В. Л.. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975; Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 166.

[ccxxv] Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб.: Лисс, 1995. С. 48.

[ccxxvi] Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в Древнем мире // Психология цвета. М.: Рефл-бук, 1996. С. 10.

[ccxxvii] Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107.

[ccxxviii] Ранович А. Происхождение христианских таинств. М.; Л.: ОГИЗ, 1931. С. 102.

[ccxxix] Согласно православной символике цвета, Пасха Христова начинается в Белых облачениях (в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя) и далее на каждой из восьми песен канона принято менять облачения, так что священник каждый раз предстает в ризах иного цвета, поражая религиозно-эстетическое воображение прихожан.

[ccxxx] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. Berlin, Henschelverlag, 1970. S. 128.

[ccxxxi] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 361.

[ccxxxii] Коран 24: 35. См. также: Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 34.

[ccxxxiii] См.: Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 76.

[ccxxxiv] Цит. по: Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 69.

[ccxxxv] Теории и символы алхимиков. М.: Новый Акрополь, 1995. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. Купер Дж. Энциклопедия символов. Книга IV. М.: Золотой Век, 1995. С. 361.

[ccxxxvi] Зыбковец В. Ф. О черной и белой магии. М.: ИПЛ, 1965. С. 6.

[ccxxxvii] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 102.

[ccxxxviii] Мелвилл Г. Моби-Дик или белый кит. М.: Географлит, 1961. С. 292–302.

[ccxxxix] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 40.

[ccxl] Brémond É. L’intelligence de la couleur. P. 56.

[ccxli] Леонардо да Винчи. Избр. произв. М.: Академия, 1935; Репринт: М.: Ладомир, 1995. § 215.

[ccxlii] Серова С. А. Пекинская музыкальная драма. М.: Наука, 1970.

[ccxliii] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 149; LE ROBERT. Paris: Ed. ADAGP, 1997 (v.: blanc).

[ccxliv] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. Berlin: Henschelverlag, 1970. S. 131; Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 30.

[ccxlv] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. С. 97.

[ccxlvi] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 362. С позиций хроматизма женская «трусость» объясняется следующим образом. С одной стороны, бессознательная природа женщины ощущает свое природное предназначение и не позволяет себе, к примеру, «прыгать с моста, чтобы спасти героя дня». С другой стороны, социальность женского сознания не дает ей никаких оснований играть агрессивную и даже активную роль мужчины. Поэтому-то о трусости женщины и не принято говорить. Ибо это так же очевидно, как и присущий ей белый цвет. Однако в хроматизме исследуются прежде всего очевидные вещи, то есть исключительно привычные явления и феномены, на которые, именно в силу привычки достаточно трудно обратить внимание. К примеру, огромное число ученых изучает различные ноумены и феномены религиозных учений. Однако, в истории науки можно встретить единичные исследования, посвященные, к примеру, изучению ауры ментального тела человека, так как эти ноумены причислены к мистическим. Спрашивается: чем же религия отличается от мистики, если в обоих случаях хроматизмом констатируется весьма близкая очевидность ноуменальных проявлений духовной жизни человечества? Риторический ли это вопрос? Это может показать, по-видимому, только время и наука. И для этого необходимо, чтобы мужская смелость университетских «ученых в белых одеждах» стала, наконец, строгим оппонентом «белому оперению» карьеристской трусости их начальников.

[ccxlvii] Цит. по: Забозлаева Т. Символика цвета. СПб.: BOREY-PRINT, 1996. С. 20.

[ccxlviii] Менегетти А. Словарь образов. Практическое руководство по имагогике. Л.: ЭКОС и ЛАО, 1991. С. 91.

[ccxlix] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 147.

[ccl] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990. Гл. 7.

[ccli] Как показывает опыт, если при кратковременной вспышке один из цветных кружков (например, красный) был окаймлен ярким белым кольцом, то другой цвет (зеленый) вообще не был виден. Окаймленный кружок полностью забивал своего конкурента, даже если яркость последнего была намного выше (Щадрин В., Бонгард М., Смирнов М. Влияние окружения на бинокулярное взаимодействие цветов во вспышках // Биофизика, 1966. Т. XI. Вып. 6).

[cclii] Цит. по: Ревалд Дж. Постимпрессионизм. М.; Л.: Искусство, 1962. С. 73.

[ccliii] Brémond É. L’intelligence de la couleur, Paris: Albin Michel, 2002. P. 57.

[ccliv] В хроматизме это легко моделируется принципом относительного детерминизма: белый цвет относительно серого кажется еще белее. Поскольку же белый цвет является пассивным, то еще более белый опишет все свойства, приведенные Э. Бремон.

[cclv] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения. 1995. С. 39.

[cclvi] Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997. Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. М.: АСТ, 2000; Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001.

[cclvii] Здесь и далее понятие «сознание» понимается однозначно и принципиально не включает каких-либо неосознаваемых предикатов. Напомню, что в хроматизме сложные живые явления и / или системы изучаются на уровне информационных моделей, то есть упрощенных системно-функциональных моделей, сохраняющих лишь характеристические свойства изучаемых объектов. Для изучения человека в его гендерно-половом диморфизме мы приняли за основу так называемую динамическую модель личности, которую для краткости и в согласии с традицией классической науки называем интеллектом (от лат. «intellectus» — ощущение, восприятие, понимание). Интеллект подразделяется на сознание (формальная логика, социальность и т. п), подсознание (образная логика, творчество и т. п) и бессознание («животная» логика, аффекты и т. п).

[cclviii] Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997. С. 56, 239. В рабочей модели хроматизма белое вещество коры больших полушарий головного мозга можно считать субстратом сознания (как компонента интеллекта)только при понимании принципов системно-динамической локализации психических функций. Относительная слабость современных представлений об этой локализации позволяет сделать лишь предварительные выводы, которые базируются и на известном сопоставлении функций подсознания с серым веществом, подкорковых структур головного мозга.

[cclix] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. Berlin: Henschelverlag, 1970. S. 128.

[cclx] Брентьес Б. От Шанидара до Аккада. М.: Наука, 1976. С. 181, 192, 194, 201. В. N. Goswamy. Essence оf Indian art. S. F., Asian Art Museum, 1986. Показательно, что независимым путем психологи пришли к тем же выводам: `серый`возникает вслед за `красным` (Spence D. P. Subliminal perception and peceptual defence: two sides of a single problem // Behav. Sci. 1967. V. 12. №3. Р. 133–193).

[cclxi] Левинский Й.-Т. Еврейские праздники. Тель-Авив: Ахиасаф, 1991.

[cclxii] Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975.

[cclxiii] Рамачарака. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 45; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИ иП, 1976. С. 5. Сравнение с интерпретацией серых тонов, полученной независимыми путями в функциональной психологии (см. ниже) показывает весьма близкие результаты.

[cclxiv] См. мой анализ хроматических воззрений Платона в работе «Античный хроматизм». Гл. 19–20.

[cclxv] Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: Золотой Век, 1995. С. 360.

[cclxvi] Согласно средневековым представлениям христианства, дерево символизирует укорененность грехов, поэтому пепел — как сожженное в очищающем страдании дерево — означает раскаяние (Фр. Порталь).

[cclxvii] Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 76.

[cclxviii] Хейзинга Й. Осень Средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988. С. 306.

[cclxix] Pastoureau M. Dictionnaire des couleurs de notre temps. Symbolique et société. P., BONNETON, 1999. Р. 171–172.

[cclxx] Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 141. Показательно, что в главе о цвете в моде, этот ученый пишет, что «существуют симпатии, обусловленные половой принадлежностью», отрицая свои предыдущие высказывания на с. 110–112.

[cclxxi] См.: Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 147.

[cclxxii] Как мне кажется, сегодня художники просто не хотятт передать это настоящее в отражении зеркала. А ведь еще великий Леонардо в § 683 советовал: «Между освещенной и затененной частями тела ложится средняя тень, которая имеет очень разные границы потому что там, где она граничит с тенью, она переходит в тень, а там, где она граничит с освещенным местом, она становится такой же светлой, как это освещенное место…» Гете в «Хроматике» (§ 35) также оговаривает множественность случаев, когда белое необходимо представлять серым. Да, что говорить о светотени настоящего времени в зеркалах, если уже и гризайл у многих художников выглядит настолько аппатитичным, что иногда кажется просто скучным. Что это, дань моде в погоне за внешней цветастостью, или проявление посконно-домотканного русского духа? В настоящей и последующих главах я попытаюсь представить обоснованные ответы на на этот, казалось бы, чисто риторический вопрос.

[cclxxiii] Тонквист Г. Аспекты цвета. Что они значат и как могут быть использованы? // Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 5–53; Канаев И. И. Очерки из истории проблемы физиологии цветового зрения от античности до ХХ века. Л.: Наука, 1971. С. 19–128; Печкова Т. А. Системы классификации цвета. М.: ВНИИТЭ, 1969. С. 4–92; Оствальд В. Цветоведение. М.; Л.: Промиздат, 1926. С. 63; Гельмгольц. О зрении. СПб.: тип. А. А. Пороховщикова, 1896. С. 58–59.

[cclxxiv] Серов Н. В. Хроматизм мифа. § 3.1.

[cclxxv] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 66; Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 30.

[cclxxvi] Тусклый, невыразительный — нулевая или чрезвычайно малая насыщенность серого цвета; неясный — невозможность соотнесения с каким-либо ахромным цветом по светлоте; непонятный, неопределенный — невозможность соотнесения с каким-либо полихромным цветом по цветовому тону.

[cclxxvii] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 160.

[cclxxviii] Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 167–170.

[cclxxix] Согласно моему анализу, в русской культуре метафора «сплошная серость» появилась в начале ХХ века и обязана введению серой (серьмяжной) форменной одежды русской армии при сплошной необразованности ее рядового состава. По крайней мере, в толковых словарях русского языка XVIII–XIX веков вплоть до первого десятилетия ХХ века фигуральные значения серости не приводятся. В отдельных западных языках переносное значение серости возникло лишь во второй половине ХХ века и, вероятно, имело миграционное происхождение из России через “демократические” страны.

[cclxxx] По-видимому, как настоящая женщина, Татьяна Забозлаева очень не любит серый цвет и поэтому удивляется, когда в конце раздела о сером (Забозлаева Т. Символика цвета. СПб.: BOREY-PRINT, 1996. С. 33) ей все же приходится привести и его немногочисленные достоинства, отмеченные в области цветоведения. Это ли не лучший пример гендерного отношения к цвету? Действительно, «женщина в сером» — никак не «Женщина в белом»... На антитетичность серого цвета и женственности указывает и примечательный польский эпитет «серая гусыня», означающий своевольную и недалекую женщину, которая к тому же любит всеми помыкать. См.: Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 345. Аналогичное отношение к серому постоянно подчеркивает и Ева Геллер, называя серый — посредственостью, скукой и теорией (Heller E. Wie Farben wirken. S. 215). В этом смысле показателен и пример с переводом люшеровской методики на русский язык. Как известно, и М. Люшер, и Г. Клар, и другие ученые всегда помещали серый как нулевой (№ 0) на первом месте. По-видимому, вслед за Л. Н. Собчик, которая — вопреки публикациям Люшера, — вполне по-женски поместила серый цвет на последнее место, наши издатели-компиляторы сумели не только сохранить это место в своих книгах, но еще и присвоить «№ 8» стимульному образцу серого цвета. См. к примеру: Люшер М. Цвет вашего характера. М.: РИПОЛ КЛАССИК, Вече, 1997. С. 23; Драгунский В. В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2000. С. 182.

[cclxxxi] В современной политической символике серым цветом обозначается германская партия «серых», отколовшаяся летом 1989 года от партии «зеленых» (Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 404).

[cclxxxii] В США для заботы о престарелых людях наряду с Американской ассоциацией пенсионеров созданы и организации «Седые пантеры», которые выступают в качестве социальной и политической силы, объединяющей как пожилых, так и молодых людей (Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 893–894).

[cclxxxiii] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. М.: МГУ, 2001. С. 131–132.

[cclxxxiv] Одним из этих примеров (В. Г. Кульпина. С. 143–144) является отсутствие в русском языке связи между страхом и серым цветом («Побелеть от страха», но не посереть). Действительно, серый цвет в передаче чувства страха для русского человека нехарактерен, ибо самому себя бояться — не жить на белом свете.

[cclxxxv] Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. С. 385–387.

[cclxxxvi] Зайцев А. Цвет и изображение (в живописи) // Искусство. 1970. № 3. С. 46. Показательно, что этимология голубого и серого цветов весьма близка.

[cclxxxvii] Гегель. Эстетика. М.: Искусство, 1971. Т. 3. С. 230–231.

[cclxxxviii] Разумееется, это заключение базируется и на экспериментальных данных спектрофотометрии. Так, при градуировке по пропусканию серое тело получают с помощью вертящегося диска с прорезями, то есть по существу рассуждений Гегеля, с помощью чередующихся потоков света и тьмы.

[cclxxxix] Нюберг Н. Д. Курс цветоведения. М.; Л.: ГИЛП, 1932. С. 87; Оствальд В. Цветоведение. М.; Л.: Промиздат, 1926; Джадд Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. М.: Мир, 1978, 492.

[ccxc] При смешении двух световых лучей, окрашенных в дополнительные цвета получается белый цвет образующегося светового потока. При смешении же двух перцептов (равно, как и красок) дополнительных цветов получается не белый, а серый итоговый цвет образующегося образа в силу его необходимости содержать не идеальную, а реальную информацию о внешнем мире. Безусловным подтверждением этому положению может служить тот факт, что и белый, и черный цвета являются научной идеализацией крайностей серой шкалы и в реальном мире не встречаются (Луизов А. В. Цвет и свет. Л.: Энергоатомиздат, 1989. Гл. 9; Сб. Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993; Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001).

[ccxci] Старые философы называли это свойство представления вещей дуализмом. На самом же деле в хроматизме было достоточно четко показано, что этот предикат серого цвета является сочетанием минимум трех, но никак не двух свойств, ибо в рамках относительного детерминизма категорически нельзя исключать из анализа и представление его собственных свойств.

[ccxcii] Роу К. Концепции цвета и цветовой символизм в Древнем мире // Психология цвета. М.: Рефл-бук, 1996. С. 10.

[ccxciii] Строго говоря, эти вещи следовало бы изложить с позиций макро и микромира с выводом коэффициентов отражения и поглощения, но это увело бы нас в сторону от семантики цвета в ее гуманитарном представлении. В оптической же теории это представление, разумеется, детализировано. См.: Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 45.

[ccxciv] Прянишников А. П., Лямин И. В. Основы композиции. М., 1951. С. 102; Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. М.: Наука, 1964. С. 104.

[ccxcv] Gericke L., Schцne К. Das Phдnomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. Berlin: Henschelverlag, 1970. S. 128.

[ccxcvi] Цит. по: Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1997. С. 286.

[ccxcvii] Серое вещество спинного и головного мозга можно считать субстратом подсознания только при понимании принципов системно-динамической локализации психических функций. Относительная слабость современных представлений об этой локализации позволяет сделать лишь предварительные выводы, которые базируются на сопоставлении функций сознания с белым веществом коры больших полушарий.

[ccxcviii] Forman Y. (Red) La couleur. Nature, histoire et décoration. P., Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 178. Строго говоря, седые волосы являются серебристыми. Серебристый же цвет принято считать блестяшим серым. Подразделение блестящих и матовых цветов приведено в разделе о золотом цвете настоящей книги.

[ccxcix] Витгенштейн Л. Культура и ценность. §§ 319, 352.

[ccc] Изложение теории П. Клее дано по материалам к докладу И. Д. Чечота «Мир цвета и образ “центрального серого” в теоретических работах Пауля Клее» на международной конференции «Художник и философия цвета в искусстве» (Тез. докл. междунар. конф. Художник и философия цвета в искусстве. СПб.: Гос. Эрмитаж, 1997. С. 56–61).

[ccci] В хроматизме первая пара не является адекватной (гендерной модели интеллекта) и подразделяется на две пары: красный-голубой и пурпур-зеленый.

[cccii] Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 131.

[ccciii] Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001; Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997. Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. М.: АСТ, 2000.

[ccciv] G. Klar (u. а.). Lüscher-Test. Die Psychologie der Farben. Basel, (o. J.); имеется перевод № Ц«36043. М.: ВЦП НТЛДКГНТ, 1975.

[cccv] В методике Макса Люшера следует учесть, что всего лишь один цвет, выбранный произвольно, может существенно исказить адекватность тестирования и его последующей интерпретации (Филимоненко Ю. И. Цветовой тест Люшера. Модификация “попарные сравнения”. СПб.: СПбГУ, 1993). Задержка же взора испытуемого на любом из цветовых образцов теста Люшера приводит к возникновению последовательных образов, что также может сказаться на результатах тестирования. Об этом, к сожалению, не говорят приверженцы проективных цветовых методик, использующих вместо цветового круга отдельно взятые стимульные образцы. Цветовые круги (для тестирования по цветовому тону, насыщенности и светлоте) представлены в моей книге Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001.

[cccvi] Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 40, 47.

[cccvii] Выше говорилось, что архетипом хроматизма — как религии, как идеального представления мира — является белый свет. Здесь же речь идет о научной методологии, которая используется для анализа реального человека (f-m) в реальном мире светоцветового окружения. Строго говоря, белый свет и серый цвет различаются объектами смешения: первый слагается из идеальных цветных потоков света, а второй — из реальных красок на Земле. Поэтому в хроматизме серый цвет служит информационной моделью для представления сложностей белого света. В отличие же от цветов других религий серый цвет является самым ненавязчивым цветом (Gericke L., Schцne К. Das Phдnomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. Berlin: Henschelverlag, 1970. S. 128), то есть цветом, который может быть принят лишь добровольно, но никак не навязан силой ли оружия, или идеологии. В этом и заключается основной тезис хроматизма как религии объединяющего всех и вся Интернета (Серов Н. В. Аксиология цвета в культурах Востока и Запада // Евразия. 2001. № 2. С. 85–91).

[cccviii] На объективном уровне психофизики об этом позволяет говорить так называемый «собственный цвет сетчатки», серый цвет которого также незаметен, как незаметно и настоящее время. На субъективном уровне метафизики времен это замечает и Андрей Белый: “Воплощение небытия в бытие, придающее последнему призрачность, символизирует серый цвет”.

[cccix] Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 102.

[cccx] Левинский Й.-Т. Еврейские праздники. Тель-Авив: Ахиасаф, 1991.

[cccxi] Цит. по: Судзуки Д. Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М.: Ассоциация молодых ученых, 1990. С. 59. С позиций хроматизма легко видеть, что эта практика сводится к избеганию доминанты черного бессознания, то есть к стремлению открыть мир подсознания.

[cccxii] Мифы народов мира. М.: СЭ, 1980. Т. 1. С. 149, 248, 614, 656; Т. 2. С. 22, 144, 407; Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975. С. 15–78.

[cccxiii] См.: Рамачарака. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 45.

[cccxiv] Келлог Д. Значение цвета и формы в изображении мандалы // Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2002. С. 67. По-видимому, ощущая это противоречие в своих рассуждениях, Джоанна Келлог одновременно отмечает, что черный цвет предшествует новой жизни, ибо символизирует темноту чрева и земли, в которую брошено семя. Любая жизнь зарождается во тьме. И тут же констатирует, что большинство американцев избегают пользоваться черным цветом, так как не любят касаться неприятных вещей. В самом деле, жизнь американца до недавнего времени была сплошь рационализирована, предсказуема и, я не боюсь этого слова, запрограммирована. Поэтому отсекалась любая непонятная информация, которую, соответственно, не могут любить американцы в силу ее неприятности.

[cccxv] Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. Минск: Полифакт, 1990. С. 8.

[cccxvi] Барышников А. П., Лямин И. В. Основы композиции. М.: СХ, 1951. С. 102.

[cccxvii] Данилова И. Е. От Средних веков к Возрождению. Сложение художественной системы картины Кватроченто. М.: Искусство, 1975. С. 87.

[cccxviii] Федоров В. Храм и богослужение // О вере и нравственности по учению православной церкви. М., 1991.

[cccxix] Лакиер А. Русская геральдика. Кн. I. СПб., 1855. С. 20; Очерки общей этнографии. Зарубежная Азия. С. 278.

[cccxx] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 34; Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 75

[cccxxi] Каракозова Ж. К. Хасанов М. Ш. Космос казахской культуры // Евразия. 2001. № 2. С. 91–138.

[cccxxii] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 104.

[cccxxiii] Там же. С. 103.

[cccxxiv] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 403.

[cccxxv] 21 ноября 1991 г. Конфедерация анархо-синдикалистов в Москве провела день 160-летия «Черного знамени».

[cccxxvi] Цит. по: Толстая Т. Н. Квадрат / Толстая Т. Н. Изюм. М.: Подкова, ЭКСМО, 2002. С. 63 (С. 61–71).

[cccxxvii] Малевич К. Главы из автобиографии художника. / Казимир Малевич. Каталог выставки. Л.; М.: Амстердам, МК СССР — SMA, The Netherlands, 1988. С. 109–111.

[cccxxviii] Соответствие внешних и внутренних свойств вещей в рамках относительного детерминизма — основного положения методологии хроматизма — было раскрыто мной в 1 главе «Хроматизма мифа. Экспериментальные данные спектроскопии и колориметрии достоверно подтвердили это соответствие (Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 43–47). Опытные данные по этому соответствию в психологии и психофизике были приведены в 3-й части «Светоцветовой терапии».

[cccxxix] Цит по: Василий Кандинский. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. С. 61).

[cccxxx] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I / Сост. М. С. Козлова. М.: Гнозис, 1994. С. 445.

[cccxxxi] Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. Ч. I. С. 178.

[cccxxxii] Митькин А. А., Перцева Т. М. Динамика формы и цвета в творчестве Василия Кандинского и Казимира Малевича / Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1993. С. 189–196.

[cccxxxiii] Так, например в герметической философии главным символом черного цвета был ворон: «Знайте также, что ворон, летающий без крыльев в ночной черноте и солнечном свете, есть глава или начало искусства» (Hermиs. Les sept chapitres). Цит. по: Пуассон А. Теории и символы алхимиков // Теории и символы алхимиков. М.: Новый Акрополь, 1995. С. 117. Здесь же процитирую и знаменитого Фулканелли: “Черный — это корень и первоисточник всех других цветов” (Фулканелли. Тайны готических соборов. М.: REFL-book, К., Ваклер, 1996. С. 84).

[cccxxxiv] Эта логика наиболее зримо представлена в конце упомянутого эссе, где Татьяна Толстая упоминает фонд, который финансирует мягко говоря «художественные» проекты суеты сует, то есть реальную гибель искусства в его сиюсекундном толковании современными меценатами. И этика современности, в самом деле, позволяет экспертам пожать руки друг другу и быстро разойтись.

[cccxxxv] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М.: изд. А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 460.

[cccxxxvi] Цит по: Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 90.

[cccxxxvii] Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М.: Академия, 1934. §§ 584, 703, 729.

[cccxxxviii] До недавнего времени колориметрические представления о черном цвете в принципе основывались на определении Гельмголца: «Черный цвет (света — Н.С.) представляет лишь темноту, т. е. попросту отсутствие света. Иное дело, если мы рассматриваем не лучи света, а окраску тел. Тогда черное точно также соответствует особым свойствам отражаеющей поверхности тела, как и белое, и с таким же правом признается цветом или окраской, как и это последнее» (Сочинения Гельмгольца. О зрении. СПб.: тип. А. А. Пороховщикова, 1896. С. 62). Ср. (Серов Н. В. Атрибуты и функции цветового пространства // Оптич. Журн. 2001. Т. 68. № 5. С. 45).

[cccxxxix] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 149.

[cccxl] Керлот Х. Э. Словарь символов.М.: REFL-book, 1994. С. 556.

[cccxli] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 72–95.

[cccxlii] LE ROBERT. Paris: Ed. ADAGP, 1997 (v.: noir).

[cccxliii] Рабинович В. Л. Мир в зеркале алхимии: цвет и свет // Культура и искусство западноевропейского средневековья. М.: Советский художник, 1981. С. 175.

[cccxliv] Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. С. 557; Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990. Часть II; он же Античный хроматизм. СПб., 1995, Части II–III.

[cccxlv] Как писал Эрих Фромм, ясность существует только относительного прошлого, а относительно будущего ясно только, что когда-нибудь да наступит смерть (Фромм Э. Искусство любви. Исследование природы любви. Минск: Полифакт, 1990. С. 8).

[cccxlvi] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л., 1990. Часть II; он же Античный хроматизм. СПб., 1995. Части II–III.

[cccxlvii] В народных приметах именно черные глаза женщины, как характеристика доминирующего в ее интеллекте бессознания, и поныне считаются наиболее опасными («сглаз — черный глаз — минуй нас»). Подробнее цветовую семантику черных глаз. См. Кульпина В. Г. Лингвистика цвета. Термины цвета в польском и русском языках. М.: МГУ, 2001. С. 112–114.

[cccxlviii] Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. С. 556.

[cccxlix] В. Тэрнер. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 85.

[cccl] Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 61–71.

[cccli] И.-В. Гете К учению о цвете (Хроматика) § 841.

[ccclii] Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997. С. 56, 113–114, 240.

[cccliii] Итальянский фашизм возник около 100 лет назад в противопоставлении к социуму (белого архетипа), и в частности, ставя себя выше общечеловеческих (женских) ценностей (белого). Поэтому черный цвет в политической семантике может считаться архетипом фашизма.

[cccliv] Если на Западе в жару снимают одежды, то в мире ислама, к примеру, стараются одеть больше одежд для изоляции тела от солнца, песка и ветра, нередко оставляя открытыми только глаза. Скрывающий все и вся черный цвет одежд арабских женщин был законодательно принят как благопристойный в ортодоксальном исламском мире в XVII веке (La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 185).

[ccclv] Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 916.

[ccclvi] Возникает вопрос, не осознает ли женщина это метафизическое различие своих цветов, о котором говорит А. Жид: если белый цвет нам кажется понятным и разумным, то черный — глупым и животным? Не боится ли «женщина-личность» оказаться вне своей личности, вне собственного сознания в экстремуме сексуса? Судя по всему, ответ может быть положительным лишь при отсутствии любви к партнеру, поскольку влюбленная женщина всегда закрывает глаза на происходящее во всех смыслах этого слова.

[ccclvii] По данным Л. Е. Этингена, шведскими учеными установлена зависимость между природным цветом волос женщины и временем достижения ею оргазма: быстрее всего он достигается у брюнеток, затем у шатенок и блондинок (Этинген Л. Е. Волосы и ногти // Человек. 2002. № 5. С. 148).

[ccclviii] Если я не ошибаюсь, единственный мифический герой — Эндимион попытался заглянуть в этот абсолютно черный цвет поглощающего женского экстремума — и тот пришел к выводу, что белому рациуму мужского сознания невозможно даже мысленно уподобиться бессознательной идее женщины — ипостатической идее Божества в Природе (Эндимион. Философия низа... СПб.: Лисс, 1992. С. 71).

[ccclix] Турчин В. Символика цвета // Юный художник. 1991. № 7. С. 36–40.

[ccclx] См. хроматический анализ времен и соотношений Платона (Серов Н. В. Античный хроматизм. СПб., 1995. Гл. 3. Часть VI).

[ccclxi] Зибковец В. Ф. О черной и белой магии. М.: ИПЛ, 1965. С. 100.

[ccclxii] “In the womb of time” (в неизвестном будущем), как говорят англичане.

[ccclxiii] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В.О., 1990. Гл. 7; Бреслав Г. Э. Цветопсихология … СПб.: Б&K, 2000. С. 74.

[ccclxiv] Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. СПб.: Андрей Наследников, 2001. С. 39.

[ccclxv] Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 53.

[ccclxvi] Симпатический отдел ВНС осуществляет усиление окислительных процессов, потребление питательных веществ, усиление дыхания, учащение деятельности сердца, увеличение поступления кислорода к мышцам и др. (Привес М. Г., Лысенков Н. К., Бушкович В. И. Анатомия человека. Л.: Медицина, 1974. С. 582).

[ccclxvii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 216.

[ccclxviii] Berlin B., Kay P. Basic color terms: their universality and evolution. Berkeley: Uca-Press, 1969. Ср.: Василевич А. П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. На материале цветообозначения в языках разных систем. М.: Наука, 1987. Гл. II. В связи с этим “опредмечиванием” нельзя не вспомнить замечания В. В. Кандинского: “Это красное носит, главным образом, материальный характер (взятое изолированно) и так же, как и желтое, не склонно к углублению” (Василий Кандинский. О духовном в искусстве. Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. С. 48). В самом деле, как показано ниже, все телесные функции этого материального характера наиболее ярко представлены теплыми цветами — красным для мужского и желтым для женского тела (см. Желтый).

[ccclxix] Монгайт А. Л. Археология в СССР. М.: АН СССР, 1955; Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В.О., 1990. С. 102.

[ccclxx] Книшенко Ю. В. История первобытного общества и основы этнографии. Ростов-на-Дону: ИРУ, 1965. С. 140–141.

[ccclxxi] Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. Л.; М.: Искусство, 1961; она же. Древнеегипетские мифы. М.; Л.: АН СССР, 1956; Турчин В. Символика цвета // Юный художник. 1991. № 7. С. 36–40.

[ccclxxii] Су вэнь, Нэй цзин: трактаты по традиционной китайской медицине на основе древних и современных текстов. (Кемерово), Серсон, 1994. С. 20–38; Гаваа Лувсан. Очерки методов восточной рефлексотерапии. Новосибирск: Наука, 1991. С. 9–24; Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975. С. 15–78.

[ccclxxiii] LE ROBERT. Paris: Ed. ADAGP, 1997 (v.: rouge). Косвенно поэтому красный помещается слева и в круге цветов.

[ccclxxiv] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 357.

[ccclxxv] Шерцль В. О названиях цветов // Филолог. Записки. Воронеж, 1884. Вып. II–III. С. 65.

[ccclxxvi] Во многих областях Востока брак обычно скреплялся прежде особым документом на красной бумаге, символизирующей радость (Очерки общей этнографии. Зарубежная Азия. М.: АН СССР, 1959. С. 150; Баскаков Э. Г. Биографии гербов, флагов, гимнов зарубежных стран. М.: ИПЛ, 1967. С. 39–40; Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986. С. 12).

[ccclxxvii] Нравы, обычаи и памятники всех народов земного шара. М., изд. А. Семен и А. Стойкович, 1846. С. 73.

[ccclxxviii] Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб., 1991. Гл. 3; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИ иП, 1976. С. 4–6. Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Гл. 3.

[ccclxxix] Рамачарака. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 46. Маловероятно, чтобы индийские иоги знали проблематику цветоведения. Так, если сочетание черного фона с красным могло позволить выявить семантику «гнева», предположим, из символики этих цветов, то ни из какой символической системы невозможно получить значение красного с зеленым как констатации ревности. В то же время законы цветоведения гласят, что сочетание красного и зеленого дает именно серовато-желтый (малонасыщенный) цвет, семантика которого, как показано ниже, связана именно с ревностью.

[ccclxxx] Обратим внимание на классические характеристики этих богов Древней Греции. Если Эрос наделяется алым цветом и характеризуется дионисийскими чувствами божественного опьянения и любовного экстаза, то Арес — пурпурно-красным цветом, и соответственно, гордостью, надменностью, спесивостью, эгоистичностью и опьянением кровью. Ср. Rousseau R.-L. Le langage des couleurs. St Jean de Braye, Dangles, 1980. P. 101 и (Серов Н. В. Античный хроматизм. Часть 1). Позднее в Античном мире мы встречаемся и с еще более тенденциозным выражением этих характеристик: с фаллоцентристским Приапом, известным под именем Красный бог. Как известно, Приап олицетворял весь эгоцентризм мужского сладострастия, которому, разумеется, поклонялось бессознгание женщины, ибо благодаря ему удовлетворялась и чувственность женского сладострастия, а этим, — и воспроизводство жизни на Земле. Взаимозависимость компонентов этого действа поражает своей целеположенностью и даже целесообразностью, о чем речь будет идти в следующих главах.

[ccclxxxi] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 27.

[ccclxxxii] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 359.

[ccclxxxiii] Каждан А. П. Цвет в художественной системе Никиты Хониата // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. М.: Наука, 1973. Бычков В. В. Византийская эстетика. М.: Искусство, 1977. С. 102–107; Горшкова В. Светоносная палитра // Родина. 1994. № 2. С. 96–98; Бастид Р. О чем говорят цвета. Мифы и символы // Курьер ЮНЕСКО, июнь 1958. С. 24–33.

[ccclxxxiv] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 34.

[ccclxxxv] Шютт П. Поездка в Иран / Пер. с нем. // Иностр. Лит. 1988. № 8. С. 181.

[ccclxxxvi] Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979.

[ccclxxxvii] Лакиер А. Русская геральдика. Кн. I. СПб., 1855. С. 39; Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 340, 401.

[ccclxxxviii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. Die Psychologie der Farben. Basel, (0. J.); имеется перевод № Ц–36043. М.: ВЦП, 1975. С. 15.

[ccclxxxix] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика) § 775 // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 315.

[cccxc] Василий Кандинский. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. С. 47. Показательным для этой неограниченности мне кажется тот факт, что для французов, особенно для финансистов и бизнесменов (как правило, мужчин) к примеру фигуральное выражение «быть в красном», означает нахождение в сложной критической ситуации (LE ROBERT. Paris: Ed. ADAGP, 1997 (v.: rouge)). Ср. семантику зеленого цвета.

[cccxci] Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. I / Сост. М. С. Козлова. М.: Гнозис, 1994. С. 446, 447.

[cccxcii] Так, в “Романтиках” Константин Паустовский замечает: “Мопассан писал при свете красного абажура, густом как кровь и страсть, писал в те часы, когда его уже подстерегало безумие”. Биографы и исследователи творчества Рихарда Вагнера постоянно упоминают потребность композитора писать музыку только при красном свете (Дерибере М. Цвет в деятельности…. С. 72).

[cccxciii] Келлог Д. Значение цвета и формы в изображении мандалы // Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2002. С. 69.

[cccxciv] Бер У. Что означают цвета. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 44.

[cccxcv] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. S. 186.

[cccxcvi] «Рад дурак красному» (В. Даль Пословицы и поговорки русского народа. М.: тип. МГУ, 1862. С. 476).

[cccxcvii] Цит. по: Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 360.

[cccxcviii] Данилова И. Е. Искусство средних веков и Возрождения. М.: Советский художник, 1984. С. 95.

[cccxcix] Brémond É. L’intelligence de la couleur, Paris: Albin Michel, 2002. P. 160.

[cd] Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990. С. 169. По прошествии дюжины лет в хроматизме получено более чем достаточное число доказательств справедливости этого положения. Ср. (Тернер В. У. Проблема цветовой классификации в примитивных культурах (на материале ритуала ндембу) // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 66). На экстремальность красного для женщины указывает и тот факт, что по мере полового возбуждения цвет малых половых губ переходит из бледно-розового в ярко-красный; во время оргазма частота дыхания, пульс, давление крови у женщины сравнимы с этими показателями при восприятии красного цвета. Помимо этого в момент оргазма отмечается резкое покраснение кожи груди и лица женщины (Свядощ А. М. Женская сексопатология. М.: Медицина, 1974. С. 29, 34–35).

[cdi] Как следует из хроматического анализа памятников, во всех известных культурах существует общепринятая парадигма: красный — мужской цвет. Поэтому амбивалентность разделения красного цвета по полу, которую находит В. Тернер в пережиточных обществах, имеет смысл рассматривать только при задании граничных условий существования племени. При этом, как показала практика хроматизма, красный цвет может характеризовать женское бессознание исключительно в экстремальных условиях, тогда как мужское — в нормальных (Ср.: Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 82; Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990, § 8.4).

[cdii] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 107–109.

[cdiii] Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность М.: Мысль, 1993. С. 421.

[cdiv] Brémond É. L’intelligence de la couleur, Paris: Albin Michel, 2002. P. 140–153. Показательно, что данные физиологии полностью подтверждают наблюдения нашей коллеги. Так, по данным Маделен Мэйкэнеску-Джорджеску, у женщины в ответ на эффективный половой стимул отмечается покраснение различных участков тела, прогрессивно распространяющееся по всему телу на фазе предельной половой напряженности. Интенсивность покраснения увеличивается к концу этой фазы и резко исчезает после оргазма. (И. Думитру и др. Физиология и патофизиология воспроизводства человека. Бухарест: Медицинское издательство, 1981. С. 306–319). А. М. Свядощ также указывает на тот факт, что при нарастании полового напряжения цвет малых губ из бледно-розового переходит в ярко-красный или темно-красный (Свядощ А. М. Женская сексопатология. М.: Медицина, 1974. С. 34).

[cdv] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 98–121.

[cdvi] Романовска Анна. Цвет и настроение // Служба быта. 1966. № 11. С. 35.

[cdvii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. Die Psychologie der Farben. Basel, (0. J.); имеется перевод № Ц–36043. М.: ВЦП, 1975. С. 5.

[cdviii] Так, по данным Н.Федотовой, красный цвет лучше воспринимается в левом полуполе зрения, то есть правым полушарием головного мозга, которое отвечает прежде всего за образное мышление, свойственное преимущественно мужчинам (Федотова Н. На цвет товарищи есть // Знание — сила. 1988. № 10. С. 50).

[cdix] Гегель. Эстетика. М.: Искусство, 1971. Т. 3. С. 233.

[cdx] Чернова А. … все краски … С. 98–121.

[cdxi] Де Боно Э. Шесть шляп мышления. СПб.: Питер, 1997. С. 56, 239.

[cdxii] По данным В. В. Похлебкина, суггестивность этого символа строится на использовании семантики красного цвета — цвета крови и креста как символа христианства.

[cdxiii] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 402.

[cdxiv][cdxiv] Из-за наибольшей длины волны (среди всех цветов видимой области спектра) после преломления на хрусталике точка локализации красного цвета находится позади сетчатки. Именно поэтому красный объект кажется находящимся ближе, чем в реальности. Очевидно это свойство красных тонов автомобилей и приводит к меньшему числу ДТП — водители встречных машин раньше замечают их и успевают вовремя уклониться от столкновения. Возможно, свою роль здесь играет и «условный рефлекс» дорожных сигналов: красный свет — «стоп» (Статистика “Вокруг света”. 1966. № 11. С. 53).

[cdxv] Обратим внимание на то, как это представление интерпретировалось классиком аналитической философии Людвигом Витгенштейном в § 443 Философских исследований: «Красное, которое ты себе представляешь, безусловно, не то же самое (не та же самая вещь), что красное, которое ты видишь перед собой; как можешь ты тогда утверждать, что это именно то, что ты себе представлял?» Иначе говоря, здесь уже предполагалось существование неразрывной связи между образом цвета и его концептом — как внутренним цветом нашего представления о внешнем цвете окружающей среды. Любопытно, что в истории хроматизма априорные размышления философов все чаще и чаще подтверждаются на практике: репрезентативный анализ представленной нами базы данных дал достаточно ясный ответ на вопрос Витгенштейна.

В то же время, как пишет А. П. Василевич, мы имеем каким-то образом структурированное множество цветовых оттенков, в котором чисто условно выделяются области близких цветов. Оттенкам в языке соответствуют слова; при этом непрерывность, присущая цветовому пространству, уступает место дискретности, свойственной языку (Василевич А. П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. На материале цветообозначения в языках разных систем. М.: Наука, 1987. С. 53). И далее (С. 106) замечает, что различные формулы символической логики помогают уяснить какие-то детали, но все это — искусственные языки, не имеющие непосредственной связи с интуицией; человеческое сознание привыкло к естественному языку, и именно его надо признать наиболее пригодным метаязыком семантического описания.

[cdxvi] Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985; Татиевский А. Цвет и характер. М.: Моимпекс, 1995. С. 9.

[cdxvii] Кожевников Е. П. Компенсаторное слежение в условиях монохроматической световой среды // Вопр. психол. 1971. № 4. С. 120.

[cdxviii] У взрослого мужчины количество эритроцитов в 1 куб. мм составляет в среднем 5 млн, у взрослой женщины — 4,5 млн. (Крэйг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 567; Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинскии Я. Я. Антропология. М., 1941. С. 256). Любопытно, что в эритроцитах крови у 15 % людей отсутствует резус-фактор (Батуев А. С., Никитина И. П., Журавлев В. Л, Соколова Н. Н. Малый практикум по физиологии человека и животных: Учебное пособие / Под ред. А. С. Батуева. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 35). Не являются ли и эти 15 % очередным свидетельством несоответствия гендера полу, то есть не могут ли они быть материальным маркером гендера? Насколько мне известно, до настоящего времени ответа на этот вопрос не существовало.

[cdxix] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. Гл. 1, 4; Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. Гл. VIII, IX; Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 23.

[cdxx] Кандинский В. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд ЛГ, 1990. С. 47–48.

[cdxxi] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 74.

[cdxxii] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test. S. 6; Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 132.

[cdxxiii] Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. С. 232.

[cdxxiv] Сексопатология: Справочник / Под ред. Г. С. Васильченко. М.: Медицина, 1990. С. 131.

[cdxxv] Иванов В. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 74.

[cdxxvi] Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985; The Luscher Color Test. N.Y., 1971.

[cdxxvii] Бажин Е. Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений. Л., 1985.

[cdxxviii] Eysenck H. J., Eysenck S. B. Manual of the Eysenck Personality Inventory. San Diego: E&IT, 1968.

[cdxxix]. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб., 1997. Luscher M. Psychology der Farben. Basel, 1985; The Luscher Color Test. N.Y., 1971.

[cdxxx] Серов Н. В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. С. 136.

[cdxxxi] Ньютон не считал спектральным цветом пурпурный, а Гете — зеленый. Объединение этих позиций позволило создать адекатный концепт внешнего (по Ньютону) и внутреннего (по Гете) цветового пространства, впервые представленный мной в «Античном хроматизме» (С. 460–474).

[cdxxxii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 271–272.

[cdxxxiii] Бунак В. В., Нестурх М. Ф., Рогинский Я. Я. Антропология. М.: УПГ, 1941. С. 256.

[cdxxxiv] Forman Y. (Red.). La couleur. Nature, histoire et décoration. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 194.

[cdxxxv] Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 32–33.

[cdxxxvi] Гольдштейн А. Безразличие к цвету // Декорат. Искусство СССР. 1966. №6. С. 10–12.

[cdxxxvii] Наука и религия. 1988. № 1. С. 64.

[cdxxxviii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Гл. 3.

[cdxxxix] Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИиП, 1976. С. 6.

[cdxl] Гоген П. Ноа-Ноа. М.: Изд. Маковского, 1914. С. 123.

[cdxli] Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 47.

[cdxlii] Василий Кандинский. О духовном в искусстве (живопись). Л.: Фонд «Ленинградская галерея», 1990. С. 49.

[cdxliii] Исследование цвета пламени показало, что образ пламени репрезентативно связан не с красным, а с оранжевым цветом (Шемякин Ф. Н. К вопросу об отношении слова и наглядного образа // Изв. Педаг. Наук РСФСР. М., 1960. Вып. 113. С. 29).

[cdxliv] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993, P.194.

[cdxlv] Отсюда ученый заключает, что семантическое поле цвета по-разному строится в стихе и прозе (Москович В. А. Статистика и семантика. М.: Наука, 1969. С. 142). В хроматизме рассматриваются причины этих различий и на уровне информационной модели интеллекта анализируется, что соотнесение образ-концепта «оранжевого» с бессознанием, то есть с андрогинностью животной, биологической жизни человека не может являться нормой для поэтически-творческого подсознания. В качестве же исключения может быть создано даже «оранжевое небо», где имя цвета не адекватно денотату и, разумеется, образ-концепту. Прозаические же произведения нередко основаны на формальной логике изложения и, следовательно, на доминировании сознания, оперирующего не образ-концептами, а понятиями, к которым оно, вообще говоря, относит и цветообозначения.

[cdxlvi] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 22.

[cdxlvii] Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. С. 64, 73, 77.

[cdxlviii]. Klar G. (u. а.). Lüscher-Test… С. 6, 24.

[cdxlix] Чернова А. … все краски мира, кроме желтой. М.: Искусство, 1987. С. 107–109.

[cdl] Brémond É. L’intelligence de la couleur. Paris: Albin Michel, 2002. P. 170.

[cdli] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 404.

[cdlii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 223.

[cdliii] Желто-оранжевыми лучами д-р Бэббитт лечил следующие заболевания: анемические состояния и малокровие; запоры и истощение; аменорею, расстройство менструального цикла; недостаточность функций печени, почек и органов малого таза; твердые хронические опухоли, отеки; бронхит, воспаление легких, простуду; паралич, ревматизм, ознобы; подавленность, переутомления и т. д. (Бэббитт Э. Д. Принципы света и цвета. Исцеляющая сила цвета. Киев: София, 1996. Гл. 6).

[cdliv] При функциональном происхождении этих заболеваний, однако, может назначаться именно теплая гамма цветов. Это создает у пациента все условия для динамического перехода к активности параллельно с психотерапевтическим курсом лечения. И несмотря на вызываемый им аппетит, полнота пациенток уже через 3–4 сеанса цветолечения заметно убывает (Серов Н. В. Лечение цветом. СПб.: Лисс, 1993. С. 24).

[cdlv] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisé, 1993. P. 194.

[cdlvi] Это ли не роскошь! Иметь одинаковый взгляд на жизнь. Возможно, это сказывается и на предпочтениях юношей, достигающих половой зрелости: по Люшеру, они чаще выбирают красно-оранжевый цвет.

[cdlvii] Согласно выводам В. Ф. Шемякина, названия для коричневого цвета в немецком и английском языках восходят к древнему индоевропейскому корню, означающему цвет шерсти животных и, в частности, бобра и медведя (Шемякин В. Ф. К вопросу об отношении слова и наглядного образа // Изв. Ак. Пед. наук РСФСР. М., 1960. Вып. 113. С. 13). Вместе с тем в русском языке, согласно В. И. Далю, “коричневый” скорее может происходить от коряного цвета, цвета коры деревьев.

[cdlviii] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 131.

[cdlix] Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зурат». Улан-Батор: Госиздательство, 1986. С. 12.

[cdlx] Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 47.

[cdlxi] Klar G. (u. а.). Lüscher-Test … С. 6.

[cdlxii] Цит по: Миронова Л. Н. Цветоведение. Минск: ВШ, 1984. С. 77.

[cdlxiii] Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Гл. 3; Кейс Э. Ауры. С. 6.

[cdlxiv] Кандинский В. В. Альбом. Текст художника. М., 1918. С. 58.

[cdlxv] Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цвет в архитектуре. М.; Л.: ГСИ, 1934. С. 29. В «переработанном и дополненном переиздании» этой книги, по понятным причинам психологическая интерпретация цветовосприятия была просто опущена (Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цветоведение для архитекторов. М.; Л.: ГОНТИ, 1938). Любопытно, что при Брежневе появляется впечатление, как мне кажется, весьма близкое к образу, который выразил Кандинский: «коричневый усыпляет и подавляет» (Губерман И. Чудеса и трагедии черного ящика. М.: ДЛ, 1969. С. 237). Однако это — отдельная тема для исследований внутренней среды человека в мире социума.

[cdlxvi] Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997. Драгунский В. В. Цветовой личностный тест. М.: АСТ, 2000; Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001.

[cdlxvii] Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 47.

[cdlxviii] La couleur. Nature, histoire et décoration. P. 194.

[cdlxix] Похлебкин В. В. Словарь международной символики... С. 404.

[cdlxx] Подробнее о коричневой форме фашистов в Германии (см.: Heller E. Wie Farben wirken. S. 207–208).

[cdlxxi] Забозлаева Т. Символика цвета. С. 95. См. также Heller E. Wie Farben wirken. S. 105.

[cdlxxii] Гендерное различие потребностей в сексуальном удовлетворении может быть интерпретировано по принципу символических различий сердолика. Так, его коричневатые оттенки принято подразделять на “мужской” — темно-коричневый и “женский” — розовато-оранжевый. Вместе с тем собственно коричневый снимает эти различия, объединяя в себе мужскую и женскую потребность, о чем говорит и близость цветов их оргазма (см.: Серов Н. В. Хроматизм мифа. Л.: В. О., 1990. Гл. 9).

[cdlxxiii] Гете И.-В. К учению о цвете (Хроматика) § 765–766 // Гете И.-В. Избр. соч. по естествознанию. М.: Наука, 1957. С. 312–313.

[cdlxxiv] Gericke L., Schöne К. Das Phänomen Farbe. Zur Geschichte und Theorie ihrer Anwendung. B.: Henschelverlag, 1970. S. 126.

[cdlxxv] Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.; Л.: АН СССР, 1956; она же. Искусство Древнего Египта. Л.; М.: Искусство, 1961; Турчин В. Символика цвета // Юный художник, 1991. № 7. С. 36–40.

[cdlxxvi] В различных течениях китайской философии считалось, что равновесие Инь — Ян имеет место 18 дней каждого сезона, что давало основание эпизодически наделять желтым (золотым) цветом Ян категорию. Иначе говоря, в развивающейся системе желтый цвет может характеризовать и Инь, и Ян в зависимости от условий (нормальных или экстремальных), что полностью соотвествует положениям хроматизма о зависимости репрезентативных данных от условий наблюдения. Поскольку и Гете, и Кандинский, и Шпенглер называли желтый типично земной краской, а желтый цвет являлся неизменной характеристикой «земли» в Китае, то с учетом общепринятой семантики «земля — женщина» в обычных условиях желтым цветом репрезентативно характеризуется женская категория Инь. См.: Кобзев А. И. Особенности философской и научной методологии в традиционном Китае // Этика и ритуал в традиционном Китае. М.: Наука, 1988. С. 17–55; Васильев Л. С. Этика и ритуал а трактате «Ли цзи» // Там же. С. 173–201; Торчинов Е. А. Этика и ритуал в религиозном даосизме // Там же. С. 202–235; Су вэнь, Нэй цзин: трактаты по традиционной китайской медицине на основе древних и современных текстов. (Кемерово), Серсон, 1994. С. 20–38).

[cdlxxvii] La couleur. Nature, histoire et decoration / Red. Y. Forman. Paris: Le Temps Apprivoisй, 1993. P. 200; Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 363.

[cdlxxviii] Как замечает Ева Геллер, «Для нас (европейцев — Н.С.) черный определенно мужской, а желтый мы ощущаем как женский», полагая, что в Китае все наооборот: «Желтый — Ян принцип» (Heller E. Wie Farben wirken. S. 139). Однако с этим трудно согласиться по многим причинам. Во-первых, в китайской натурфилософии желтый цвет рассматривался относительно других в зависимости от сезона и имел преимущественно женственный характер в связи с матрилинейностью правления. Во-вторых, согласно китайской символике желтый цвет всегда ссотносился с пассивностью земли (желтоземы), которая требовала своего красного возделывателя. И, наконец, в-третьих, желтый цвет всегда сопоставлялся в китайской традиции с такими женскими символами как роза и сладкий вкус (ср. табл. 13.2 в Хроматизме мифа и табл. на с. 140 в книге Евы Геллер), что также не дает никаких оснований его соотнесения с мужественноым принципом Ян. Об этом говорил еше Бань Гу: “Почему среди пяти первоэлементов два (“дерево” и “огонь”) относятся к силе Ян, а три (остальные) относятся к силе Инь? (Земля, относящаяся к силе Инь), будучи почитаемой превыше всех, сочетается с небом, (относящимся к силе Ян). Что касается “металла”, “дерева”, “воды” и “огня”, то здесь силы Инь и Ян соединяются попарно (Бань Гу. Бо ху тун // Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: Наука, 1990. С. 227–236; Степугина Т. В. Примечания 3–30 к этому трактату, там же. С. 433–438).

[cdlxxix] Как и в белом цвете (См. выше), так и здесь мы встречаемся с материальным маркером, характеризующим экстремальное состояние мужчины в сексусе. Поэтому для нормальных условий жизни вряд ли может быть обоснована интерпретация желтого (и золотого) цвета с цветом отца даже с мифологической точки зрения, на которой основывается Джоанна Келлогг в статье «Значение цвета и формы в изображении мандалы» (см.: Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Речь, 2002. С. 66–75). Привлечение же мифов индуизма, или более поздних версий, к примеру, о Зевсе, золотом дожде и Данае подчеркивает исключительно эктремальный характер проявления желтого (золотого) цвета как маскулинного.

[cdlxxx] Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече, АСТ, 1997. С. 363.

[cdlxxxi] Каптен Ю. Л. Основы медитации. СПб., 1991. Гл. 3; Вайс Ж.-М., Шавелли М. Лечение цветом. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. Гл. 3; Кейс Э. Ауры / Пер. с англ. Вирджиния: АНИиП, 1976.

[cdlxxxii] Рамачарака И. Основы миросозерцания индийских иогов / Пер. с англ. СПб., 1913. С. 47–52. Если придерживаться этого положения, то становятся объяснимыми и нимбы Аполлона, Будды и Христа как духовно-великих людей. Вместе с тем, справедливость этого положения свидетельствовала бы и в пользу известного психологам эмпирического факта — гениальные творцы всегда обладали женственными характеристиками личности, то есть женственным бессознанием. А это, в свою очередь, давало бы основания говорить о сущностном факторе творческой переработки информации прежде всего бессознанием. Так как именно последнее положение и констатируется в науке (Юнг, Леви-Стросс, Симонов, Фромм и другие), то круг замыкается: религия предшествует науке. И следовательно, религия и наукя являются взаимодополняющими компонентами единого процесса познания истины.

[cdlxxxiii] Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М.: Международные отношения, 1995. С. 340. Примечательно, что до XII века желтый цвет имел преимущественно поло


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: